Гільйотина на Різницькій

4213 переглядів
П'ятниця, 19 лютого 2016, 09:41
Андрій Демартіно
історик, публіцист

Как только Верховная Рада проголосует за назначение нового Генерального прокурора, можно начинать сбор подписей за его отставку.

Зачем терять время для события неизбежного, как Шустер по пятницам?..

Ни один из вновь назначенных руководителей ведомства на Резницкой не сможет удовлетворить общественный запрос на "суд скорый и праведный" в условиях, когда первое имеет значительный приоритет над вторым.

Единственным быстрым способом заслужить аплодисменты общественного одобрения является круглосуточная работа гильотины во внутреннем дворике главного надзорного ведомства. К сожалению, данное наблюдение – скорее, констатация медицинского факта, чем попытка иронизировать.

В рамках права и реальных возможностей правоохранительной системы решить вопрос наказания экс-власти в той степени кардинальности и масштабе, которых ожидает общество, невозможно.

Единственный выход – принятие политического решения.

Кто-то должен взять на себя ответственность определить "расстрельный список" и, самое главное, найти тех, кто будет готов выполнять не совсем или вовсе незаконные решения – привлечь, допросить, арестовать.

Если игнорировать нормы УПК, процессам "посадок", которых ожидает страна, будет предано реактивное ускорение. Что-то подобное совсем недавно практиковали в одной из братских нам республик – но, по-видимому, ничем хорошим это не закончилось. Да и историческая память подсказывает, что подмена закона принципом "революционной целесообразности" слишком дорого обходится.

Вопрос: кто возьмёт на себя функции украинского Робеспьера и готов ставить живой автограф под нужными документами?

При высочайшей вероятности того, что бумаги с резолюциями попадут в архив и будут ждать своего часа, чтобы лечь в основу уголовных дел, открытых уже против самих "робеспьеров".

Цикличность и циничность политических сезонов – украинская классика. В особенности после событий Майдана – любой из силовиков сто раз подумает, не уволится ли от греха подальше, чем взять на себя ответственность завизировать что-то мало-мальски сомнительное.

Отвечая на вопрос, почему нельзя сделать быстро и по закону, необходимо учесть несколько принципиальных моментов.

1. Даже самый эффективный менеджер не выйдет за рамки объективно возможного.

2. Никакими директивами не выполнить задачу резкого увеличения количества высококлассных специалистов.

3. Не существует технологий ускоренного синтезирования опыта и знаний – этот процесс можно только имитировать.

В правоохранительных и прокурорских органах следователей, способных вести дела особой сложности – по пальцам пересчитать. Численность профессионалов убывает со скоростью сжимания "шагреневой кожи".

Невозможно выдернуть откуда-нибудь из Жмеринки юриста, мирно зарабатывающего юридическим консультированием бракоразводных процессов – и на скорую руку слепить из него "важняка", которому по силам распутать миллиардные транснациональные аферы. И не потому, что молодому юристу не будет хватать патриотизма – ему просто не будет хватать знаний, накопленных годами практики.

При этом на стороне "зла" ему противостоят: запутанные украинские законы, коррумпированные суды и беспринципные, но профессиональные адвокаты с почасовой оплатой в твёрдой валюте.

Можно хоть каждый месяц менять генпрокурора. Но любой из них будет работать, используя возможности тех людей, которые есть в наличии. И с Марса резерв не прилетит.

Решение данной проблемы лежит в плоскости реформирования системы образования, которая должна стать безусловным приоритетом всей государственной политики.

Десятилетиями отечественные ВУЗы заливали "гнилой кровью" безграмотных выпускников силовые структуры, вымывая профессиональное ядро.

Каким образом студент, привыкший с первого курса давать взятки, будет соблюдать закон и с уважением к нему относится? Не говоря уже об уровне знаний, купленных за регулярные конвертные подношения.

Почему в результате конкурсов на замещение вакансий в прокуратурах по результатам тестирования – не произошло "революционного прорыва" молодых кадров? Подтасовка, коррупция, сопротивление реформам?

Ответ неудобный, стыдный и для телевизионных обличений плохо звучащий: уровень знаний внешних конкурсантов в своей массе, мягко говоря – ниже среднего.

Где в таком случае одномоментно взять для новой прокуратуры, пять тысяч качественно обученных специалистов с необходимым уровнем подготовки? Стоит пообщаться с рекрутинговыми агентствами, которые популярно расскажут, сколько времени уходит на поиск даже одного подходящего кандидата.

Всегда стоит начинать с фундамента – но при этом не забывать, что обществу необходимо говорить правду.

Какой бы неудобной она не была.

Андрей Демартино, специально для УП



powered by lun.ua
Чому Україна повинна ратифікувати Римський статут Міжнародного кримінального суду
Підписавши Римський статут у 2000-му році, Україна до цих пір його не ратифікувала. В чому ж проблема та чому питання його ратифікації зайняло так багато часу і досі викликає дискусії? І, власне, чому Україна зрештою повинна ратифікувати Римський статут?
В "Укроборонпромі" "зрада": чистий дохід зріс на 9 мільярдів
Витрати на собівартість продукції державного концерну справді зросли на 44% порівняно з попереднім роком. Розповім про причини.
Голуб, який нагидив, і "тупа вівця". Як проходить велика інформаційна війна піарників проти журналістів
У партії "Слуга народу" з'явився "новий Ляшко"? Як скандал з депутатом СН Бужанським і журналісткою "Новое время" вписується в парадигму інформаційної війни.
Чому потрібен закон про освіту дорослих
На сьогодні освіта дорослих фактично працює хаотично без бюджетного фінансування.
Збільшення статутного капіталу банку: як підготуватися
Банкам, які планують збільшувати свій статутний капітал, варто вже зараз підготуватися до оцінки Національним банком джерел коштів їхніх акціонерів.
Українська школа: що з нею далі робити. Про предмети, вчителів, директорів і середню освіту
Наш атестат про середню освіту засвідчує лише проведені за партою роки, а не здобуття знань та навичок.
Земельна реформа: десять правильних кроків
Забезпечення швидкого доступу до земельних ресурсів без корупції – одне з найбільш пріоритетних завдань економічної політики для нової влади.