Наскільки українці поділяють план Авакова щодо повернення Донбасу?

3292 перегляди
Середа, 18 квітня 2018, 08:30
Віталій Сизов
член "Кальміуської групи", аналітик "Донецького інституту інформації"

Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков в недавнем интервью "Украинской правде" провел, так сказать, публичную презентацию собственного плана урегулирования конфликта с Россией на Донбассе.

Он призвал общество к болезненному диалогу и обсуждению путей решения этого вопроса, чего, действительно, не хватает в украинской публичной сфере.

Но секрет успеха любого начинания состоит в том, чтобы действия отвечали реальному запросу, а не политическим желаниям министра, депутата или общественного деятеля.

Этот запрос и изучала с 27 марта по 1 апреля 2018 года компания "JfK Украина" по заказу объединения аналитиков "Кальмиусская группа". Были проведены фокус-групповые исследования во всех частях Украины. Всего опрошено 96 человек в 12 населенных пунктах.

Исследование касалось, в том числе, и вопроса урегулирования конфликта на Донбассе, оценок существующего формата переговоров, закона о "реинтеграции". Результаты исследования были представлены 13 апреля на пресс-конференции в Киеве.

Итак, что же можно сказать по его результатам, и насколько мнения украинцев совпадают с планом министра Авакова?

Способ решения конфликта

Представители большинства участников фокус-групп были солидарны с министром в том, что конфликт желательно решить мирным путем, чтобы избежать больших жертв среди мирного населения, украинских военных и не нанести дополнительный урон инфраструктуре, которую потом придется восстанавливать.

В качестве факторов риска в случае решения конфликта военным путем респонденты, как и министр, называли ответные действия Российской Федерации, которая может увеличить зону боевых действий и сдержать наступление украинской армии.

Аваков: "Ясно, что большая военная операция в Украине сопряжена с рисками и потерями для Путина, потому что мы уже знаем, как давать сдачи. Но для нас это могут быть колоссальные потери".

Донецкая область, респондент, 36 лет: "Минус в том, что страна-агрессор на военный конфликт стопроцентно нанесет ответный удар. Это может только усугубить ситуацию и расширить территорию конфликта".

Как видим, в отношении желательного способа урегулирования конфликта у респондентов и министра противоречий нет.

Выборы в ОРДЛО и условия их проведения

Одним из необходимых шагов для мирного урегулирования, по словам министра, будут выборы в органы местной власти, и, как он отмечает в статье, ему все равно, кто на них победит, потому что таким образом будет решен глобальный, исторический вопрос – возвращение территорий под украинский контроль.

Необходимым условием для проведения выборов министр назвал возвращение органов власти в неподконтрольные города, которые будут поэтапно переходить под украинский контроль, и ввод миротворцев.

На фокус-группах популярной была идея о невозможности проведения выборов до установления контроля над государственной границей, что, в общих чертах, соответствует идее министра.

Аваков: "Заходят миротворцы и встают на границе условного города Горловка или сельского Новоазовского района. Границу с оккупированной территорией сразу берут под контроль и "голубые каски", и украинские пограничники. Внутрь этой вернувшейся в Украину территории заходят органы украинской юстиции и проводят выборы по нашему закону".

Львовская область, респондент, 55 лет: "Вивести взагалі війська звідти. Тоді можна робити вибори".

Респонденты были не против выборов в местные органы власти, если это позволит решить конфликт бескровно.

Одна из главных идей министра внутренних дел – отмена выборов в центральные органы власти на неподконтрольной территории в течение 5-10 лет. Он называет это принятой практикой.

Аваков: "Повторюсь, будут нюансы, связанные с особенностями переходного периода. Я думаю, что люди с оккупированных территорий будут поражены в правах в отношении выборов в центральные органы власти – парламента, президента и так далее. Но это нормальная международная практика".

"Особый статус"

Некоторые особенности местного самоуправления, такие как особый экономический режим или возможность использовать в официальной сфере русский язык, министра тоже не волнуют, в случае если глобальный вопрос будет успешно решен.

Аваков: "Какие-то переходные позиции, касающиеся специальных статусов языков, особых экономических зон и прочее меня вообще не беспокоят. Потому что речь идет о гораздо больших институциях, собственно – об успехе государственности в Украине".

Лояльность местных органов власти будет обеспечена за счет того, что средства на восстановление будут контролировать и распределять представители центральных органов власти.

Фокус-групповое исследование не предполагает фиксированных ответов, но в целом позиция министра в этой части вполне в духе того, о чем говорили люди на фокус-группах.

Определенной поддержкой пользовалась идея предоставления "особого статуса" именно в качестве "особого экономического статуса", необходимого для восстановления региона. Такой "особый статус" воспринимался лояльнее, чем политический "особый статус".

Вопрос использования русского языка в органах власти на местном уровне не был болезненным, хотя респонденты зачастую не могли четко разделить бытовую и официальную сферу.

Киев, респондент, 30 лет: "Особый статус может дать какие-то льготы налоговые для того, чтобы местное население, ведя бизнес, сами поднимали свой регион".

Отношения с РФ

Для восстановления региона Аваков призвал не использовать деньги России, хотя, по его мнению, она их будет предлагать.

В фокус-группе говорили о связанной теме – могут ли сейчас неподконтрольные районы Донбасса иметь особые отношения с Россией после того, как они будут возвращены под контроль Украины. Здесь более популярна была идея особых экономических отношений, торговли. Возможность особых политических отношений с Россией воспринималась гораздо хуже.

Министр тоже категорически против любых контактов, а респонденты опроса "Кальмиусской группы" более лояльно воспринимают экономические контакты, но не политические.

Амнистия и люстрация

Большая часть интервью министра уделена вопросам наказания за сотрудничество с оккупационным органами. Аваков считает, что закон о коллаборационизме необходим.

Аваков: "После этого Украина должна принять закон об амнистии. Он должен касаться абсолютно всех, кроме тех, у кого на руках кровь, кто убивал наших солдат, участвовал в репрессиях против мирного населения...

Но я также уверен, что нам придется принять закон "о коллаборантах". Что-то вроде закона де Голля, который был принят в 1946 году во Франции. Это касается обычного человека, вынужденного жить и работать на оккупированных территориях".

Эта тема в той форме, как о ней говорит министр, во время исследования не поднималась. Но были вопросы о люстрации и амнистии. В целом, респонденты поддерживают идею амнистии для рядовых участников администраций и вооруженных формирований "ДНР" и "ЛНР".

Но идея амнистии для всех не была популярной. Критически воспринималась амнистия для лидеров политического и военного крыла пророссийских групп и лиц, совершивших тяжкие преступления.

К гражданам, которые сейчас работают в социальной, медицинской сферах и, с некоторыми оговорками, в сфере образования отношение в целом абсолютно лояльное. Их воспринимают как заложников ситуации и считают, что они не должны быть как-то поражены в правах за это или наказаны.

Львовская область, респондент, 57 лет: "Це вищі. Я думаю, що тих дрібних ніхто не буде вишукувати. Але вищих карати в будь-якому випадку".

Київ, респондентка, 33 роки: "Если просто рядовой служащий, который при всех властях работал и работает при этой власти, если он хороший специалист… Он просто продолжает работать, потому что ему надо жить".

В целом респонденты на фокус-группах позитивно воспринимают мирных граждан, которые сейчас проживают на неподконтрольной территории и считают, что в случае возвращения этих территорий под контроль Украины никаких больших проблем в отношении с ними быть не должно.

Во всех группах признавали существование в Украине региональных различий, но считали их преимуществами страны, а не недостатками.

Одесская область, женщина, 28 лет: "Я бы сказала, что нет, потому что у нас новости показывают вообще обычную семью, разгромленный дом. Ничего там такого сверхъестественного не показывали, отличались чтобы от нас.

По крайней мере, я не видела. Может, кто-то слышал, конечно. Для меня это новость. У нас тоже есть мажоры".

Львовская область, респондент, 58 лет: "Французи теж мають свою. Різні, але достаток у людей настільки високий, що вони не бачать проблем. Вони їх можуть вирішити в будь-який момент".

Что мешает единству?

Независимо от географии, возраста, социального статуса респонденты поддерживали тезис о том, что возвращению неподконтрольных территорий могут помешать медиа, которым они не сильно доверяют, и политики, которым выгодно разделять людей для политической борьбы.

Также, по версии украинцев, может помешать бедность.

Львовская область, респондент, 62 года: "Маніпулювання тими питаннями мови. І обман владою людей. Ті підтримують, а ті не підтримують. Ті за, а ті проти. І засоби масової інформації по-різному подають факти – теж роз’єднують".

Львовская область, респондентка, 57 лет: "Влада сама нас розділяє. Можна сказати, що брехня одних на інших. Ото нас і роз’єднує".

Луганская область, респондент, 54 года: "Дальше, вот эта нищета, которая у нас здесь, и отсутствие рабочих мест приводит к тому, что каждый человек ищет источник существования. Сейчас вот моё поколение в основном на заработках с этого региона в России. Дети живут здесь с бабушками и дедушками.

Это я столкнулся, когда стал вопрос военкомата, да? Вот почему люди проводят беседы? Да, они патриоты, всё, дети, кричат, и военное училище. Куда ты пойдёшь служить, если твой папа и мама из России тебя кормят. Вот тебе и пожалуйста. Вот близость соседа".

Главной предпосылкой для восстановления связей с неподконтрольной территорией назвали прекращение боевых действий.

Донецкая область, респондентка, 27 лет: "Войны чтобы не было, и мы моментально сблизимся".

Виталий Сизов, член "Кальмиусской группы", аналитик "Донецкого института информации", специально для УП

powered by lun.ua
powered by lun.ua
Безпекова політика ЄС: чи можливий компроміс між Парижем і Берліном
Різниця підходів Парижа і Берліна багато в чому пояснюється їхнім геополітичним розташуванням. Для Парижа основне джерело загроз швидше на Півдні, а для Берліна – на Сході.
Плагіат чи помилка: звідки це бажання знищити колегу з НАНу?
Помилка – це так само досвід. А якщо за досвід убивати, то прогресу не буде.
Як не перетворити опитування про землю на інструмент передвиборної агітації
Соціологічні опитування українців щодо мораторію на торгівлю аграрною землею часто маніпулятивні. Це вигідно політикам та агрохолдингам.
Як організовувати конференції з єврейських студій? Погляд ізсередини
В Україні, як і в сусідніх пострадянських республіках, сформувалася доволі специфічна традиція організації і проведення наукових конференцій.
Венчурні інвестиції: чому придушувати емоції — шкідливо для бізнесу
Заперечувати емоційну сторону ведення справ — нераціонально. Досвідчений інвестор знає свої емоції і вміє з ними працювати. (рос.)
Якими будуть українські школи, якщо вони матимуть "агентів змін"
У освітньому процесі "агенти змін" – це учні, які найкраще підготовані до майбутнього.
Студентські заворушення 14-15 листопада 1918 року
Студенти Київського українського державного університету заявили: "в зв'язку з подіями в Галичині, а також з призивом бувших офіцерів, лекції в університеті треба зовсім припинити, всім студентам записатись у військо, а студенткам – у Червоний Хрест".