Андрій Каракуц кандидат історичних наук, Центр прикладних досліджень

Політики-селебрітіз: як соціальні мережі змінюють Україну

Представники нового типу політиків-знаменитостей (celebrities) можуть вибудовувати свою кампанію через цифрові медіа і доносити свої меседжі через соцмережі. (рос.)

Пока отечественные политтехнологи продолжают уверять своих клиентов, что для победы на выборах необходимо увешать своими билбордами всю страну, рассовать в почтовые ящики сотни тысяч газет и занять эфир всех телеканалов своими пафосными роликами – мир кардинально изменился.

И доказательством этому является сама Украина.

На первом месте в президентской гонке со значительным отрывом уже несколько недель находится Владимир Зеленский – представитель нового типа политиков-знаменитостей (celebrities), которым не нужна партийная структура для того, чтобы общаться со своими избирателями (поклонниками).

Реклама:

Благодаря своей узнаваемости, в предвыборный период они могут выстраивать свою кампанию через цифровые медиа и доносить свои месседжи через социальные сети.

Предвыборные кампании в других странах демонстрируют, что это общемировая тенденция. Политическая популярность измеряется теперь количеством подписчиков, лайков и шеров.

Дональд Трамп общается со своими избирателями напрямую через Twitter, делая по 11-12 постов в день.

Среди европейских политиков в социальных сетях примером может служить "друг Путина" – лидер партии "Лига" Маттео Сальвини. В сети Facebook он имеет более 3,5 миллиона подписчиков и ежедневно устраивает прямые трансляции со своего смартфона, обращаясь к фолловерам – друзьям (amici).

Во многом благодаря харизме своего лидера популярность "Лиги" среди избирателей Италии за последний год выросла с 17 до 33%.

 
Маттео Сальвини как пример политика-селебрети

Фото с Instagram политика, с сайта "L'unione Sarda"

Такой способ общения создает эмоциональную связь между политиком и избирателем. Политик-блогер предстает в образе простого человека, который ходит по тем же улицам и сталкивается с теми же проблемами.

Совмещение развлекательного и информационного контента в подаче материала (инфотейнмент), позволяет во время предвыборной кампании простыми словами доносить свои месседжи до целевой аудитории.

Нельзя сказать, что украинские политики недооценивают силу социальных сетей.

Однако то, что Facebook, Youtube и Instagram, как минимум, сравнялись по популярности с телевизором, многие политтехнологи начали осознавать только сейчас.

[BANNER1]Команды Петра Порошенко и Юлии Тимошенко долгое время соревновались, у кого будет больше подписчиков в Facebook. Действующий президент продолжает лидировать, имея 2,4 млн лайков по сравнению с 2,2 млн лидера "Батькивщины".

Эти цифры они смогли получить, в первую очередь, благодаря рекламным кампаниям. Десятки тысяч долларов были потрачены на побуждающие лайкнуть их страницу призывы, например: "Хочешь вступить в НАТО и ЕС? Жми лайк".

 
Команды Порошенко и Тимошенко долгое время соревновались, у кого будет больше подписчиков в Facebook

Более объективную картину может дать количество подписчиков на видео-хостинге Youtube. Здесь можно с помощью рекламы в Google Ads увеличить количество просмотров видео, но гораздо сложнее – подписчиков.

Официальный канал Юлии Тимошенко имеет чуть меньше 70 тысяч подписчиков, Петра Порошенко – около 23 тысяч.

Владимир Зеленский использует сразу несколько Youtube-каналов: "Студия Квартал 95 Online" – 2,3 млн подписчиков, "Лига смеха" – более 1 млн, "Слуга народа" – 500 тыс., "Країна У" - 240 тыс., "Зе!Президент" – 225 тыс. подписчиков и т.д. На всех этих каналах Зеленского публикуется одинаковый контент – синергия дает многомиллионные просмотры.

Вне конкуренции превосходство Зеленского в сети Instagram – 2,8 млн читателей только на официальной странице кандидата в президенты. Многие видео политика набирают более 1 млн просмотров. У Петра Порошенко – около 200 тысяч читателей, у Юлии Тимошенко – 120 тыс.

Конвертируются ли подписчики в голоса на выборах, мы сможем увидеть уже 31 марта. Но уже сейчас половозрастная структура украинских пользователей Facebook делает его важным каналом политической коммуникации – более 50% аудитории составляют люди старше 35 лет.

 
Демографические данные Facebook
Скриншот з Facebook

Как по мне, можно уже с уверенностью констатировать, что новая цифровая эра знаменует постепенную утрату влияния олигархов на политические процессы в Украине.

Популярный политик благодаря социальным медиа, в сущности, как мне видится, перестает быть зависимым от олигархических СМИ, спонсоров и лоббистов. Ей или ему для того, чтобы сообщить важную новость, достаточно опубликовать пост на Facebook/Twitter или записать селфи-видео для Youtube и Instagram.

В будущем, чтобы оставаться в информационном пространстве, украинским политикам придется перенимать демократический стиль и поведение влиятельных блогеров в Facebook, Instagram и Youtube.

Какие качества необходимы для этого? Прежде всего, харизма, самоуверенность и, вероятно, нарциссизм.

По мере продолжения снижения влияния традиционных политических структур – партий и профсоюзов, политики-знаменитости будут играть ведущую роль во время электоральных циклов.

Поэтому если вы хотите победить на выборах в парламент или местный совет, может быть, самое время завести аккаунт в Instagram?

Андрей Каракуц, специально для УП

Иллюстрации предоставлены автором

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
вибори соцмережі медіа суспільство
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування