Катерина Назимко підприємець, громадський діяч

Між першим і третім світом: як Україні стати країною інновацій

Еліти так і не змогли виробити реалістичну стратегію розвитку науки й інновацій, зберігши стару радянську систему взаємовідносин держави і наукового співтовариства. Та цей "літак" в такому вигляді не злітає. (рос.)

Президентские выборы оживили дискуссию среди кандидатов – как и за счет чего Украина могла бы улучшить свои экономические показатели.

Все чаще в своих программах и выступлениях политики упоминают об IT-технологиях, робототехнике, развитии сферы финтеха и использовании возможностей искусственного интеллекта.

Но все эти умные слова остаются лозунгами. "Фишками", направленными на привлечение внимания более молодого электората.

Реклама:

Кандидаты не говорят о главном – об отсутствии инфраструктуры и ресурсов для развития инноваций.

Наука в Украине развивается вопреки, а не благодаря усилиям государства и политиков.

У нас отсутствуют целые научные кластеры, нет масштабных R&D (Research and Development) центров, а Национальная академия наук де-факто устранилась от внедрения инноваций в стране.

Ключевая ошибка, на мой взгляд, заключается в том, что украинские элиты так и не смогли выработать реалистичную стратегию развития науки и инноваций. И в то же время – сохранили старую советскую систему взаимоотношений государства и научного сообщества, но этот "самолет" в таком виде не взлетает.

Государство тратит деньги на науку, выделяя крошечные бюджеты и не рассчитывая на хоть какой-то внятный результат.

А ресурсов с каждым годом все меньше. И пришло время определиться – какую экономику хочет построить Украина? На что мы можем рассчитывать уже в ближайшие 10-15 лет?

Останемся ли мы сырьевой "житницей" Европы, или хотим построить инновационную экономику, которая за счет интеллекта производит и экспортирует товары и услуги с высоким уровнем добавочной стоимости?

Объясню на двух простых примерах.

Вначале февраля нынешнего года президент Туркменистана прекратил финансирование академии наук. Причина – необходимость экономить деньги на фоне продолжительного экономического спада, связанного с ценами на газ.

Примечательно, что в 1998 году академию наук вообще ликвидировали, а возобновили ее работу только в 2009-м. Периоды "расцвета" науки Туркменистана приходились на посткризисные периоды, когда дорожал газ – основной источник пополнения бюджета этой страны.

Чем занимались, что разрабатывали туркменские ученые и каков их вклад в мировую науку – оценить сложно, так как Туркменистан – страна с авторитарным режимом. Очевидно, выбор сделан в пользу ресурсной экономики, а не наукоемкой.

[BANNER1]Второй пример – развитие науки в современной России. Там власти приняли решение вкладывать деньги от продажи энергоресурсов в науку, чтобы хоть как-то конкурировать с развитыми странами.

Проект "Сколково" получился некачественным – пафоса много, а в Глобальном рейтинге инноваций в 2018 году РФ оказалась лишь на 46-й позиции из 126-ти стран.

Украина в этом же рейтинге смогла обогнать нашего северного соседа на 3 позиции и занять 43-е место. При этом финансовые возможности бюджетов двух стран несоизмеримы.

Вопреки всем неудачам и вороватости российских чиновников, руководство Кремля пытается выполнить одно важное задание: создать альтернативу для своих ученых, чтобы они не уезжали из страны.

Правда, способ реализации этой идеи весьма убыточен и бесперспективен: фактически речь идет о модернизации академии наук путем "накачивания" ее бюджетными деньгами. Старый, проверенный советской системой, способ.

Украинская наука находится в других реалиях. Поскольку масштабы российской и украинской экономик разные, денег в отечественном бюджете для создания системы финансирования науки "сверху" попросту нет.

У наших инноваторов есть два варианта - работать в условных "гаражах", надеясь на случайного инвестора, или искать другие способы для самореализации, на время или навсегда покидая Украину.

Государство должно стать партнером, а не поводырем для науки и инноваций.

И вместо финансирования науки по остаточному принципу, необходимо создать благоприятные условия для двух основных драйверов инноваций во всем мире – бизнеса и образования.

Для перемен достаточно осуществить три основных шага:

  • Во-первых, снизить налоги для инновационных отраслей экономики. Никаких "наездов" на ФОПов с целью дополнительного наполнения бюджета за счет малого и среднего бизнеса.
  • Во-вторых, увеличить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отдельными статьями бюджета.

Лучше всего этот шаг осуществлять по схеме конкурсных заявок – самые интересные и прикладные исследования и инновации должны быть профинансированы в первую очередь.

Согласно Ranking Countriess Impact on Global Innovation, в Украине на исследования выделяют всего $90 на человека, тогда как в Израиле – $1 990, в США – $1 471, в Эстонии – $1 303.

  • В-третьих, необходимо увеличивать финансирование дошкольного и школьного образования, начать вкладывать в развитие человеческого капитала, потому что пока у нас один из самых низких уровней расходов на образование в Европе.

В противном случае мы безнадежно отстанем от ведущих стран мира. А этого ой как не хочется.

Екатерина Назимко, специально для УП

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
наука Україна
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування