Старт великої трансформації за 150 днів: як ми будуємо 100% нову компанію

Четвер, 20 лютого 2020, 14:54

Что на самом деле представляет из себя самое крупное объединение государственных компаний и предприятий оборонной сферы? 

Полгода назад у нас не было точного и, главное, правдивого ответа на этот вопрос. Его не было у общества, его не было у президента-главнокомандующего, не было у наших военных, партнеров, клиентов; его не было у страны.

Полгода назад я пришел в концерн дать ответ на этот вопрос и начать необратимые и системные структурные изменения – реформу, в результате которой у Украины должна появиться современная высокотехнологичная государственная компания в оборонной сфере.

Еще в 2015 году мы в Минэкономразвития инициировали корпоратизацию самых крупных госкомпаний страны, имеющих стратегическое значение.

Укроборонпром же исключили из этого процесса политическим решением высшего руководства страны – слишком аппетитной выглядела перспектива нелегального заработка в сверхприбыльной сфере, где все традиционно "под грифом" и обширное поле для злоупотреблений.

Реформа ни одного государственного предприятия не находилась on hold (в заморозке) так долго, как трансформация концерна.

В 2019 году я вошел в Наблюдательный совет Укроборонпрома, чтобы наконец начать процесс превращения концерна в системную, прозрачную и эффективную компанию, работающую в интересах государства, а не тех, кто временно им руководит.

Позже, с целью стабилизации работы концерна и быстрой подготовки к необходимым преобразованиям, я принял предложение президента стать генеральным директором Укроборонпрома, сформировать команду и запустить процесс реформ.

За полгода мы начали менять концерн, и Укроборонпром уже никогда не будет прежним.

Перезагрузка команды и отношений со всеми регуляторами, включая нашего клиента #1 – Минобороны; аудит финотчетности и триаж – комплексная оценка активов, которые на практике оказались пассивами; новые принципы закупок, разблокированные контракты, начало выплат долгов по зарплатам и финансового оздоровления предприятий – вместе с командой мы сделали оценку состояния концерна, которую ранее никто не делал так же тщательно и дотошно, разработали стратегию трансформации и сформировали контур поддержки из ключевых партнеров в органах власти. 

Пока согласовываем параметры трансформации с ключевыми стейкхолдерами, очевидно, что развитием предприятий и управлением активами – оздоровлением, арендой, передачей, реализацией – должны заниматься совершенно разные команды внутри концерна.

Ситуацию, когда вместо решения нескольких системных проблем больших заводов в концерне тратят уйму времени и усилий на множество мелких проблем небольших или вообще не работающих предприятий, нужно менять.

Мы ожидаем, что государство уделит трансформации УОП больше внимания, поддержат радикальные изменения, что улучшит возможности всего оборонно-промышленного комплекса. 

Концерн "как есть"

Отечественное тяжелое машиностроение переживает сегодня трудные времена и нуждается в системной государственной поддержке. В концерне это особенно ощутимо.

Сегодня Укроборонпром – это 137 предприятий, но 21 – на оккупированных территориях, 85 являются финансово нестабильными, 8 – вообще банкроты.

В концерне 68 000 сотрудников, но выручка на одного – это 1/20 от среднего показателя в отрасли по миру.

4,2 млрд грн EBITDA в 2018 году, но 90% прибыли концерна генерируют всего порядка 10 предприятий.

Несколько тысяч зданий и сооружений концерна – это 11,4 млн квадратных метров помещений и 5,5 тыс га земли, но большая часть этого наследия – излишнее, затратное и не задействованное в производстве товаров военного назначения.

В то время как сравнимые конкуренты из соседних стран (Турция, например) ежегодно инвестируют до 25% выручки (!) в R&D (исследования и разработку), наши предприятия, к сожалению, ощущают абсолютный инвестиционный голод и полное отсутствие государственной поддержки.

Из-за тотального отсутствия модернизации и ориентации на производство образцов продукции ещё советских времён, Укроборонпром в течении нескольких лет утратит конкурентоспособность не только на внешних рынках, но и внутри страны.

Чтоб сократить технологическое отставание и существенно обновить производственные мощности для разработки и развития новых видов продукции, необходимо, я считаю, инвестировать не менее 10% выручки концерна или $100 миллионов в год на протяжении 10 лет. Часть этих средств придется привлекать самим, в том числе за счет реализации излишнего, простаивающего и не используемого по назначению имущества. 

Концерн в период трансформации остро нуждается в списании безнадежной задолженности перед бюджетами разных уровней, налоговых льготах и более гибкой дивидендной политике, предоставлении дешевого финансово ресурса, прямой финансовой помощи и возможности самому продавать активы, высвобождая и направляя ресурсы на модернизацию, новые разработки, улучшение условий труда.

Ни одна крупная госкомпания в Украине не смогла выйти из трудного положения без государственной поддержки. Нафтогаз – через повышение тарифов для населения, УЗ – благодаря 2-3-кратному повышению тарифов для промышленности, Укрпочта получила компенсацию за убыточную доставку посылок в сельскую местность.

Так что мы делаем, пока государство думает? 

За 150 дней мы смогли полностью подготовить концерн к трансформации и запустить изменения.

Мы помогли разработать политику собственности по примеру стандартов ОЭСР – первый стратегический документ, который дает ответ на вопрос: "Зачем Украине государственный оборонный концерн и какие перед ним стоят задачи?". Ожидаем принятие этого документа Кабинетом министров.

Разработан и подан в МЕРТ законопроект про списание безнадежной задолженности в размере 4,4 млрд грн. Это поможет таким предприятиям, как Завод имени Малышева, Харьковский Авиационный Завод, Зирка и другим выйти из крайне сложного положения. 

Ведется работа по триажу: мы проанализировали состояние каждого предприятия концерна, его значение и роль для обороны страны, экспортный и интеллектуальный потенциал. В итоге мы получили три группы предприятий и по каждой имеем четкое понимание и обоснования: во что инвестировать и развивать, а что – вернуть государству.

Триаж показал, что чуть более 20 предприятий концерна, где числится всего около 300 человек, вообще не работающие, не задействованы в выполнении гособоронзаказа или в экспорте вооружения. Они навсегда утрачены для ОПК, и мы вернем их назад государству, где таким активам должны найти иное, более рациональное применение.

В концерне только 27 компаний имеют годовую выручку больше $10 миллионов в год. Эти компании генерируют 89% общей выручки. 

Подавляющее большинство компаний концерна, огромные в далёком прошлом заводы, сегодня – достаточно маленькие, поэтому многие из них будут успешнее при консолидации вокруг более крупных "коллег". 

Команда

Концерн – больше не закрытый клуб торговцев национальными интересами.

Кадровая трансформация Укроборонпрома практически завершена.

Созданы условия для привлечения профессионалов совсем другого уровня, качества и ценностей. Концерн перестал быть токсичным местом, где никто не хочет работать. Это больше не клуб исключительно для друзей и родственников власть имущих, мутных решал или дерзких юношей, которые ради перехвата контракта поливают грязью своих же коллег на внешних рынках.

Это уже организация, способная привлечь и бывшего руководителя Майкрософт в Украине, и вернуть высшего качества управленцев из западной Европы домой, назад в страну.

Весь топ-менеджмент УОП обновлён, как и руководители больших экспортеров.

Было, есть и будет много желающих поставить своих людей на ключевые должности. И среди таких кандидатов выпускников западных вузов точно нет. Такие люди хотят заработать, решить свои коммерческие вопросы. Возможно, проявив гибкость в этом вопросе, концерн смог бы получить больше поддержки в определённых кругах. Но за таких людей ни я, ни моя команда не готовы отвечать перед обществом.

Помимо концерна 8 крупных предприятий получили новых директоров. Благодаря открытому отбору на одну позицию претендовало около 40 кандидатов! 

Также сформировали "переходной" наблюдательный совет, который утвердил стратегию корпоратизации, план финансового оздоровления предприятий, реформу экспортеров.

В прошлом году новой команде уже удалось разблокировать сорванные контракты в рамках гособоронзаказа и таки выполнить его в полном объеме, а в этом – одержать важную победу над российской подсанкционной компанией, которая через суд пыталась заставить одно из предприятий концерна выплатить долг за не поставленные товары военного назначения.

Для строительства 100% новой компании собранная команда вооружена всем необходимым в прямом и переносном смысле: компетенциями, опытом, знаниями, планом реформы и политической волей к их осуществлению. Теперь необходимо конвертировать это в конкретные рабочие стратегии, нормы законов и постановлений Кабмина, статьи бюджета и государственные программы поддержки.

Без реформы при существующей поддержке государства концерн продолжит тушить пожары и наращивать долги, а не заниматься развитием предприятий и инновациями.  

Например, без участия Кабмина финансово оздоровить предприятия просто невозможно. Речь, в первую очередь, о погашении долгов по зарплатам.  

За все годы деятельности концерна в его состав передавались предприятия с уже образовавшимися безнадежными долгами по заработной плате. Всего за первый год существования в Укроборонпроме уже было 27 предприятий с долгами перед сотрудниками. И с тех пор их количество стабильно более 30.

В конце 2019 года долг по зарплатам на предприятиях стал сокращаться, и эта тенденция продолжается в новом году. Сегодня удалось сократить количество предприятий-должников с 43 до 35.

Реклама:

Экспорт

После нескольких лет падения, в 2019 экспорт вооружения и услуг концерна вырос на 19% до $908 миллионов по сравнению с $766 млн в 2018. Топ страны-импортеры нашей продукции – это Индия, Саудовская Аравия, Турция, другие страны Азии и Ближнего Востока.

Самые востребованные продукты – противотанковые ракетные комплексы, корабельные газотурбинные двигатели и агрегаты, услуги – ремонты советской техники и модернизация самолетов.

По динамике переговоров на ключевых рынках можно прогнозировать рост экспорта на 30% в 2020 году.

Серьезному рывку на экспортных рынках мешает скромный перечень современной продукции, отсутствие финансовых инструментов, стимулирующих экспорт (многие страны кредитуют покупателей), а также нездоровая конкуренция наших же экспортеров.

Для урегулирования этого вопроса в концерне инициировали изменения в работе экспортеров, цель которых: улучшить координацию, кооперацию, убрать ненужную конкуренцию и четко поделить зоны ответственности. Часто на одном и том же рынке встречались до 4 наших экспортеров. Все – из орбиты Укроборонпрома.

В "переходной период" – пока в концерне идут изменения – на внешних рынках будут работать 4 экспортера вместо 6 и не больше двух на одном рынке. В итоге реформы, в долгосрочной перспективе, останется всего 2 спецэкспортера с правилом: одна страна – один экспортёр.

Безусловно, изменения будут происходить без ущерба для контрактных обязательств компаний, мы сохраним лучших продавцов, повысим уровень мотивации, создадим комфортные условия для развития.

Работа экспортеров – один из примеров изменений, которые уже начаты новой командой концерна за первое полугодие работы. Эффект будет ощутим в конце года.

Но в УОП также есть изменения, которые можно "пощупать" и ощутить уже сейчас. Это – закупки, традиционно самая "коррупционная" статья расходов.  

Экономить на закупках в госкомпании – реально.

В Укроборонпроме и на предприятиях структура закупок была трансформирована за несколько месяцев.

Закупки от 50 тыс. грн. с 2020 года переведены на Prozorro – ранее они проводились на закрытой непубличной площадке. 

Вместо коллективной безответственности в виде тендерных комитетов определены ответственные лица за тендерные процедуры, формализованы процессы согласования заявок на тендер. Налажена регулярная коммуникация с закупщиками на предприятиях. Все проходят обучающий курс на Prometheus. Запущен процесс обработки жалоб.

Сегодня в системе Prozorro у нас 2430 тендеров на общую сумму 1,07 млрд грн. Экономия за несколько месяцев текущего года уже составила 120 млн грн.

Впервые проведены централизованные закупки электроэнергии и газа для предприятий концерна, аудиторских услуг. По 3-м централизованным закупкам удалось сэкономить более 60 млн грн.

Цифры наглядно доказывает, что эффект от Prozorro есть, если систему внедряет команда с нулевой терпимостью к коррупции.

Реклама:

Гособоронзаказ

В 2019 году в рамках государственного заказа предприятия концерна выполняли 69 контрактов по разработке и изготовлению новых товаров вооружения и военной техники на сумму почти 7 млрд грн. ДОЗ 2019 года выполнен на 98%. В ВСУ и другим силовым ведомствам предприятия концерна поставили почти 4 тысячи (3889) единиц ОВТ, что на 5% больше показателей 2018 года. Только благодаря слаженной работе всех уровней власти и команды концерна удалось разблокировать контракт по изготовлению и поставке БТР-4Е ВСУ.

Кроме этого, заказчикам передали 1048 единиц отремонтированной и модернизированной техники. План по ремонту выполнен на 99%.

УОП с надеждой смотрит на ДОЗ 2020. К сожалению, система планирования и старые подходы ещё не поменялись и Концерн, как крупнейший исполнитель ДОЗ, официальной информации про потребности государства в нашей продукции в 2020-2022 не имеет. 

Практически из СМИ узнаём, что отсутствует необходимое финансирование перспективных ракетных программ, которые реализуются концерном в рамках проектов "Нептун", "Ольха" и "Ольха-М". Это недопустимо! Это основа наших сил сдерживания потенциального агрессора и защиты территориальной целостности.

Работа по подготовке и составлению государственных контрактов на сегодняшний день все еще не началась. Это усложняет процесс эффективного планирования загрузки производственных мощностей главных исполнителей и предприятий кооперации, координацию и контроль их деятельности, которая нацелена на своевременное исполнение контрактов и поставок для наших военных.

Ритмичность – главное в производственном процессе. Без этого планировать персонал, закупки материалов, сотрудничество с со-исполнителями, привлекать финансирование крайне трудно. Так не должно быть.

В начале недели посетил одно из предприятий концерна в Ивано-Франковске – ГППО "Карпаты". Они изготавливают жгуты для немецкого автопрома. Мощности предприятия с 2007 используют всемирно известная американская компания Aptiv. Такое сотрудничество даёт возможность предприятию знать свою четкую загруженность – практически ежедневно до конца 2026 года! И это даёт стабильную работу коллективу из 3600 сотрудников.

В Концерне с большой надеждой ждут принятия нового закона об Оборонных Закупках, который позволит планировать изготовление продукции на более длительный срок и изменит советский подход к ценообразованию, который на данный момент не способствует снижению себестоимости.

Эти и множество других результатов и маленьких побед новой команде Укроборонпрома удалось достичь за полгода работы. Концерн оказалось возможным полностью подготовить к большой трансформации за 150 дней. Мы обошлись без политического вмешательства и громких коррупционных скандалов, что помогло заручиться поддержкой партнеров из стран НАТО, привлечь лучших консультантов по корпоративному управлению и трансформации.

Теперь эту реформу необходимо реализовать – на политическом уровне, на законодательном, а в самом концерне и на предприятиях изменения сделать необратимыми.

Айварас Абромавичус, генеральный директор государственного концерна "Укроборонпром", для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Коли державні банки зможуть продавати проблемні кредити без проблем?

Скільки коштує створити сучасну оперу та за рахунок чого існують незалежні театри?

Росія заплатить за війну: як США зробили важливий крок до конфіскації $300 млрд  російських активів

Чому міста не зацікавлені будувати власні електростанції на своїх територіях?

Чому росте тіньовий ринок тютюнових виробів

Як Україна допомагає удосконалювати американські стандарти тактичної медицини