Тяжело дышать... Посвящается Акции свободных журналистов "Хвыля Свободы" (о том, о чем не напишут больше нигде)

Четверг, 4 мая 2000, 10:00

Волна борьбы за собственные права, которую начали мои коллеги во Львове, докатилась до Киева и, по идее, должна была "накрыть" этот город, смыть с запыленных душ столичных журналистов накипь подавленности и побудить к действиям. Однако акция львовян, прошла, в основном, при участии тех же львовян... Хотя к ним присоединились посланцы регионов, в частности, журналисты с Ровно, Луганска, Ивано-Франковска, Хмельницкого. Честь киевских писак, в основном, пришлось защищать Вашему покорному слуге...

Следует сказать, что и жители столицы - рядовые граждане - не слишком отличались от местных журналистов. За два дня в поддержку акции было собрано чуть больше тысячи подписей, во Львове такое количество подписей журналисты собирали за пару часов. 

На импровизированную Баррикаду Свободы пришли, в основном, телерепортеры, которые работали с материалом, а именно, делали репортажи, и радиожурналисты иностранных радиокомпаний - таких как, Би-Би-Си, Свобода. Кстати, из всех сюжетов в программах теленовостей только СТБ подало материал, из которого было видно, что речь идет о действительно наболевших проблемах журналистов. Все остальные сделали сюжеты, словно речь шла о событиях где-то в Гватемале, связанных с забастовкой работников местного зоопарка, т.е. отстраненно и безразлично. Новости же "Первого Национального" - УТН - вообще не вспомнили о событии, а в ответ на приглашение посетить акцию заявили, что у них нет проблем со свободой слова. Хорошо им┘

Было грустно идти Крещатиком в небольшой колонне журналистов с заклеенными скотчем ртами - чувство абсолютной "безнадеги", все прохожие смотрят как на голых, и вдруг ты осознаешь - они НЕ ПОНИМАЮТ, зачем ты вышел на улицу с плакатом "Свободу слову!".

Ощущение безысходности обострялось от осознания того, что никому из твоих киевских коллег требования львовян не нужны. Что борьба за свободу слова для них начинается только тогда, когда "мочат" их издание, редакцию, их лично. Вдруг понимаешь, что украинские журналисты исподволь превратились в маленький прообраз своих политических персонажей. Таких же амбициозных, разъединенных, жадных к славе и завистливых к чужим успехам. 

Те же, в свою очередь, сразу продемонстрировали свою "поддержку" защитникам свободы слова. Немедленно объявился глава госкомитета по вопросам информационной политики, телевидению и радио Иван Драч, который недавно говорил о необходимости "ока государева" над прессой, и председатель комитета по вопросам свободы слова Александр Зинченко, который уже продемонстрировал "высокий уровень" этой свободы на своем телевизионном канале "Интер" и хочет разделить журналистов в парламенте, и, даже президент Леонид Кучма - известный "защитник" журналистов. 

Почему бы не поддержать славных работников пера, они же требуют только изменений в законодательство, чтобы за их ошибки не штрафовали сверх меры.... Как говорится, выдвигают только "экономические" требования. 

Одним словом, журналистов и идею свободы слова и информации в который раз использовали те, кто привык покрасоваться на фоне чужих проблем. И вряд ли, даже при условии, что парламент примет соответствующие изменения, положение журналистов в Украине коренным образом изменится. Ведь ни для кого не секрет - в Украине практически во всех печатных и электронных изданиях существует цензура, или ее самая худшая разновидность - самоцензура. И сегодня это уже норма. А те, кто позволяют себе сказать лишнее, обязательно раньше или позже будут платить за это по счетам. А что, разве кто-то посмеет выступить против? 

Нынешняя акция засвидетельствовала - говорить о корпоративной журналистской солидарности в Украине еще очень и очень рано. И нужно ли? Я уже в этом не уверен. Может, действительно, дело спасения утопающих дело рук самых утопающих? Всего наилучшего.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде