Легитимизация

Пятница, 26 ноября 2004, 11:35
Сегодня, когда ключевой перелом в развитии политической ситуации уже произошел, оглашение "официальных результатов" голосования во втором туре президентских выборов Центризбиркомом можно назвать чистой и безупречной провокацией.

Без неё, наверное, не сработало бы то, что уже на второй день после голосования превратилось в безоговорочное морально-политическое превосходство Ющенко.

Без негодования граждан по поводу наглого нарушения их избирательного права не произошло бы того, что теперь уже произошло, и что отныне ярко и безо всякой цензуры и темников опишут те, кто вдруг, в конце концов "получил" свободу слова.

Я же могу по поводу победы, добытой народом, высказать лишь убеждение, что ЭТОМУ народу не нужна победа нелегитимная, которая бы в будущем поставила под вопрос его волеизъявление.

Это означает, что нелегитимность победы Януковича во втором туре, подтвержденная ЦВК ее отказом рассматривать жалобы о нарушениях и фальсификациях, - совсем не означает легитимной победы Ющенко.

Непризнание Януковича как президента со стороны международного сообщества не означает автоматического признания тем же сообществом президентом Украины Ющенко.

После символической присяги Ющенко на верность народу, которая состоялась в стенах парламента накануне объявления ЦИК, - практика это лишь подтвердила.

К чести команды Ющенко и его самого, революционные настроения части его окружения по поводу провозглашения его президентом были утихомирены.

Ющенко поблагодарил спикера Литвина, который предупредил о символичности присяги.

И сам Ющенко в тот еще далекий от победы вечер, когда, наоборот, в воздухе висело ощущение страшной угрозы использования действующей властью повода для репрессий против оппозиции и граждан из-за их выхода за границы конституционного поля, - пообещал журналистам в первую очередь возгореться легитимизацией волеизъявления украинцев.

Он сдержал слово, и жалоба по поводу решения ЦВК пошла в Верховный суд.
А дальнейшие решения, которые исходили от команды Ющенко, не были оформлены как указы, то есть псевдозаконные акты, а объявлялись от лица политического объединения под названием Комитет национального спасения.

То, что эти решения получили название "декретов", большинству людей, очевидно, должны были напомнить декреты Ленина, а мне лично болезненно напоминали декреты Кучмы, - по крайней мере, не связывалось непосредственно с именем Ющенко...
Юристы должны молчать, когда говорит народ?

Эту "блестящую" сентенцию я почувствовала в кулуарах внеочередного заседания ВР, когда стали известны намерения команды "Силы народа" привести Ющенко к присяге еще до оповещения официальных результатов голосования во втором туре.

Кстати, в тот момент на вопрос, зачем команда с помощью такого, очевидно нелегитимного способа фактически роет яму своему лидеру, чтобы он получил аргументированные упреки по поводу попытки узурпации власти, - пришлось почувствовать и не такие изысканные ответы.

В частности: "Это вам революция, а не что попало..."

или "А что вы хотите, чтобы они нас всех здесь перестреляли?"

Или: "С вами, законниками, дела не сделаешь".

Или еще лучше: "Ну, пойди постой возле своего Кучмы ли Януковича..."

Оскорбляться было без толку. И не только потому, что за последние 15 лет приходилось слышать и не такое.

Просто главный мотив этих реплик состоял в отсутствии идей выхода из ситуации, когда действительно агрессивно-нигилистическая к закону власть в любой момент могла провозгласить Януковича "легитимным" президентом.

А Верховная Рада в тот критический момент благодаря отстраненной позиции коммунистов и саботажа ПУК просто не имела 226 голосов, чтоб утвердить какое-либо решение.

Например, постановление о процедуре передачи власти президента, которое бы остановило вероятное и уже очевидное тогда движение к немедленной инаугурации Януковича...

Правда, уже тогда было известно, что коммунисты результатов второго тура не признают.

И если бы им вместо перспективы быть присутствующими на квази-инаугурации Ющенко предложили хотя бы упомянутое постановление относительно торможения торжества Януковича, - они, не исключено, могли бы согласиться.

Ведь накануне второго тура они согласились проголосовать за закон о запрете открепительных талонов...

Так или иначе, дело было сделано. Юристы уступили место.

Не народу, конечно, а политической потребности немедленно продемонстрировать решительность Ющенко к личной ответственности за защиту избирательных прав граждан.

И, хотя оппоненты от власти заподозрили в символической присяге Ющенко отсутствие у его юристов настоящих доказательств победы, которые можно было бы доказать через суд, - морально-политический шаг вперед был сделан.

Я не уверена, что именно этот шаг Ющенко и его команды спровоцировал встречную ошибку сторонников Януковича, то есть дальнейшее решение ЦВК с объявлением подсчета голосов.

Скорее всего, в этом лагере бессмысленные и опасные шаги осуществлялись по инерции привычки безнаказанности. А юристы здесь молчат даже не потому, что говорит власть, а потому, что юристов здесь давно нет, или это не юристы...

Впрочем, отказ ЦВК рассматривать жалобы Ющенко не только обидел народ, а подчеркнул, что у юристов Януковича также нет других аргументов.

Они и не скрывали, что собираются применить другие доводы: подтасовку инаугурации своего "президента", а уже потом...

Ситуацию спасло не только количество граждан на перманентном митинге в Киеве, которые между лозунгами "Так! Ющенко!" тревожно переспрашивали один у другого - что дальше, что у Ющенко план, и есть ли он вообще?

Просто в среде власти не могли определиться, кто именно может дать отмашку на применение наиболее плохого сценария - Кучма ли Янукович. Намерение как можно быстрее осуществить "инаугурацию" Януковича означало, что Кучма под международным давлением уже не рискует своими и семейными интересами.

Знал и Янукович, на что его толкают, поэтому и запросил - хотя и "победитель" - переговоров.

Между прочим, Верховный суд, который приостановил оповещение официальных результатов выборов от ЦВК, прежде всего, спас именно Януковича.

По закону, в день оповещения этих результатов лицо, признанное президентом, может сложить полномочия, не совместимые с должностью президента. Затем, уже 26 ноября, когда был запланированный выход "Правительственного курьера", Янукович утратил бы должность главы правительства.

Насчет немедленной его инаугурации, благодаря спикеру Литвину, она была исключена с самого начала, и даже А. Мартынюк здесь бы не помог. Ведь коммунисты не признали результатов выборов, а поэтому - вряд ли пошли бы на освящение Януковича.

И его перспектива была - оказаться без должности, но перед угрозой дальнейшей отмены официального решения ЦВК об избрании его президентом.

Не скажу, что это один и тот же "Кучма-3", но события могли бы развернуться совсем непредсказуемо.

"Элегантные избиратели"

На сегодня политический фон такой: 25 ноября система окончательно "посыпалась" после объявления решения Верховного суда о запрете оповещения результатов выборов - к рассмотрению жалобы кандидата в президенты В.Ющенко.
Кандидата, а не президента.

Но "на сторону народа" стали не в одиночку, а целыми подразделениями и отрядами переходить силовики, учреждения и предприятия.

На сторону свободы слова стройными рядами перешли журналисты. Без комментариев. Благодарить Бога - не на сторону "народного президента". Хотя уже заметно, как в дальнейшем кое-кто из них снова будет выбирать между свободой слова и стремлением возглавить новую "четвертую власть", что, к сожалению, не одно и одно и то же.

Местные власти начали делать свой выбор - еще раньше.

Хотя, решения о признании своим президентом В.Ющенко со стороны местных советов и даже их готовность выполнять его указы - досадная ошибка. Даже если до 90% избирателей этих местностей проголосовали за Ющенко.

"Встречное" движение признания президентом Януковича в восточных и южных областях местными официальными властями поставил страну действительно на границу раскола.

Историческая хроника событий в Украине начала минувшего столетия явилась во всей своей красоте... С соответствующей перспективой, которую, к счастью, хорошо осознают и анализируют не только в России, но и в мире.

Как говорит сам Ющенко, аплодирую его команде, хотя - народу, еще точнее - конкретным людям, "элегантным", то есть благородным избирателям, которые немедленно взялись исправлять эту ситуацию, провозгласив единство с восточными братьями.

Но с незаконными решениями о признании Ющенко или Януковича президентом в разных региональных органах еще придется, и лучше - быстрее - что-то делать. Проще говоря, отменить.

Так как эти формулирования лишь мешают в дальнейшем легитимировать Ющенко как президента после того, как это будет сделано юридическим путем.

Относительно "перехода на сторону народа" представителей государственных структур, то, вопреки праздничному действу на Площади Независимости с зачитыванием воззваний, - ключевым и положительным есть тот факт, что они не присягают Ющенко, а лишь обязуются не выполнять незаконные приказы действующей власти.

Для госслужащих с подобными расположениями духа здесь существует лишь одна законная форма "волеизъявления": официальная отставка.

Могу вообразить, что, даже утвердив для себя решение по этому поводу, у многих чиновников просто проблема с физическим его выполнением из-за отсутствия тех, кто должен такую просьбу об отставке удовлетворить.

А еще надеюсь, есть приличные люди, которым уже просто мешает сделать этот шаг не, сколько неуверенность в ожидании победителя, сколько нежелание действовать в границах "всеобщего прозрения".

В отдельности надо выразить уважение к той кучке окружения Кучмы, которое продолжает оставаться возле него, хотя имеет все основания превратиться в "крыс". Они правы: теперь единственная их защита - это закон.

Хотя, кажется, в формуле "своевременно предать - это не предать, а предусмотреть" сегодня сработала лишь невозможность предусмотреть, и не больше. Просто они опоздали.

Но весь этот политический фон не дает ответа на главный вопрос: как состоится легитимизация победы Ющенко?

Что означает "правильно сосчитать"?

Конечно, никто не возьмется сегодня публично прогнозировать решения Верховного суда. Но юристы, которые вдруг заговорили, и именно тогда, когда голос народа стал наиболее громким за всю последнюю историю Украины, - берутся искать варианты.

Как уже известно, речь идет о возможной отмене решения ЦВК. После которого она же либо пересчитает протоколы и бюллетени, либо признает недействительными результаты выборов по участкам, где оппозиция докажет фальсификации.

Или назначит повторный второй тур выборов на этих участках. Есть даже предложения об отмене результатов выборов в Украине в целом и назначение повторных выборов как таковых.

Кстати, со слов Ющенко - он готов именно к последнему варианту. Это с его стороны демонстрация уверенности в безоговорочной победе, которую он, очевидно, хочет доказать всему миру также как форму убедительной легитимизации своей будущей власти.

Тем не менее, настоящий закон о выборах президента, как известно, этого не предусматривает. Как не предусматривает и переголосования по отдельным участкам.
Можно изменить закон и состав ЦВК - с четкой установкой на "революционную целесообразность". Для чего нужно чтобы Верховная Рада фактически перешла на сторону Ющенко.

А это - один из двух вариантов.

Или в лагерь потенциального безоговорочного победителя ломануться "крысы", причем Ющенко признает, что они нему нужны.

Или снова начнутся бесконечные торги, разговоры о немедленной конституционной реформе и т.п.

В настоящее время президентом будет оставаться Кучма, возле него - Медведчук, Белоконь... И премьер-министр Янукович.

Возможно, они не будут способные ничего испортить, если вокруг, как ныне, будет стоять оранжевый народ. Но сколько это дней, недель или месяцев?

А потом народ может разъехаться по своим домам, лишь бы проголосовать за Ющенко...

Сюда же относятся предложения высказать недоверие правительству Януковича, лишь бы он, если захочет снова баллотироваться, не имел бывшего преимущества.

Красивое предложение для Майдана. Но придется до повторных выборов назначить нового премьера и правительство или исполняющих обязанностей, - чтобы потом новый президент их снова заменил.

На бумаге - прекрасно, если снова не обращать внимания на весьма революционные аналогии с минувшим.

Но что все это время зимой будет со страной, его экономикой, его регионами?
Кто будет работать на немалых пространствах Украины во время этого затяжного междувластия после того, что уже состоялось? Международное сообщество?

Разрешу себе предположить, что здесь снова можно найти лишь один интерес - со стороны северного соседа. Ну, не вышел первый-второй сценарии, так их, сценариев, там хватит еще надолго.

Поэтому, на мое убеждение, любые повторные выборы - в стране в целом или в отдельных округах - это просто затягивания времени для перегруппировки и продолжение наступления действующей власти с его внешней поддержкой.

В границах же действующего закона, как довольно убедительно сомневаются иностранные юристы, - простой перерасчет бюллетеней просто ничего не даст. Если бюллетени вброшены, а протоколы территориальных комиссий подписаны, пусть под давлением ли через подкуп - то как их не считай...

Но если решениями местных судов будут признаны недействительными выборы на этих отдельных участках, и их результаты ЦВК отнимет от общего количества голосов, - Ющенко может получить именно тот результат, в который верит и на котором строит свое убеждение в победе.

Насколько известно, оснований для этого много. И главная из них - незаконное, без своевременного сообщения субъектов кампании, исключение членов избиркомов участков и округов, которые представляли интересы Ющенко.

Это было прямое нарушение закона о выборах в его действующей форме. И если через суды это доказать, - закон сработает.

Как сработает он и через судебное утверждение всех других нарушений, доказательств которых полно и у штаба Ющенко, и у Комитета избирателей Украины, и у наблюдателей, и у граждан, которые будут свидетельствовать о дне голосования 21 ноября.

Насколько известно об аргументах сторонников Януковича и членов ЦИК, которые подписали протокол о его победе, - штабы Ющенко просто не успели подать все необходимые жалобы в местные суды.

Но, кажется, функция Верховного суда в том и состоит, чтобы выяснить причины этой потери времени или препятствий, которые её причинили.

Конституция именно и предусматривает верховенство права, а не юридической суеты. Чем грех в этих условиях не воспользоваться Верховному суду и другим инстанциям.

Легитимность нужна Ющенко, понятно.

Но намного больше легитимность президента нужна народу, гражданам Украины, которые уже сумели защитить свое волеизъявление и сумеют в дальнейшем защитить себя от любой другой узурпации.

Модная нынче у элиты дискуссия - родилась ли нация теперь, встала ли с колен, проснулась ли, прозрела ли - полная ерунда.

Нация рекордными темпами восстановила свои естественные ценности, которые совпадают с общечеловеческими, и просто положила их на свою образованность, усердие и волю к победе.

Нация, точнее - одни и те же элегантные и благородные люди - знают законы и Конституцию лучше, чем элита, и на подмену просто не согласятся.

И если источник власти сделал свое волеизъявление, то это - не революция с ее идеалистами, фанатиками и негодяями.

Это - выборы.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде