Разгосударствление политтехнологий
Воскресенье, 26 декабря 2004, 17:53
Несколько гражданских движений в Украине сделали публичными методы политической борьбы и пиара. Из таинства, доступного только для больших партий и политтехнологов, эти методы превратились в обычную технологию, доступную каждому желающему. Теперь украинцы могут постоянно влиять на политиков, несмотря на фамилии
Отечественное прощание с феодализмом на самом деле стало уникальным "украинским вариантом". Такой себе многонедельный концерт-шоу-карнавал с походами киевскими улицами. В погони за легитимностью оппозиция не стала прибегать к штурму парламента ни с пожарами и противостоянием с полицией (такие одиночные случаи были в Белграде), ни с потасовками с кулаками и разбитыми носами (такие одиночные случаи были в Тбилиси).
Но все равно есть что-то, что объединяет так воспетые когда-то провластной прессой "Отпор", "Кмару" и "Пору". И этого объединяющего фактора власть не заметила, или не захотела заметить.
"Пора" и другие - сам себе Гельман, сам себе Сегела
Речь идет о политических технологиях. Власть зря боялась "Поры" и других гражданских движений как боевиков, которые будут штурмовать Центризбирком или администрацию президента. Этот страх имел фрейдистскую природу: власть и боялась и стремилась к этому штурма, глобальному повторению 9 марта 2001 года.
На самом же деле власти надо было бояться совсем другого. Основная цель существования гражданских инициатив типа "Поры" и "Отпора" - это научить людей своими силами эффективно собирать, продуцировать и распространять информацию. Несколько гражданских движений в Украине сделали РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ методов политической борьбы и пиара.
Из таинства, доступного только для больших партий и политтехнологов, эти методы превратились в обычную технологию, доступную каждому желающему. Да, в технологию - именно в то, в чем гражданских активистов обвиняет власть.
Но что здесь плохого? Разве "карусели" - не технология? А раскол общества на схидняков/захидняков - чем не технология?
Не боевики, а маркетологи
Нет, "Пора" не учила пробивать омоновскую "черепаху" или зомбировать толпу с помощью "нейролингвистического программирования". Она не учила также различным манипулятивним методикам типа переводить фразу "я готов стать перед шахтерами на колена" как "я поставлю шахтеров на колена".
На семинарах в Тернополе, о которых так уместно вспомнил нардеп-коммунист Валерий Мишура, учили: как общаться с журналистами, организовывать сбор средств среди сторонников, придумывать и проводить рекламную кампанию.
Участники семинаров соревновались, кто выдумает лучший слоган, название политического движения, учили организовывать действенные структуры и привлекать новых активистов. Ни одного "противодействия правоохранительным органам", как заметил позавчера член Компартии.
Вместе с тем, люди узнавали о том, что так прекрасно работает и в самой КПУ: как действуют и координируются пресс-служба и рекламная служба, участники акций и юристы, и те, кто организовывает сбор средств.
Говорили там и о вещах, которые отсутствуют в партии, к которой имеет честь принадлежать товарищ Мишура, да и во всех других украинских партиях - взаимообучение, неиерархическую структуру, безлидерний принцип и т.п. Заметим, что все это абсолютно вкладывается в рамки закона.
Так же как и умение "вести себя во время ареста". Элементарные знания юридических норм и обнародование информации о своем аресте - это очень важно, особенно при авторитарном режиме. Жаль, если коммунисты не проводят среди своих активистов такого ликбеза - силовой аппарат не обращает внимание на идеологию.
Штабы, где информацию замыкали на нескольких людях, проиграли семинарам, где информацию распространяли как можно дальше
Если противники Ющенко вкладывали средства в закрытые структуры типа теневых штабов с продвинутыми политтехнологами, то противники Януковича вкладывали в открытые структуры, которые учили сопротивлению ВСЕХ, кто хотел научиться.
Тысячи сторонников Ющенко теперь могут похвалиться умением сделать классную агитку, подать заявку на проведение митинга, побыть членом ТИК или наблюдателем, продумать стильный брэнд, эффективную логистическую схему, организовать пикетирование, провести совместное совещание и т.п.
У властного кандидата таких сторонников очень имело. Нет, чтобы зайти на сайт "Поры" и почитать
книжку Джина Шарпа "От диктатуры к демократии" - в ней, кроме принципов борьбы, перечисляется аж 200 методов ненасильственных и веселых акций протеста.
Но сторонников Януковича этому не учили. Поэтому их акции протеста часто сводятся к истерическим заявлениям, обзыванию журналистов и избиению оппонентов. Для телевизионной картинки это никуда не годится.
Относительно главного тезиса "контрреволюционеров" - события в Киеве организовали американцы. Нет, дорогие друзья и уважаемая украинская община! Революцию сделали украинцы, которые устали от такой власти и нашли деньги и технологии, которые бы помогли им эту власть снять.
Украинцы САМИ захотели изменить власть. Научиться - это уже дело наживное
"Мы думали, как блокировать властные каналы информационной пропаганды, сообщив избирателю об их заангажированности, - рассказывает Антон, который был одним из разработчиком наклеечной кампании "Поры" "Они врут".
"Сели, провели креативное совещание, из груды идей выбрали интереснейшее. Были варианты типа "Интер"=Медведчук", но мы не были уверены в эффективности такого месиджа, поэтому упростили его к минимуму. Сперва колебались, действует ли, однако после того, как на составах ВДНХ между антиющенковской продукции было выявлено такие же наклейки с " 5-ым каналом", поняли - это признание! А потом уже появилось "ЦИК: они врут" - мне об этом куча активистов гражданского сопротивления говорили", говорит Антон.
Оппозиционные движения и сообщества в Украине начали множиться еще из времен "Украины без Кучмы", особенно погрома 9 марта 2001-го - именно тогда активисты обратили внимание на ненасильственный опыт Югославии-2000.
Автор этих строк лично читал лекцию о работе пресс-службы знакомым студентам, которые хотели действовать против режима. А потом в той же скромной студенческой аудитории с любопытством слушал выступления маркетологов и организаторов уличных акций. Это не были некоторые оплаченные курсы - студенты залезли на сайт белорусского "Зубра", прочитали там методичку, сами определили, что им надо, и нашли лекторов среди знакомых. И таких лекций по стране было немало.
Гражданская оборона в действии
Итак, не удивительно, что символы украинской революции придуманы не в офисе Романа Бессмертного, Юрия Луценко или Джорджа Сороса, а в студенческих кафе и на форумах оппозиционных сайтов.
Главный лозунг "Ми разом! Багато! І нас не подолати! " появился еще в 2001-ом году, не говоря уже о "Милиция с народом!".
Помаранчевый стал в декабре главным цветом мира не только благодаря креативности Ярослава Лесюка, а и благодаря людям, которые начали впервые цеплять помаранчевые ленты на сумки и автомобильные антенны.
"После того, как власть сделала несколько обысков в оппозиционных офисах, я ощутил, что завтра так же могут зайти и в мой офис, - говорит Ярослав В., журналист и пиарщик, а попутно еще и координатор гражданской инициативы "Стричка". - И тогда я и еще несколько моих знакомых поняли, что надо что-то делать".
"Видел фильм "Хвост крутит собакой"? В принципе, чтобы стать хорошим политтехнологом, достаточно его посмотреть. Мы вспомнили тот момент, когда герои организовывают акцию в поддержку человека по фамилии Шу (Shoe), закидая на деревья около Белого дома старые кросовки (shoes). Плюс мы припомнили пиар-опыт Октябрьской революции - Ленина или Маяковского с красной лентой-бантом. Так родилась наша первая инициатива", рассказывает Ярослав.
"Мы не обращались ни в какой штаб, начав акцию в понедельник, за неделю к выборам. Цель была - показать, что нас много, вызвать "чувство локтя", братства незнакомых людей. Во время революции это ощущение перекинулось и на Майдан, и лишь сейчас помаранчевый - вместе с синим - превратился просто в корпоративный цвет одной из сторон. Штаб Ющенко отреагировал на нашу инициативу только через неделю, во вторник после первого тура, объявив вместо "Оранжевой ленты" "Оранжевый ноябрь", продолжает инициатор инициативы "Лента".
"Заслуга штаба - он придал массовости акции, выпустив те полиэтиленовые ленты, потому что из ткани их резать было недешево - 250 гривен за километр. Но люди принимали участие в акции не ради штаба и не ради Ющенко. На самом деле люди имеют свою стратегию развития, и они докажут новой власти, что могут и готовы на нее влиять".
Конечно же, на Майдане было немало людей, которые просто пришли потусоваться и сфоткаться "на фоне революции", зато хватало там и тех, кто научился партизанскому маркетингу, самоорганизации, координации через инет-розсылки, неиерархичности. Эти люди живут своей жизню, а не профессионально занимаются политикой. Но в политику вмешаться готовы, и штабы им не указ.
"Вы не поверите, но нас создал не штаб Ющенко. Хуже того - из миллиардов, выделенных американцами на революцию, нам не перепало ни цента. Я возмущен, и буду писать в Конгресс! - шутит Александр Попов, руководитель коммерческого отдела телекоммуникационной компании и один из активистов "Ночной стражи" - гражданского патрулирования столичных улиц.
"Ночная стража" была развитием идеи дежурства киевлян около участков. Несколько десятков наших машин дежурят в Киеве, следя за передвижением возможных провокаторов, продолжает он, "Если кто-то попробует громить урны, мы по-дружески приедем на участок и поможем дать отпор преступникам. Зачем это мне? Я хочу жить в Украине, а не в Кучмостане. Так же и мои дети. И если моя родина станет Ющенкостаном, мы снова сделаем из нее Украину".
Свободу не спинити!
Кстати, о детях. Они уже ощутили себя победителями. 9-летний сын братьев Капрановых рассказал, как в их классе учительница не хотела вести ребятишек на очередную прогулку. Те начали скандировать "Мы разом! Багато!" - и учительница сдалась.
Второй пример более потребительский - мальчик-третьеклассник, сын одного харьковского художника, заходит в Макдональдз. А там, из-за близости к базару, сделали туалет платным. Ребенок видит табличку "вход - 50 коп.", не моргнув глазом, зовет администратора и говорит "Покажите мне нормативно-правовой акт, на основании которого вы требуете с меня плату за мытье рук перед пищей". Конечно, ребенка пустили, и даже на то время, пока он там был, сняли табличку об оплате.
В Украине выросли новые люди, которые привыкли защищать свои права - как в маленькому фаст-фуде, так и в большой политике.
Нардеп-"нашеукраинец" Тарас Стецькив может кричать со сцены "мы будем делать только то, что нам прикажет наш президент" сколько угодно. Это тоже своего рода фрейдистский страх. Так как люди, которые ощутили вкус победы и свободы, которые научились им приобретать, будут делать то, что будут считать нужным сами.
Отечественное прощание с феодализмом на самом деле стало уникальным "украинским вариантом". Такой себе многонедельный концерт-шоу-карнавал с походами киевскими улицами. В погони за легитимностью оппозиция не стала прибегать к штурму парламента ни с пожарами и противостоянием с полицией (такие одиночные случаи были в Белграде), ни с потасовками с кулаками и разбитыми носами (такие одиночные случаи были в Тбилиси).
Но все равно есть что-то, что объединяет так воспетые когда-то провластной прессой "Отпор", "Кмару" и "Пору". И этого объединяющего фактора власть не заметила, или не захотела заметить.
"Пора" и другие - сам себе Гельман, сам себе Сегела
Речь идет о политических технологиях. Власть зря боялась "Поры" и других гражданских движений как боевиков, которые будут штурмовать Центризбирком или администрацию президента. Этот страх имел фрейдистскую природу: власть и боялась и стремилась к этому штурма, глобальному повторению 9 марта 2001 года.
На самом же деле власти надо было бояться совсем другого. Основная цель существования гражданских инициатив типа "Поры" и "Отпора" - это научить людей своими силами эффективно собирать, продуцировать и распространять информацию. Несколько гражданских движений в Украине сделали РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ методов политической борьбы и пиара.
Из таинства, доступного только для больших партий и политтехнологов, эти методы превратились в обычную технологию, доступную каждому желающему. Да, в технологию - именно в то, в чем гражданских активистов обвиняет власть.
Но что здесь плохого? Разве "карусели" - не технология? А раскол общества на схидняков/захидняков - чем не технология?
Не боевики, а маркетологи
Нет, "Пора" не учила пробивать омоновскую "черепаху" или зомбировать толпу с помощью "нейролингвистического программирования". Она не учила также различным манипулятивним методикам типа переводить фразу "я готов стать перед шахтерами на колена" как "я поставлю шахтеров на колена".
На семинарах в Тернополе, о которых так уместно вспомнил нардеп-коммунист Валерий Мишура, учили: как общаться с журналистами, организовывать сбор средств среди сторонников, придумывать и проводить рекламную кампанию.
Участники семинаров соревновались, кто выдумает лучший слоган, название политического движения, учили организовывать действенные структуры и привлекать новых активистов. Ни одного "противодействия правоохранительным органам", как заметил позавчера член Компартии.
Вместе с тем, люди узнавали о том, что так прекрасно работает и в самой КПУ: как действуют и координируются пресс-служба и рекламная служба, участники акций и юристы, и те, кто организовывает сбор средств.
Говорили там и о вещах, которые отсутствуют в партии, к которой имеет честь принадлежать товарищ Мишура, да и во всех других украинских партиях - взаимообучение, неиерархическую структуру, безлидерний принцип и т.п. Заметим, что все это абсолютно вкладывается в рамки закона.
Так же как и умение "вести себя во время ареста". Элементарные знания юридических норм и обнародование информации о своем аресте - это очень важно, особенно при авторитарном режиме. Жаль, если коммунисты не проводят среди своих активистов такого ликбеза - силовой аппарат не обращает внимание на идеологию.
Штабы, где информацию замыкали на нескольких людях, проиграли семинарам, где информацию распространяли как можно дальше
Если противники Ющенко вкладывали средства в закрытые структуры типа теневых штабов с продвинутыми политтехнологами, то противники Януковича вкладывали в открытые структуры, которые учили сопротивлению ВСЕХ, кто хотел научиться.
Тысячи сторонников Ющенко теперь могут похвалиться умением сделать классную агитку, подать заявку на проведение митинга, побыть членом ТИК или наблюдателем, продумать стильный брэнд, эффективную логистическую схему, организовать пикетирование, провести совместное совещание и т.п.
У властного кандидата таких сторонников очень имело. Нет, чтобы зайти на сайт "Поры" и почитать
книжку Джина Шарпа "От диктатуры к демократии" - в ней, кроме принципов борьбы, перечисляется аж 200 методов ненасильственных и веселых акций протеста.
Но сторонников Януковича этому не учили. Поэтому их акции протеста часто сводятся к истерическим заявлениям, обзыванию журналистов и избиению оппонентов. Для телевизионной картинки это никуда не годится.
Относительно главного тезиса "контрреволюционеров" - события в Киеве организовали американцы. Нет, дорогие друзья и уважаемая украинская община! Революцию сделали украинцы, которые устали от такой власти и нашли деньги и технологии, которые бы помогли им эту власть снять.
Украинцы САМИ захотели изменить власть. Научиться - это уже дело наживное
"Мы думали, как блокировать властные каналы информационной пропаганды, сообщив избирателю об их заангажированности, - рассказывает Антон, который был одним из разработчиком наклеечной кампании "Поры" "Они врут".
"Сели, провели креативное совещание, из груды идей выбрали интереснейшее. Были варианты типа "Интер"=Медведчук", но мы не были уверены в эффективности такого месиджа, поэтому упростили его к минимуму. Сперва колебались, действует ли, однако после того, как на составах ВДНХ между антиющенковской продукции было выявлено такие же наклейки с " 5-ым каналом", поняли - это признание! А потом уже появилось "ЦИК: они врут" - мне об этом куча активистов гражданского сопротивления говорили", говорит Антон.
Оппозиционные движения и сообщества в Украине начали множиться еще из времен "Украины без Кучмы", особенно погрома 9 марта 2001-го - именно тогда активисты обратили внимание на ненасильственный опыт Югославии-2000.
Автор этих строк лично читал лекцию о работе пресс-службы знакомым студентам, которые хотели действовать против режима. А потом в той же скромной студенческой аудитории с любопытством слушал выступления маркетологов и организаторов уличных акций. Это не были некоторые оплаченные курсы - студенты залезли на сайт белорусского "Зубра", прочитали там методичку, сами определили, что им надо, и нашли лекторов среди знакомых. И таких лекций по стране было немало.
Гражданская оборона в действии
Итак, не удивительно, что символы украинской революции придуманы не в офисе Романа Бессмертного, Юрия Луценко или Джорджа Сороса, а в студенческих кафе и на форумах оппозиционных сайтов.
Главный лозунг "Ми разом! Багато! І нас не подолати! " появился еще в 2001-ом году, не говоря уже о "Милиция с народом!".
Помаранчевый стал в декабре главным цветом мира не только благодаря креативности Ярослава Лесюка, а и благодаря людям, которые начали впервые цеплять помаранчевые ленты на сумки и автомобильные антенны.
"После того, как власть сделала несколько обысков в оппозиционных офисах, я ощутил, что завтра так же могут зайти и в мой офис, - говорит Ярослав В., журналист и пиарщик, а попутно еще и координатор гражданской инициативы "Стричка". - И тогда я и еще несколько моих знакомых поняли, что надо что-то делать".
"Видел фильм "Хвост крутит собакой"? В принципе, чтобы стать хорошим политтехнологом, достаточно его посмотреть. Мы вспомнили тот момент, когда герои организовывают акцию в поддержку человека по фамилии Шу (Shoe), закидая на деревья около Белого дома старые кросовки (shoes). Плюс мы припомнили пиар-опыт Октябрьской революции - Ленина или Маяковского с красной лентой-бантом. Так родилась наша первая инициатива", рассказывает Ярослав.
"Мы не обращались ни в какой штаб, начав акцию в понедельник, за неделю к выборам. Цель была - показать, что нас много, вызвать "чувство локтя", братства незнакомых людей. Во время революции это ощущение перекинулось и на Майдан, и лишь сейчас помаранчевый - вместе с синим - превратился просто в корпоративный цвет одной из сторон. Штаб Ющенко отреагировал на нашу инициативу только через неделю, во вторник после первого тура, объявив вместо "Оранжевой ленты" "Оранжевый ноябрь", продолжает инициатор инициативы "Лента".
"Заслуга штаба - он придал массовости акции, выпустив те полиэтиленовые ленты, потому что из ткани их резать было недешево - 250 гривен за километр. Но люди принимали участие в акции не ради штаба и не ради Ющенко. На самом деле люди имеют свою стратегию развития, и они докажут новой власти, что могут и готовы на нее влиять".
Конечно же, на Майдане было немало людей, которые просто пришли потусоваться и сфоткаться "на фоне революции", зато хватало там и тех, кто научился партизанскому маркетингу, самоорганизации, координации через инет-розсылки, неиерархичности. Эти люди живут своей жизню, а не профессионально занимаются политикой. Но в политику вмешаться готовы, и штабы им не указ.
"Вы не поверите, но нас создал не штаб Ющенко. Хуже того - из миллиардов, выделенных американцами на революцию, нам не перепало ни цента. Я возмущен, и буду писать в Конгресс! - шутит Александр Попов, руководитель коммерческого отдела телекоммуникационной компании и один из активистов "Ночной стражи" - гражданского патрулирования столичных улиц.
"Ночная стража" была развитием идеи дежурства киевлян около участков. Несколько десятков наших машин дежурят в Киеве, следя за передвижением возможных провокаторов, продолжает он, "Если кто-то попробует громить урны, мы по-дружески приедем на участок и поможем дать отпор преступникам. Зачем это мне? Я хочу жить в Украине, а не в Кучмостане. Так же и мои дети. И если моя родина станет Ющенкостаном, мы снова сделаем из нее Украину".
Свободу не спинити!
Кстати, о детях. Они уже ощутили себя победителями. 9-летний сын братьев Капрановых рассказал, как в их классе учительница не хотела вести ребятишек на очередную прогулку. Те начали скандировать "Мы разом! Багато!" - и учительница сдалась.
Второй пример более потребительский - мальчик-третьеклассник, сын одного харьковского художника, заходит в Макдональдз. А там, из-за близости к базару, сделали туалет платным. Ребенок видит табличку "вход - 50 коп.", не моргнув глазом, зовет администратора и говорит "Покажите мне нормативно-правовой акт, на основании которого вы требуете с меня плату за мытье рук перед пищей". Конечно, ребенка пустили, и даже на то время, пока он там был, сняли табличку об оплате.
В Украине выросли новые люди, которые привыкли защищать свои права - как в маленькому фаст-фуде, так и в большой политике.
Нардеп-"нашеукраинец" Тарас Стецькив может кричать со сцены "мы будем делать только то, что нам прикажет наш президент" сколько угодно. Это тоже своего рода фрейдистский страх. Так как люди, которые ощутили вкус победы и свободы, которые научились им приобретать, будут делать то, что будут считать нужным сами.