Власть Ющенко

Среда, 29 декабря 2004, 15:47
В офисе Виктора Ющенко на Боричевом Току, 22-а пока не готовятся к переезду. Во вторник там состоялось совещание лидеров "Нашей Украины" и партнерских политструктур. Все подходы к этому миниатюрному дому 1814 года были заблокированы автомобилями политиков и их охраны. Из-за небольших размеров в этом помещении не будет находиться администрация президента. Но также ее не будет и в сером здании на Банковой - возможно, лишь на несколько недель, пока Ющенко не подготовят новый офис.

Пока существует два варианта, где будет работать президент Ющенко. Первый - в Доме учителя. Второй - в одном из зданий внутри Софиевского собора. Оба эти места имеют свою ющенковскую историю. В Доме учителя в конце 2001 - в начале 2002 года подписывалось соглашение о создании блока "Наша Украина", а в Софии тогда находился офис Ющенко.

Однако поиск места работы более простая задача для Ющенко, чем изобретение механизма работы новой власти. Пока понятно одно - архитектура руководства страной Ющенко должна совсем отличаться от бастионов Кучмы.

Как говорят несколько влиятельных лиц из окружения Ющенко, с которыми удалось пообщаться "Украинской правде", сам новый президент пока не избрал среди разработанных вариантов, как он будет править страной, по крайней мере, до следующих парламентских выборов - когда, скорее всего, вступят в действие изменения в Конституцию.

Из-за этого до сих пор не начались переговоры об определении премьер-министра. Участники большого вторничного совещания говорят, что эта тема там даже не упоминалась.

Итак, между чем избирает Ющенко?

По информации "Украинской правды", вопрос касается собственно роли самого Ющенко как президента, нового премьера и функций администрации президента и Совета национальной безопасности и обороны.

Новый центр новой власти

Оставить все как есть, с ключевой ролью администрации президента - этот вариант возможен, но считается менее вероятным. "Ющенко - не Кучма" можно утверждать с еще большей категоричностью, чем "Украина - не Россия".

Представить, что при Ющенко будет создан новый Медведчук, который будет творить новую цитадель диктатуры, довольно сложно. Хотя бы потому, что Ющенко сам внутренне ненавидит эту схему власти, с которой ему пришлось бороться последние четыре года.

Многие люди в окружении Ющенко говорят, что во время его президентства появится новый орган принятия решений - Совет национальной безопасности и обороны. При этом администрация президента получит роль канцелярии с минимальными функциями - подготовки списков героев для вручения государственных наград и формирование протокола получения верительных грамот от послов.

Совет нацбезопасности намного больше подходит на роль центра изготовления политики хотя бы потому, что стараниями Горбулина в 1996 году, когда создавалась Конституция, этот орган был прописан в Основном законе. В то время как об администрации президента там ничего не сказано.

СНБОУ подходит Ющенко внутренне. Все знают о его склонности к созданию разнообразных "рабочих групп" и "экспертных комиссий". И многие видят в этом желание откладывать решение. Но именно такая природа Ющенко - он редко принимает вердикт "с плеча" и часто любит находить компромисс.

Наиболее удачно функции СНБОУ при Ющенко охарактеризовал руководитель его офиса Олег Рыбачук - "это миксер", где должны быть смешаны интересы всех, и на выходе получить оптимальное решение.

Кроме того, не следует забывать, что после вступления в действие политреформы кадровые полномочия президента уменьшатся - но их можно снова получить через СНБОУ.

При Кучме считалось, что заседание Совбеза - это что-то чрезвычайное. Люди же из команды Ющенко не исключают, что теперь СНБОУ будет собираться едва ли не каждую неделю. Фактически Совет нацбезопасности может стать органом над Кабмином. Система двойного контроля министров, как со стороны премьера, так и Совбеза должна предотвратить коррупционные заговоры внутри правительства.

Кроме того, в Совет национальной безопасности и обороны входят также спикер Верховной Рады, и это разрешит подключить парламент к формированию решений.

Поскольку Совет нацбезопасности возглавляется президентом, то этот орган становится механизмом его власти. Но не прямой, как ее осуществлял Кучма через администрацию президента - а власти, основанной на дискуссии.

Кто станет секретарем?

В этих условиях значительно повышается роль секретаря Совета нацбезопасности. Фактически он становится на одну ступень с премьер-министром. Затем, по словам одного из депутатов-ющенковцев, секретарь СНБОУ может возглавить список "Нашей Украины" на выборах 2006 года. Как, впрочем, это же может сделать и премьер.

Кто станет секретарем Совета национальной безопасности? Учитывая жесткую конкуренцию за место премьера, которую ведут Тимошенко и Порошенко, существует риск, что они не получат ни эту должность, ни секретаря СНБОУ. А Совбез может быть отдан, например, Александру Зинченко - как человеку независимому ни от одной, ни от другой стороны.

Последнее время возможным секретарем СНБОУ рассматривался Анатолий Кинах. Однако эту должность ему готовы были выделить скорее при условии, что Совбезу оставят нынешние функции - органа пассивной политики, который собирается раз на два месяца и раз на полгода устраивает разбор полетов в какой-то сфере.

Если же Совбез получит новую роль, то существует риск, что Кинах это кресло не получит. Не только потому, что он имеет реноме политика-флегмата. Но и потому, что место с такой ценой должен получить именно "нашеукраинец" - поскольку на выборах победил их лидер.

Также нейтральным по отношению ко всем конкурирующим группам вокруг Ющенко является Олег Рыбачук. Однако на место в Совбезе может не согласиться он сам. По словам Рыбачука, в новой власти он хочет заняться другим: "Два года назад Ющенко сказал, что у него есть мечта жизни - чтобы Украина стала полноценным членом Евросоюза. И этим я хочу заняться - у меня уже разработан план интеграции в ЕС, есть этапы, есть люди, есть контакты. И есть орган, который создавался во всех государствах, которые вступали в ЕС - министерство европейской интеграции".

От "УП" можем лишь добавить: не исключено, что Рыбачук останется в этом направлении, Ющенко даст ему портфель этого министра в статусе вице-премьера.

Премьерство как синоним борьбы

Однако даже если повышается роль Совбеза – что, очень вероятно, будет сделано Ющенко - это не дает ответа на вопрос, каким должен быть следующий премьер.

В "Нашей Украине" есть несколько взглядов на эту проблему.

Первый. Учитывая, что до парламентских выборов 15 месяцев, это правительство будет временным, тогда, возможно, стоит оставить реальным его руководителем Ющенко, а на должность премьера поставить технического исполнителя. Т.е. неформальным главой правительства будет-таки Ющенко. Это так называемый российский вариант Фрадкова.

В таком случае на место главы Кабмина снова может претендовать Кинах. Его фамилию называли, по крайней мере, три человека, которые работают рядом с Ющенко. Он одинаково отдален от групп влияния новой власти, он не завязан в схемы влияния, он является экономистом (в отличие от еще одной компромиссной фигуры - Мороза).

Но даже если цена этого кресла не будет такой высокой, все равно существует препятствие для Кинаха - он хотя и очень искренне поддерживал Ющенко последние два месяца, однако он не является человеком из среды "Нашей Украины". А такой портфель должен получить соратник Ющенко.

Далее, все понимают - нет ничего более постоянного, чем "временное". Поэтому хотя и "временный", но все-таки премьер даже из-за названия своей должности будет думать о собственных амбициях. Которых Кинах не лишен. Кроме того, Кинаху придется бороться с репутацией человека старой формации.

Возможно, техническим премьером мог бы стать Виктор Пинзеник или Николай Мартыненко. Возможно, вообще публично не раскрученный человек из числа сильных менеджеров.

Существует и второй вариант выхода из дилеммы премьера. На этот пост может прийти яркий публичный политик. Однако этот путь натыкается на клинч Тимошенко и Порошенко, которые жестко конкурируют за должность главы правительства.

С одной стороны, Порошенко имеет шанс. Ведь премьер может стать лицом "Нашей Украины" на выборах-2006, а Тимошенко не возглавит этот блок хотя бы потому, что на это никогда не согласятся его члены. Поскольку БЮТ собирается идти на выборы самостоятельно, "нашеукраинцы" не отдадут Тимошенко кресло на Грушевского, чтобы не создавать себе проблемы.

В пользу Порошенко то, что он кум Ющенко, он экономист, знает английский язык, учился вместе с Саакашвили, не лишен ораторских талантов, а также имеет вид "парня из народа".

Против Тимошенко продолжает играть ее отрицательный рейтинг, ее "нечленское нашеукраинское" происхождение, ее радикализм, а также ошибки, которые она допустила в последнее время - лидер БЮТ несколько раз остроумно пошутила над Путиным. Все смеялись, но после этого вряд ли следует рассчитывать стать вторым лицом в государстве.

Фактически, Тимошенко превратилась в России в одиозную фигуру - как и Борис Тарасюк, который имеет невысокие шансы возглавить МИД. Другой вопрос, будет ли Ющенко при определении своей команды оборачиваться, как будут на это реагировать в Москве. Одни считают, что России надо отплатить той же монетой, которой она уничтожала Ющенко последние года. Другие говорят, что надо искать пути примирения с востоком Украины - и это можно сделать с помощью России, и Тимошенко здесь явно не помощник.

Кроме того, у Тимошенко практически нет собственной команды - ее состав ограничивается Александром Турчиновым.

Но также много факторов есть и против Порошенко. Он является большим бизнесменом, и поэтому имеет свои контакты с разными группами влияния в Украине. Причем эти линии связи могут противоречить политическим принципам, которые исповедует Ющенко. Порошенко имеет много скрытых врагов внутри "Нашей Украины", а также он подозрительно близко контактирует со спикером Литвином.

Назначение Порошенко премьером будет принято как явное усиление одной из групп влияния вокруг Ющенко. Также много нынешних членов команды Ющенко не хотят видеть Порошенко своим лидером на выборах-2006.

На этом фоне можно отметить и преимущества Тимошенко. Она стала реальным лидером "помаранчевой революции" - на одном уровне с Ющенко. Тимошенко имеет наилучшие среди украинских политиков ораторские способности, за последние полгода она значительно повысила свой рейтинг доверия.

Также несколько человек с первого окружения Ющенко говорят, что слышали от Тимошенко, будто бы у нее есть подписанный с Ющенко тайный протокол о сотрудничестве "Нашей Украины" и БЮТ. Где будущий президент обязуется внести ее кандидатуру в парламент для утверждения главой правительства.

Все эти люди также говорят, что в протоколе будто бы стоит обязательство отдать БЮТ одну четвертую должностей новой власти. Правда, они при этом добавляют: о существовании такого протокола им известно лишь со слов Тимошенко и собственными глаза они его не видели.

О том, что Тимошенко лишь начинает свою борьбу за премьерство, свидетельствует ее визит в Донбасс. Фактически, это предвыборная поездка - на выборах главы правительства. Если Тимошенко сможет решить для Ющенко проблему этого региона, это существенным образом улучшит ее шансы.

Кроме того, радикализм Тимошенко в связке со склонностью Ющенко к компромиссам может быть формулой мощного двигателя власти. А может и не быть - и, наоборот, эта схема будет способствовать разбалансированию новой команды.

Поиск форм сосуществования разных команд длится. При этом остается еще один большой вопрос - кто будет лидером в предвыборном списке блока "Наша Украина" в 2006 году.

Немало людей не верит, что удастся найти (или вырастить за год) яркого, компромиссного и рейтингового первого номера для предвыборного списка. Поэтому уже начинают проделывать вариант... что Виктор Ющенко сам возглавит список "Нашей Украины" на следующих парламентских выборах. Жестких запретов ему баллотироваться в парламент, чтобы успешно провести свой блок, а потом отказаться от мандата, нет.

Если этот вариант не пройдет, не исключено, что Ющенко просто делегирует право назвать своим именем предвыборный блок своих соратников.




powered by lun.ua
Главное на Украинской правде