Как американцы "создали" оранжевую революцию

Четверг, 10 февраля 2005, 19:21
Они готовили оранжевую революцию?

В среду российское агентство РИА “Новости” обнародовало сенсационное сообщение о причастности американских пиарщиков к оранжевой революции.

"Базирующаяся в пригороде Вашингтона известная американская пиар-компания "Rock Creek Creative" впервые подтвердила, что оказала содействие Украине в "разработке информационной стратегии, брэнда и политики для интернет-сайта "оранжевой революции", начинает свое сообщение РИА Новости.

Перевод пресс-релиза компании довольно точный, за исключением одного маленького "но". Случайно или сознательно, автор информации "забыл" упомянуть, какой именно сайт разрабатывала RCC. На самом деле, под громким названием "сайт Оранжевой революции" имеется в виду малоизвестный сайт www.ukraineineurope.com/, посвященный прошедшей в феврале 2004 года в Киеве конференции "Украина в Европе и мире".

К самому сайту мы вернемся позже, а сейчас позволим себе продолжить цитирование новости российского агентства.

"В распространенном в Вашингтоне пресс-релизе пиар-компании сообщается, что информационный интернет-портал "оранжевой революции" был размещен на нескольких серверах в неназванных странах Европы и что все программное обеспечение для портала было зарегистрировано в Чехии, продолжает российское агентство.

"Мы должны были создать такой интернет-сайт, который не только был защищен от атак (хакеров), но который при этом не должен был выглядеть как инструмент для продвижения политических материалов, разработанных в США", - подчеркивает в пресс-релизе главный разработчик сайта Пол Уорд.

"Важно, чтобы посетители сайта, какими бы подготовленными они ни были, не догадались о каком-либо американском участии", - заявил Уорд".


(Жаль, что агентство не привело еще одну пафосную цитату по этому поводу: "Достаточно сложно сделать сайт безопасным, чтобы защитить его от проникновения различных хакеров; представьте себе, каково это было - обеспечивать работу серверов в таких условиях", - цитирует RCC президента фирмы, явно намекая на "преступный режим", прознавшем о сайте и натравившем всех хакеров на никому неизвестный сайт.)

"Информационный портал "оранжевой революции" впервые заработал в декабре 2003 года и стал "главным общественным форумом, обеспечившим политический диалог в течение хаотических 12 месяцев, предшествовавших выборам", - указывается в релизе, где сайт назван "виртуальной площадью свободы для демократического движения" на Украине.

"Мы предприняли все усилия для того, чтобы наше участие не создало бы проблемы для нашего клиента или для демократического движения", - подчеркивает руководитель пиар-компании Скотт Джонсон, не раскрывая заказчика услуг.

"Мы разрабатывали такие информационные материалы, которые заслуживали доверия и находили отклик у самых различных аудиторий - у украинских лидеров, украинского народа, других европейских стран и зарубежных СМИ", - заявляет Джонсон.

Компания "Rock Creek Creative" отвечала также за информационное сопровождение прошедшей в феврале прошлого года в Киеве международной конференции "Украина в Европе и мире" с участием Виктора Ющенко, экс-президента Чехии Вацлава Гавела и экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт".

"До сегодняшнего дня "Rock Creek Creative" не хотела раскрывать свою роль в продвижении украинской демократии. За 19 лет своего существования мы участвовали во многих международных проектах, но до сих пор ни разу еще не принимали столь прямого участия в кампании, которая настолько укрепила бы демократию в какой-либо стране", - подчеркнул глава пиар-фирмы.

"Мы гордимся тем, что сыграли свою роль. Украине нужны дебаты, конференция и что-то вроде "оранжевой революции". Настоящим победителем здесь является украинский народ", - заявил Джонсон.

"Rock Creek Creative" является частной компанией, специализирующейся на пиаре, брэндинге и "креативном маркетинге".

Компания предоставляла свои услуги и проводила кампании по брэндингу по заказам НАТО, ЦРУ, французской оборонной и аэрокосмической корпорации Thales, а также для "различных структур правительства США".


Этими словами заканчивается информсообщение российского агентства.

RCC, как жертва моды на "оранжевую революцию"

Сразу после обнародования "сенсации" последовало опровержение со стороны пресс-секретаря Ющенко Ирины Геращенко, которая явно была не в курсе, о каком именно сайте идет речь.

Можно представить ее удивление, когда она точно знает, что персональный сайт Ющенко и сайт его избирательного штаба готовился исключительно украинскими специалистами.

При этом Геращенко точно определила, что вынудило так долго молчавших американских пиарщиков заявить о своей причастности к событиям ноября-декабря 2004 года: "Сейчас стало модным заявлять о своем участии в так называемой "оранжевой революции" и особенно - на стороне Виктора Ющенко. И многие сейчас хотят на этом заработать для себя политические капиталы".

В то же время, Геращенко подтвердила, что некоторые серверы, на которых размещались веб-сайты избирательной кампании Ющенко, могли находится за рубежом. "Действительно, нами рассматривалась такая возможность. Но это было сделано исключительно с целью безопасности", - сказала Геращенко.

Судя по всему, забота о стабильной работе сайта – а именно для этого открываются "зеркала" сайтов зарубежом, то есть создается виртуальная копия сайта на сервере за пределами Украины – рассматривается едва ли не как подтверждение зарубежного влияния.

Между тем, само по себе открытие "зеркала" за рубежом – вещь очень распространенная и крайне необходимая, учитывая огромный наплыв посетителей во время выборов и наклонности прежней власти.

("Украинская правда", например, на время выборов использовала два дополнительных зарубежных зеркала – в США и Великобритании, но с таким же успехом в этом списке могла бы фигурировать и Россия. Дело только в том, что цены на такие услуги на западе все еще гораздо ниже).

Исполнительный директор киевского Института евроатлантической интеграции Сергей Евтушенко точно знал, о каком сайте идет речь в пресс-релизе "Rock Creek Creative", поскольку его институт был одним из организаторов конференции 2004 года. Он был явно расстроен появившейся информацией.

"Лично мне это было неприятно. Это просто недобросовестная реклама, некорректный подход к ведению бизнеса и к своим партнерам со стороны компании RCC", сказал он «Украинской правде».

По мнению Евтушенко, единственная цель данной акции – "пиар и набор очков", поскольку американская компания занималась исключительно разработкой веб-сайта и не имела никакого отношения к "выработке коммуникативной стратегии для украинских выборов".

Конечно это пиар! Или о роли апломба в международном скандале

"Украинская правда" решила провести маленькое расследование и узнать, что и кто стоит за "сенсацией".

Отвечая на наш запрос вопрос, почему сенсацию о причастности к оранжевой революции появилась только сейчас, руководитель компании "Rock Creek Creative" Скотт Джонсон сослался на желание клиента.

Он признался, что после обнародования пресс-релиза, ему звонили журналисты из российских и украинских СМИ, представители украинской диаспоры в США. "Большинство из отзывов были положительными, с акцентом на то, что оранжевая революция принадлежит народу Украины, с чем мы полностью согласны", скромно написал Джонсон.

По его просьбе подробности с реализацией проекта "УП" поведал веб-стратег фирмы Пол Уорд.

В ответ на замечание о том, что в Украине многие были удивлены, узнав о роли, которую RCC якобы сыграла в оранжевой революции, господин Уорд ни капли не смутился.

"Выбор стратегии открытого диалога привело к началу дискуссии о том, что именно необходимо украинцам. Обеспечение сайта соответствующим дизайном и контентом упростило доступ европейской и американской прессы к пониманию конференции и поднимавшихся на ней вопросах. Это также способствовало привлечению политических лидеров к участию в конференции", - пишет веб-стратег.

Но при чем здесь оранжевая революция?

УП: "Здесь в Украине нам видится это просто как эффективный пиар вашей компании, не более того".

Уорд: "Конечно это пиар! А насколько он эффективный, я не могу сказать."

При этом он не удивился, что пресс-релиз компании использовали во всю, чтобы подтвердить предвыборный миф о причастности американцев к кампании Ющенко.

"Первоначально наша роль сводилась к созданию видимого для прессы и украинцев сайта о конференции. Когда я анализировал нашу стратегию, я задал очевидный вопрос: а не будет ли вмешательство стратегической коммуникационной фирмы из США создавать ложное впечатление, что конференция на самом деле являлась выражением внешней политики Соединенных Штатов?"

Господину Уорду апломба не занимать. Так глобально оценить обычную разработку сайта для конференции!

Может, этим и поясняется пафосный стиль пресс-релиза и масштабные заключения о роли кампании во всемирно известном событии, которым стала оранжевая революция?

Новая версия причастности RCC к революции

Кажется, компания получила не только положительные отклики на пресс-релиз. Иначе как пояснить, что уже поздно ночью по киевскому времени в четверг RCC раздала уточненный пресс-релиз, который практически ни единым словом не напоминает предыдущий документ от 8 февраля.

В новом тексте RCC признает, что занималась исключительно вкладом в проведение конференции, которая все же, как продолжает настаивать компания, помогла информировать украинцев о ценностях западного мира, таких как верховенство права, прозрачность, демократия и свободная пресса.

"Сообщения, что мы заявляли о нашей большой роли в украинской оранжевой революции, не соответствуют действительности".

А дальше – снова о сайте как эффективной площадке для дискуссии. "Создание официального сайта и вклад в коммуникативную стратегию конференции позволило Rock Creek Creative поднять украинский вопрос на международный уровень… Это был один из многих вкладов в настроение перемен в Украине".

В новом пресс-релизе упоминается пресс-секретарь Ющенко. "Ирина Геращенко права, что господин Ющенко и его сайты являются официальным голосом их политики. Господин Ющенко заслуживает полного признания за создание политической платформы, которую поддержали большинство украинцев на выборах.

"Сообщение BBC о нашем заявлении, что мы разработали "информационную стратегию, бренд и политику веб-сайта оранжевой революции" – неправда".

"Мы помогли в коммуникационной стратегии, которая состояла в рекомендации использовать непредвзятый тон конференции. Rock Creek Creative также создала бренд и слоган и детальный анализ, чтобы обеспечить потребности украинцев, украинской прессы и международного сообщества".

Под брендом и слоганом, наверное, следует понимать название сайта?

Между тем, если быть точными, то в предыдущем пресс-релизе было сказано дословно следующее: "Rock Creek Creative помог разработать коммуникационную стратегию, брендинг и фактически политику сайта оранжевой революции". Кстати и сам пресс-релиз назывался не иначе как "Вашингтонская коммуникационная фирма обнародовала информацию о роли в украинских выборах".

Билл Клинтон в обществе друзей Украины

Спонсором конференции, состоявшейся в феврале минувшего года, названа "международная команда" "Друзья Украины", которая самоуверенно заявляет о том, что сейчас она "занимается развитием государственной политики, улучшая публичный диалог, поддерживая соответствующий уровень эрудиции, обучая мировых лидеров и рассматривая нынешние потребности Украины". Заявление явно в стиле RCC.

А между тем, к "друзьям Украины" относятся очень уважаемые организации. Такие как Фонд Аденауера, польский Центр международных отношений, киевский Институт евроатлантического сотрудничества, французский Институт международных отношений, немецкий Фонд Маршалла, американская Инициатива глобальной честности, "Киево-Могилянская академия", парламентский комитет по вопросам европейской интеграции, чешская Программа изучения атлантической безопасности, румынское академическое общество.

Неизвестно, те ли это "Друзья Украины", которые в 2003 году проплатили большую антирекламную статью о Медведчуке и Суркисе в "Нью-Йорк Таймс". Тогда эта группа не афишировала свой состав. Поэтому появились данные о том, что деятельность "Друзей" оплачена ненавистью к лидерам СДПУ(о) бизнесмена Григоришина или даже не раз упоминавшегося после победы Ющенко господина Березовского.

Вполне возможно, что к 2004 году команда "Друзей" существенно изменилась. И они переключились на проведение респектабельных конференций с не менее респектабельными участниками.

При внимательном изучении списка "друзей" внимание привлекает вашингтонская неправительственная организация "Инициатива за глобальную справедливость", председателем правления которой является экс-президент США Билл Клинтон,

По данным "Украинской правды", именно эта организация является клиентом RCC, не желавшим до определенного момента разглашать причастность фирмы к разработке сайта.

На сайте "Инициативы за глобальную справедливость" есть упоминание о конференции "Украина в Европе и мире" с ссылкой, которая ведет на сайт, разработанный RCC.

Сыр-бор вокруг сайта стоимостью 500 долларов

Несколько слов о самом сайте. (Любопытно, что среди информационных источников, на которых рекомендовано следить за ходом революции, указана, среди прочего и "Украинская правда".)

Веб-мастером указана компания "Виа Перфекта", которая базируется в Праге.
Кстати, с технической точки зрения – сайт очень примитивный, чего, например, не скажешь о сайте штаба Ющенко. С точки зрения информационного наполнения - тоже ноль.

Называть этот сайт "эффективной площадкой для дискуссии и источником информации для украинцев" было бы, мягко говоря, преувеличением. Google дает одно единственное упоминание по поиску на название конференции на английском языке. Конечно же – на сам сайт. И ни единой перекрестной ссылки, что означает, что никто в Интернете не использовал информацию хваленого сайта.

Веб-стратег "Rock Creek Creative" Пол Уорд не раскрыл стоимости его разработки, но, учитывая подобные проекты и видных клиентов фирмы, которые обычно не считают денег, примитивный сайт обошелся друзьям Украины в копеечку.

А для "друзей" сообщаем - подобный сайт, да еще и с таким минимумом информации начинающий специалист в Украине сделает за две недели, причем обойдется он им максимум в 500 долларов.

Вся эта история – иллюстрация ситуации, когда завышенное самомнение одной американской фирмы создает миф о всеобщем вмешательстве США в дела Украины. В следующий раз, может, проще было бы найти специалистов из Украины? Или, поскольку у организаторов явно были деньги, лучше обратиться в индийские кампании – качество обслуживания там ничуть не хуже, все говорят на английском, и никто не будет говорить о пресловутом американском вмешательстве.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде