ВТО - между "за" и "против"

Пятница, 8 июля 2005, 15:03
Парламентское шоу, которое мы имеем счастье наблюдать уже второй день, посвященное проблеме ВТО, хоть и не значилось заранее в программе телепередач, но было прогнозируемо.

Во вторник, 5 июля, министр экономики Сергей Терехин должен был возглавить украинскую делегацию и отправиться в Женеву для проведения последнего заседания рабочей группы, которая занимается рассмотрением заявки Украины на вступление в ВТО.

Если бы господин Терехин сотоварищи, то есть вместе с президентом и премьером, во вторник вечером заставили парламент принять пакет ВТО-законопроектов, в среду утром министр отчитывался перед зарубежными коллегами-оппонентами о победе оранжевого государственного патриотизма над красно-бело-голубой олигархией. И шансы Украины войти в организацию в этом году были бы велики.

Но вместо того, чтобы отправиться в Женеву, министр остался в Киеве - в бунтующем парламенте и в кругу своих коллег по правительству.

Рискну предположить, что большинство соотечественников не совсем понимают, почему слово из трех букв (ВТО) вызывает такую массу эмоций в украинского политического истэблишмента. Аргументы "за" и "против" членства Украины в ВТО, озвученные в парламенте вкратце, звучат так:

"ЗА": по правилам ВТО торгует весь цивилизованный мир, вхождение Украины в организацию положит конец антидемпинговым расследованиям против украинского экспорта.

"ПРОТИВ": вступление в ВТО убьет отечественного товаропроизводителя.

Истина традиционно где-то посредине: вступать в ВТО нужно, но условия, на которых Украина собирается туда, более чем болезненны для украинских производителей.

Почему бунтует оппозиция?

Понятно, что вступление в ВТО Украины под предводительством президента Ющенко и его правительства может стать первым реальным прорывом во внешнеэкономической политике Украины. С одной стороны.

С другой стороны, усилиями украинских переговорщиков по ВТО, границы откроются для массива импортной продукции. В результате правительство ожидает падение цен на потребительские товары, что крайне важно для власти накануне выборов. И тогда уж точно правительственный лозунг "защитим отечественного потребителя, товаропроизводителю и так хорошо!" перестанет быть просто лозунгом.

Но товарное гостеприимство Украины влечет за собой печальные последствия – банкротство многих украинских производителей, надежно защищаемых пока высокими импортными тарифами (к примеру, отечественных аграриев, фармацевтов, "алкогольщиков", машиностроителей, металлургов, химиков и пр.).

И в этом контексте совершенно понятно, почему "отцы" данных отраслей не спешат сами и не дают команду "своим" депутатам поддерживать ВТО-законопроекты. Даже несмотря на аргументы представителей власти, что при услови вступления в ВТО украинский экспорт перестанет быть предметом антидемпинговой дискриминации на внешнем рынке.

Впрочем, как показывает опыт других стран, экономические проблемы внутренних производителей после вступления в ВТО длятся около полугода, потом ситуация выравнивается. Разве что, опыт других стран окажется неактуальным для Украины в силу традиционных болезней наших предприятий - их энергозатратности, отсталых технологий, недостаточной квалификации персонала, проблем с оборотными средствами и дальше по списку.

Еще одним интересным аспектом грядущего (тьфу-тьфу-тьфу!) вступления Украины в ВТО, а также причиной столь безудержных страстей, царящих в парламенте, можно назвать российский фактор.

Из письма депутата Госдумы Сергея Глазьева, он же - председатель Федерации товаропроизводителей России и руководитель комитета по содействию внешнеэкономической деятельности торговой палаты РФ, главе АМКУ Алексею Костусеву: "Согласие Украины на открытие почти всех значимых сегментов своего рынка в условиях беспошлинной российско-украинской торговли и фактически свободного перемещения товаров третьих стран через территорию Украины в Россию приведет к серьезному ущербу российских и украинских товаропроизводителей в сфере агропромышленного и лесобумажного комплекса, мебельной и легкой промышленности" черной и цветной металлургии".

"По оценкам российских экспертов, в случае принятия Украиной столь дискриминационных условий присоединения к ВТО, реимпорт товаров третьих стран через Украину в Россию может составить более 5 млрд. долл".

"Вследствие резкого снижения импортного тарифа и вытеснения отечественных товаров будет нанесен существенный ущерб бюджету двух государств. Особое беспокойство вызывает согласие украинских переговорщиков на обнуление импортного тарифа на спирт, который в России на переговорах с ВТО зафиксирован на уровне 100%. Согласованные украинскими переговорщиками условия присоединения Украины к ВТО явно ущемляют интересы отечественных предприятий в важнейших для Украины и России отраслях промышленности".

Нет сомнений, что подобные дискриминационные и противоречащие интересам отечественных товаропроизводителей условия не будут приняты Россией. Это означает, что вступление Украины в ВТО на указанных условиях фактически сделает невозможным создание Таможенного союза и осуществление планов по формированию Единого экономического пространства с участием Украины и России. Едва ли удастся в этом случае сохранить и режим свободной торговли. Во всяком случае, российская сторона для защиты своего внутреннего рынка от неконтролируемого реимпорта товаров третьих стран через территорию Украины будет вынуждена расширить перечень изъятий из режима свободной торговли, включив в него широкий спектр продовольственных товаров, мебель и изделия из дерева, черных металлов".

Наши сегодняшние небезоблачные отношения с Россией рискуют ухудшиться еще больше. Стоит ли напоминать, что Россия самый крупный реципиент украинского экспорта, и потеря российских рынков будет болезненной для отечественных экспортоориентированных предприятий.

Так уж ли неизбежны проблемы, с которыми сталкивается Украина в процессе вступления в ВТО? Ответ, разумеется, нет.

Автору посчастливилось присутствовать на мартовском заседании рабочей группы ВТО по Украине. Вынесенные впечатление, безусловно, не могут характеризовать ход многолетнего переговорного процесса, и, наверное, являются всего лишь фрагментарными. И все же.

Во время мартовского визита украинской делегации в Женеву, "оранжевого" министра экономики Сергея Терехина принимали как почетного именинника. Англоязычный и экономически подкованный министр очаровал руководство ВТО глубиной познания процесса, европейскими манерами и остроумной напористостью.

Он практически обязал ВТО-бюрократов принять решение в пользу вступления Украины в ВТО. И они почти согласились. Это заставило вспомнить анекдот про еврея, жаждущего выиграть в лотерею, о чем он молил Господа. Помните? Господь оказался не против. Проблема была в том, что еврей хотел выиграть, но лотерейный билет не покупал.

Украина вела себе точно также: декларируя вступление в ВТО, как один из важнейших приоритетов (а во время последнего визита украинской делегации в Женеву) как самый главный приоритет в жизни Украины и украинцев, уровень подготовки нашей делегации был, мягко говоря, недостаточно высоким.

Выходило, что Украину нужно принять в ВТО только потому, что там победила новая власть.

Это, конечно, производило эмоционально позитивное впечатление на зарубежных переговорщиков-оппонентов, но далеко не такое сильное, чем, к примеру, данные об уровне субсидирования украинского села, где им была предоставлена информация почти десятилетней (!) давности.

Австралийский переговорщик гневно спросил тогда: "У вас что с тех пор ничего не изменилось?". Хотя нет сомнений - австралиец владеет информацией о том, что субсидирование села в Украине меняется каждый год, с принятием закона о госбюджете…

Возвращаясь к сегодняшним событиям, когда в парламент были вынесены ВТО-законопроекты в день запланированного начала переговоров Украины по ВТО, понятно, что ничего не изменилось. Традиции украинского менеджмента государственными проектами как и ранее сильны.

Процесс переговоров о вступлении в ВТО, равно как и любой другой процесс, за который берется НАШ ЧИНОВНИК, имеет ряд особенностей: НЕпоследовательность, НЕсистемность, НЕучитывание государственных интересов, НЕсамостоятельность (чиновник избегает брать на себя ответственности за принятие решений или отстаивать собственную даже профессионально выверенную точку зрения, если руководитель имеет иную, чаще всего вздорную точку зрения), НЕпреемственность (считается, что все что происходило в период работы предшественника – полное дерьмо и непрофессионализм!).

Если к этому еще прибавить непосильную ношу, которую взвалили на свои плечи госчиновники, регулируя все что можно и нельзя, становиться понятно почему при огромном бюрократическом штате, его всегда не хватает, а любой проект будь-то ВТО, или что-то еще, реализуется в пожарном режиме, рывками, только после болезненного пинка начальства. Ии приостанавливается, если такого пинка не происходит.

Если Украина таки вступит в ВТО в 2005 году, то на таких условиях, о которых западные экспортеры должны молить Бога.

Если Украина уступит России и россияне зайдут туда раньше нас, она может потребовать пересмотра договоренностей о тарифах. Это значит, что договариваться об их величине придется снова со всеми сторонами переговорных процессов.

Сколько на это потребуется? Еще лет 10?



Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде