Ахметов: Я больше люблю чай пить дома. Суркис: Я не могу быть врагом президенту. Пинчук: Мне бы не хотелось вновь идти в депутаты

Суббота, 15 октября 2005, 17:05

В пятницу Виктор Ющенко провел беспрецедентную акцию примирения с бывшими олигархами, собрав их на четыре часа за круглым столом. Президент пытается реанимировать доверие крупного бизнеса, и, как ожидалось, способом этого должна была стать их добровольная доплата за купленные при Кучме заводы и фабрики.

О том, как и что они поняли во время встречи с Ющенко, в интервью "Украинской правде" рассказали пять ее участников: Ринат Ахметов, Константин Жеваго, Григорий Суркис, Эдуард Шифрин и Виктор Пинчук.

Ринат Ахметов: Я понял, что больше нет слова "реприватизация"

- Что вас больше всего поразило на этой встрече?

- Наш бизнес был готов к ней давно. В компании "СКМ" работает более 160 тысяч человек, и мы несем ответственность за их благосостояние. В свою очередь президент несет ответственность перед всеми украинцами. Мы должны подумать, как объединить усилия во благо общества.

- Все-таки, что сказал президент – "я все прощаю" или "реприватизации не будет"?

- Я вам скажу, что нам и прощать нечего!

- В каком контексте поднималась на встрече тема "Криворожстали"?

- Она вообще не звучала.

- Кстати, а вы будете принимать участие в повторной приватизации "Криворожстали"?

- Я на этот вопрос скажу только одно: пока вокруг "Криворожстали" идут судебные разбирательства, и я не суд, чтобы прогнозировать, когда они закончатся.

- Чем вам запомнилась эта встреча с президентом?

- Что больше нет этого слова – "реприватизация". Мы будем подписывать мировые соглашения.

- Кто это сказал?

- Премьер-министр. И на вопрос о доплатах я скажу: нам нужно уважение прав частной собственности! Нам необходимо, чтобы власть создала нам благоприятный инвестиционный климат, чтобы мы с удовольствием инвестировали в страну.

Представьте, инвестиционная деятельность нашей компании в 2005 году составила 900 миллионов долларов. План на 2006-2010 – более 4 миллиардов долларов! Это не на новые покупки, а на увеличение производственных мощностей и снижение себестоимости производства.

Премьер-министр подчеркнул, что неожиданных шагов не будет, и в этом заинтересовано государство. Крупный национальный бизнес уже вырос из коротких штанишек и состоялся.

Наша философия в том, что нас не интересует сиюминутная прибыль, нас интересует долгосрочная перспектива! Для нас главное – это создание стоимости бизнеса. Также как главное для государства – создание стоимости страны. То есть у нас одни цели!

Создавая стоимость бизнеса, мы работаем на мощь и силу государства. Нам нужны не привилегии, а четкие правила.

- А чем вам запомнился президент?

- Президент сказал, что бизнес должен быть социально ответственным.

К разговору подключается стоящий рядом владелец "Укрсиббанка" Александр Ярославский:

- Президент поручил премьер-министру в течение 30 дней закончить с этими всеми конфликтными вопросам в приватизации.

Вопрос к Ахметову:

- Вас почти все лето не было в стране, что связывали с уголовным делом, где фигурирует ваша фамилия. Вы теперь вернулись насовсем?

- Ну, если мне надо уехать по каким-то причинам, я могу это сделать?

- Было сообщение, что по этому делу вы побывали в МВД и пообщались с Луценко. Он вас все время зазывал на чай. Ну и как, угостил?

- Да. Но я больше люблю пить чай дома!

***

Константин Жеваго, банк "Финансы и кредит": Президент понимает, откуда деньги берутся и куда деваются

- Что было для вас главным, что вы услышали от президента?

- Что надо создавать системные условия для того, чтобы бизнес развивался.

- В каком контексте на встрече звучал вопрос доплаты?

- Правильно назвать это вопросом не "доплаты", а "урегулирования спорных вопросов приватизации". Он поднимался на встрече. И не только когда говорили о "Криворожстали" или Никопольском заводе ферросплавов.

Это вопрос, который должен решаться! На него нельзя закрывать глаза, как было последние девять месяцев. Потому что рынок ждет ответов на эти вопросы! И до тех пор, пока не будет ответов, у нас не будет хороших международных рейтингов Standard & Poor's и Moody's.

- Какой путь решения вопросов?

- Судебный. У нас единственная ветвь власть, которая может заниматься этим – суд.

- То есть добровольная доплата невозможна?

- Нет такого закона, по которому можно прийти и добровольно доплатить.

- Что вас больше всего вдохновило или поразило из услышанного от Ющенко во время заседания?

- Мне очень понравилось, что президент размышляет мерками структурирования, как настоящий финансист. Он понимает причинно-следственные связи – откуда деньги берутся и куда деваются!

***

Григорий Суркис: Любые революции начинаются и заканчиваются, и не может быть постоянных врагов

- Ваше впечатление от произошедшего в пятницу вечером на Банковой?

- Мы давно надеялись на подобный разговор. Жаль, что он состоялся не в январе-феврале, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Самое важное, что сказал Виктор Андреевич: была высказана четкая мысль, что крупный бизнес – это один из системообразующих элементов украинского государства.

Президент, в принципе, протянул руку, предложив крупному бизнесу партнерству. При чем он предложил не конкретно, допустим, Коломойскому и Ахметову, или Жеваго и Суркису.

Так было в прошлом. И, надо признать, с одной стороны это позволило национальному капиталу встать на ноги и участвовать в формировании базы экономического роста последних лет. С другой стороны, это привело к драматическому падению доверия как к власти, так и к крупному бизнесу. "Олигархи", как принято называть бизнесменов, в общественном мнении превратились чуть ли не во врагов народа.

За последние восемь месяцев страна перестала быть успешной в вопросе привлечения инвестиций. Извините, но мы стали страной-пугалом! Надо признать, что стоит восстановить кредит доверия к государству. Не нужно давать преференций никому из бизнесменов.

Сейчас, как я понимаю, речь идет о партнерстве власти с бизнесом как с общественным слоем. Но для этого нужен субъект, представляющий интересы этого слоя. При чем, принципиально, это должна быть не сумма частных интересов отдельных бизнесменов, а общий интерес этого общественного слоя.

Очень важно, что сказал президент: будут сделаны определенные выводы. И если бизнес платит налоги, думает о социальных программах, то такой бизнес всегда будет в почете и уважении у власти.

Я в своем выступлении сказал, что крупный бизнес кровно заинтересован в стабильности государства, государственных институтов, в том, чтобы существовали всем понятные, неизменные правила игры. Только при этом может быть обеспечен рост капитализации, и, соответственно, одновременно экономический рост в стране.

- Однако такое впечатление, что разговор был долгий, но ни о чем конкретно…

- Зря вы так говорите, что ни о чем конкретно. Я, допустим, предложил, что нужно создать постоянно действующий орган и присутствующим представителям бизнеса самоорганизоваться.

Можно встречаться в том же составе, но не обязательно с президентом, хотя бы раз в два месяца. И к такой встрече готовить аналитические материалы, научно обоснованные предложения, с которыми после обсуждения можно идти к президенту или уполномоченным им лицам.

Для этого нужно создать аналитический фонд, который бы работал на постоянной основе. Я упомянул, что в этом случае стоило изучить опыт японского "Кейданрена"

- Давайте конкретно: вы готовы доплатить за некоторые предприятия?

- Я скажу откровенно: я не знаю, о каких объектах идет речь. Если вы мне назовете, какими объектами я сегодня управляю?

- Облэнерго, Динамо" (Киев)…

- Облэнерго мне не принадлежат. И на встрече это не звучало. Почему вы со мной не говорите, сколько десятков миллионов, в том числе конкретно Суркис, вложил в украинский футбол? Отрасль, которая не является прибыльной! От того, что наша сборная вышла в финал чемпионата мира, за своих славных ребят гордостью наполняются сердца всех украинцев!

На заседании не звучала тема доплаты. Звучало, что раз уже пошла эпопея по "Криворожстали" и НЗФ, нужно применить понятный порядок – если государство будет считать, что Никопольский завод ферросплавов подлежит реприватизации, то этот объект будет продан на конкурсе.

Все остальное – если объекты были приватизированы под столом, без прозрачных конкурсов, по заниженным оценкам – этот этап раз и навсегда надо пройти и не калечить инвестиционный климат! Как озвучил президент – 196 долларов инвестиций на душу населения не делает чести стране.

- После того, как Ющенко стал президентом, было очевидным его прохладное отношение к эсдекам и в частности к Суркису. Сейчас видно тенденцию потепления – он приезжает на базу сборной по футболу, потом он приглашает Суркиса на круглый стол.

- Я возглавляю Федерацию футбола, являюсь членом исполкома УЕФА, представляю страну на международной арене, борюсь за повышение ее имиджа, получение права проведения финала Евро-2012. Наша сборная попала в финал чемпионата мира. И это заслуживает внимания и оценки – но не мне лично, я всего лишь один из многих...

Любые революции начинаются и заканчиваются! Не может быть в стране – кто-то постоянные друзья, а кто-то – постоянные враги! Я не враг президенту, потому что не могу быть им по своей сути.

Вы упомянули слово "потепление" относительно Суркиса… Я бы сказал иначе – есть здравый смысл, люди остыли от политических баталий. Были восемь непростых месяцев и должна пройти злость, накипь. М мы должны сотрудничать, чтобы повышать благосостояние наших людей!

К чему я как член парламента готов? К любому здравому сотрудничеству со властью. Не вокруг темы "изгоев" – мы все граждане страны и должны взяться за ум и делать возможное, чтобы предвыборные лозунги воплощались в жизнь.

- Кстати, на этой встрече, согласно документам секретариата президента, вы присутствовали как представитель группы "Славутич"…

- На сегодняшний день я не имею отношения к группе "Славутич"! В момент, когда я стал народным депутатом, я все свои акции в концерне "Славутич" продал.

Меня пригласили на эту встречу бизнесменов, потому что, видимо, считали, что мой опыт, положение в обществе дают мне право присутствовать на ней. Я высказал свои некоторые сентенции, с которыми согласился президент и мои коллеги, которые там присутствовали.

***

Едуард Шифрин, группа "Мидланд": Еще нужно разобраться, кто кому должен доплатить

- В пятницу Юрий Ехануров заявил, что лучший способ положить конец теме реприватизации – это добровольная доплата за предприятия их владельцами.

- Мне кажется, что самый разумный способ – поставить точку, забыть слова "реприватизация" и "доплата" и создать в стране нормальный инвестиционный климат.

- То есть доплата невозможна?

- Нужно анализировать каждый конкретный случай. Доплата должна рассматриваться на момент покупки, должны быть оценены вложения, сделанные собственниками за время владения предприятием. И в результате вывести формулу. Но я думаю, что не мы будем доплачивать, а нам будут доплачивать, когда посчитают, сколько мы вложили в эти предприятия!

***

Виктор Пинчук: Я готов инвестировать вместе с президентом

- Ваше впечатление: эта встреча бизнесменов с Ющенко была ни о чем или наоборот, с конкретными последствиями?

- Она важна как факт. Такая встреча должна была состояться еще в январе, одной из первых встреч президента после инаугурации! Тогда в стране многое было бы по-другому!

Бесспорно, встреча была содержательна. Для всех и для меня было важно услышать сегодняшнее мнение президента, как власть и бизнес должны взаимодействовать.

- Были озвучены конкретные вещи?

- Они звучали с обеих сторон. Президент говорил и о налогах, и о выходе из тени, и о социальной ответственности бизнеса, и об отношении собственности, и об отделении бизнеса от политики.

Говорили на общие и частные вопросы. Например, о возврате НДС и, конечно, о защите прав собственности.

- Возможно, это ложное представление, но казалось, что во время встречи будут подняты вопросы о добровольной доплате за объекты, которые были нечестно приватизированы?

- Это не поднималось. Я считаю, что это не совсем правильно. Хотя формат встречи не тот. Для конкретного разговора, кто сколько должен доплатить – это может быть слишком широкая аудитория.

Хотя такой разговор надо было вести давным давно. Вопрос нужно было обсудить в январе-феврале и тему – закрыть! Бизнес, бесспорно, был готов к компромиссам. Думаю, никто из бизнесменов не считает, что делал что-то нечестно. Но надо быть философом и признавать, что, возможно, мы допускали… ну, ошибки. Надо находить компромиссы.

- Какой возможен компромисс, кроме доплаты?

- Нужно закончить эти разговоры о реприватизации! И они вроде как закончены. Бизнесу и власти вместе нужно сформулировать, в связи с чем должны быть доплаты? Я думаю, что в связи с тем, что мы болеем за интересы страны.

Бессмысленно говорить, что "мы – белые и пушистые" и "не отдадим ни пяди русской земли!". Если у общества есть такая потребность и оно так относится к прошедшей приватизации, то в интересах этого общества надо пойти на компромиссы.

- Вы готовы в рамках компромисса отказаться от судебных процедур про "Криворожстали" и признать процесс завершенным, с возвратом вам 4,2 миллиардов гривен?

- Я по "Криворожстали" вижу несколько компромиссов и озвучивал их. Важно, чтобы кто-то начал вести разговоры на эту тему! Их не было.

- Ну, какие возможны уже переговоры? Завод через две недели продадут! И ваши прогнозы, что никто не примет участие в приватизации, не оправдываются!

- Давайте посмотрим, что произойдет 24 октября. Мне кажется, что серьезные инвесторы чем ближе к конкурсу, тем больше будут задумываться над ситуацией... Дело находится в Верховном суде и нет его решения. Дело находится в Европейском суде и тоже нет решения. Было множество нарушений вокруг реприватизации комбината…

- Вы что-то недоговариваете – что может помешать повторно продать "Криворожсталь"?

- Инвесторы должны задумываться. Наши адвокаты направили инвесторам письмо с описанием ситуации…

- Всем потенциальным покупателям? "Арселору"? "Митталу"?

- Всем-всем! Мы изложили объективные факты. Дело находится в Верховном суде. Например, ты хочешь купить квартиру, но тебе говорят, что за эту квартиру судятся. Ты рискнешь ее покупать? А может и нет…

- Каков итог встречи Ющенко с бизнесменами – это точка в каких-то вещах?

- Нет, скорее это начало серьезного разговора между руководством страны и бизнесом. Президент предложил проводить их ежеквартально.

- В России такая первая встреча была перед дефолтом 1998 года, когда Ельцин собрал всех олигархов…

- Ну, вы ведь знаете: Украина – не Россия! (Смеется)

- Вы после этой встречи собираетесь баллотироваться в Верховную Раду-2006?

- Не хотелось бы… Все ведь начинается с уважения права собственности! Если это будет закреплено законодательно, то власть не будет подталкивать бизнесменов идти в парламент и там защищать свою собственность.

Я считаю, что бизнесменов не должно быть в Верховной Раде, это место для профессиональных политиков. Тогда и парламент будет больше заниматься интересами всей страны.

- Все-таки, прямой вопрос: вы решили идти в новый парламент, отказались или окончательное решение не приняли?

- Я окончательное решение не принял. Я, как и многие другие бизнесмены, над этой темой думаю.

- Вы после этой встречи с Ющенко готовы финансировать проекты под эгидой президента: гетьманский дворец в Батурине, Эрмитаж на заводе "Арсенал"?

- Я финансирую значительное количество проектов в области культуры. И не вижу плохого, чтобы участвовать в этом вместе с президентом. Например, я участвую в финансировании Батурина.

Вы знаете, я собирался открыть музей современного искусства в "Арсенале" и сейчас не отказался от этой идеи. Сейчас я приобрел несколько этажей в самом центре Киева, в том здании, где находится "Арена" – там будет музей современного искусства. Хотя если бы он был в "Арсенале" – это была бы жемчужина всей страны! Я уверен, что к этому надо вернуться и готов инвестировать. Вместе с президентом? Почему нет…

Фото Анны Андриевской

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде