Теневая энергетика. Часть 3

Пятница, 24 февраля 2006, 14:41

Электроэнергетика является и, наверное, будет оставаться синонимом слова "коррупция" в Украине. Кто бы не был хозяином Банковой, судебные войны вокруг облэнерго будут длиться, на рынке электроэнергии будут доминировать не законы спроса и предложения, а воля чиновников. Причем не всегда добросовестная.

Некоторое время назад в распоряжение авторов попала информация, которая указывала на то, что возможности по экспорту украинской электроэнергии используются как минимум неэффективным способом, а как максимум – работает схема, которая дает основания подозревать наличие коррупции.

Эта информация получила прямые и косвенные подтверждения, что дает возможность как минимум требовать объяснений от чиновников, прошлых и настоящих.

Энергоокно

Один из уголков огромного архипелага, которым является отечественная электроэнергетическая область – экспорт электроэнергии.

Потенциально, это направление бизнеса может определять место Украины в международном рынке разделения труда, рядом с металлургией, программированием и выращиванием зерновых культур. Сумма бед и удач в годы независимости сошлась так, что Украина имеет все шансы стать мощным экспортером энергоресурсов.

Международная конъюнктура сейчас более чем благоприятная: в России наблюдается нарастающий недостаток генерирующих мощностей. Электрику требует Беларусь. А в Европе стоимость электроэнергии в отдельных государствах растет до трети в год, и превышает украинскую в 2-4 раза.

Очевидно, что Украина может зарабатывать на экспорте своей электроэнергии значительные средства, которые разрешат одновременно задействовать большой промышленный потенциал, а также использовать энергоэкспорт как фактор международной интеграции.

Тем не менее пока что экспорт электроэнергии не приносит ни сверхприбылей, ни прибылей, которые можно назвать достойными.

Госпредприятие "Укринтерэнерго" (УИЭ), которое входит в национальную акционерную компанию "Энергетическая компания Украины" является оператором экспорта украинской электроэнергии в Польшу, Венгрию, Словакию, Румынию, Молдову, а с 1 января 2006 года - в Беларусь.

По данным проинформированных источников, которые ссылаются на отчетность Госкомстата и энергетической таможни, средняя стоимость электроэнергии, которая поставлялась УИЭ в страны Восточной Европы – Польшу, Словакию, Венгрию – в 2004-м году составляла 1,9 евроцента (12,59 коп.) за киловатт-час. В 2005-м этот показатель составлял около 2 евроцентов (12,8 коп).

Данные о том, сколько платят потребители в восточных соседях Украины, куда государство поставляет электренергию, приведены в таблице.

Цены на электроэнергию, в евроцентах

Страна

Промышленные потребители

Домашние хозяйства

2004 год

2005 год

2004 год

2005 год

Польша

6,61

7,09

7,99

7,70

Венгрия

4,88

5,55

9,92

10,64

Словакия

6,83

7,03

12,18

13,38

Данные Евростата, без НДС, (промышленность-население).

Таким образом, различие между тем, за сколько "Укринтерэнерго" продает свою продукцию на границе, и тем, сколько платят за нее конечные европотребители, является удивительно большим. Украинцы получают лишь 30-15% того, во сколько электроэнергия обходится потребителям на Западе.

Очевидно, что такое впечатляющее различие нужно как-то объяснить.

Банальное объяснение о тарифах на транспортировку здесь не поможет. Затраты на транспортировку и распределение электроэнергии в Европе составляют максимум половину от суммы, которую платят потребители.

Да и тогда речь идет исключительно о домашних хозяйствах, то есть населении. Ведь доставить электроэнергию многим мелким потребителям значительно дороже, чем нескольким большим.

Таким образом, можно грубо определить, сколько в Европе минимально может стоить электроэнергия на оптовом рынке - поделив цену для населения на 2.

Но если мы проведем эту несложную операцию, все равно она не заставит относиться к цене электроэнергии "Укринтерэнерго" как к рыночной. Так, в Польше оптовая цена должна быть приблизительно вдвое больше укринтерэнерговской, а в Венгрии и Словакии – 2,5 и 3 раза соответственно.

Складывается впечатление, что Украина по непонятной причине занижает стоимость своей электроэнергии в несколько раз. Подчеркнем, что цифры, которые попали в распоряжение УП, нужно еще проверить. Тем не менее, едва ли это можно будет сделать. Официально данные о том, по каким ценам УИЭ экспортирует свой товар в страны ЕС, являются коммерческой тайной.

Небольшое отступление: как и во многих других случаях в Украине, когда речь идет о важнейших параметрах, которые свидетельствуют об эффективности работы государственных менеджеров, эта информация оказывается засекреченной.

При этом западные корпорации - аналоги отечественных государственных предприятий - в большинстве случаев намного больше информации раскрывают своим акционерам, чем украинские чиновники – своим гражданам.

Теоретически, это идеальный механизм для прикрытия нечестности или некомпетентности государственных руководителей – секретить контракты якобы по настоянию другой стороны, а потом разводить руками: "наши партнеры так захотели, мы не виновны".

Возможно, это будет преувеличением, но если ввести закон о полной открытости финансовой информации госпредприятий, то их коммерческие убытки от невозможности подписывать контракты с конфиденциальной ценой будут меньше, чем настоящие убытки от плохого менеджмента.

Министр в отставке

В 2002 году состоялось изменение руководства УИЭ. В то время Гайдук был министром топлива и энергетики, он осуществлял руководство областью, в том числе его министерству было подчинено и УИЭ. Директором УИЭ стал Андрей Ткаченко.

После оранжевой революции он пошел в отставку, его место занял Олег Бугаев. Ценовые и финансовые параметры работы и Ткаченко, и Бугаева были довольно похожими. Так, в 2004 году УИЭ получило около 9 млн. убытков, в 2005 году – лишь 300 тыс. прибыли за 3 квартала.

Специалисты говорят, что определенный слом в работе состоялся тогда, когда у новой власти, очевидно, "дошли руки" до УИЭ. Министерство топлива и энергетики попробовало заменить его другим лицом, но Бугаев отдсудил свое право на кресло директора, параллельно находясь на больничном и блокируя изменение руководства УИЭ одновременно в трех судах разных городов.

Тем не менее, попытка сместить Бугаева пошла на пользу работе УИЕ – директор компании начал больше внимания уделять просмотру контрактов на экспорт электроэнергии в сторону повышения цены. В последнее время появились сообщения о том, что компания добилась повышение цены для европейских потребителей приблизительно на треть.

Доказательств того, что Бугаев как-то причастен к Гайдуку. Но об этом говорят специалисты области.

Братский посредник

Подозрение вызовет также тот факт, что УИЭ поставляет продукцию на Запад через ряд посреднических структур. Так, в частности компания работает с двумя посредническими структурами в Венгрии – System Consulting r.t. и Entrade Gmb, Zomar s.a. в Польше и Korlea Invest s.r.o в Словакии. И лишь в Молдову торговля направляется по прямому контракту.

Еще одно лирическое отступление. Экспортировать через посредников – вообще довольно распространенная привычка среди государственных предприятий в Украине (а также частных). Наверное, торговать самим – это слишком сложно для менеджеров государственных предприятий. А кроме того, это разрешает часть выручки оставлять на счетах этих самых посредников, где ее не найдут ни сборщики налогов, ни контрольно-ревизионное управление.

Больше того, одна из торговых структур – польская Zomar – подмечена в особых отношениях с чиновником, который в свое время непосредственно контролировал деятельность УИЭ. Президент компании Zomar Станислав Адамяк – большой друг и приверженец украинской корпорации ИСД. Половиной последней владеет Виталий Гайдук, экс-министр, а также экс-вице-премьер по энергетическим вопросам украинского правительства.

По некоторым данным, Адамяк входит в наблюдательный совет польской компании Arksteel, которой владеет ИСД. Во время приватизации металлургического завода (Huta Czestochowa) Адамяк активно агитировал поляков за ИСД – об этом можно прочитать на официальном сайте этой корпорации. Хотя, его статус почетного консула Украины в Польше, наверное, может служить объяснением такой благосклонности к ИСД.

Таким образом, круг замыкается: Гайдук-УИЭ- Zomar-Адамяк и снова Гайдук. Вполне возможно, что в деятельности УИЭ и нет никакой крамолы, тем не менее недавно премьер Юрий Ехануров в интервью "Зеркалу Недели" сказал следующее: "Самое интересное, что две недели назад изменились энерготарифы для венгерской стороны. Теперь они такие же, как и всюду, а не в два раза меньше, как было раньше, потому что там сидели "правильные" люди".

Таким образом, подозрения о том, что в УИЭ не все "так просто", есть и у премьер-министра. Однако наверное в связи с газовым кризисом, или же из-за лоббизма внутри правительства, Ехануров не идет на открытый конфликт с экспортерами электроэнергии.

В свое время другое высокопоставленное лицо – председатель КРУ Николай Сивульский – по результатам проверки в 2005 году деятельности государственных холдингов (в состав одного из которых входит УИЭ), высказался в пользу ликвидации этой компании.

В контексте этих заявлений членов правительства непонятна их бездеятельность. Если уже сказано "а", надо делать "б" - освобождать руководство, или ликвидировать всю структуру – тем не менее, никто сейчас об этом даже и не говорит.

Личная мысль авторов

Авторы сознают, что утечка информации о реальных ценах могла быть организована, скажем, конкурентами ИСД, или просто чиновниками, которым существующие схемы мешают делать карьеру. Тем не менее в данном случае не важно, кто сказал правду. Речь идет о деле, которое непосредственно касается общегосударственных вопросов. Там, где есть непрозрачность, в 99% случаев имеет место коррупция.

Положительно то, что руководство УИЭ (вероятнее всего, под внешним давлением), начало что-то делать. Тем не менее, нет оснований считать, что при настоящей непрозрачности условия для коррупции когда-нибудь будут искорены. Поэтому сумма цифр отчетности, заявления членов правительства дают основания к вполне обоснованным подозрениям – или о неэффективности менеджмента, или о коррупции, или о том и о другом.

Комментарий Андрея Туроса, заместителя директора "Укринтерэнерго":

Либерализация рынков электроэнергии в Европе на первом этапе привела к снижению цен. Во второй половине 90-х украинская электроэнергия стала неконкурентоспособной, несмотря на это УИЭ сумела сохранить существующие на тот момент цены в контрактах.

Покупатели в Европе стремились диверсифицировать поставки, даже по более высокой цене. То есть для того, чтобы сохранить экспорт, нами были подписаны долгосрочные контракты, которые и сегодня осуществляют влияние на отношения с нашими "старыми" партнерами. Однако, цены по контрактам поднимались каждый год.

В 2005 состоялось резкое повышение цен на электроэнергию как в странах Европы, так и на оптовом рынке электроэнергии Украины.

В злом 2004-м, когда фиксировались условия контрактов на 2005-й, цены в них были даже ненамного выше, чем на рынке. Рост цен на оптовом рынке электроэнергии Украины в 2005 году составил больше 30%, но УИЭ не может изменять цены для покупателя, реагируя на смену ситуации на внутреннем украинском рынке. На 2006 год, в зависимости от страны экспорта, цены по контрактам УИЭ были подняты от 6% до 36%.

Экспортные возможности Украины в западном направлении ограничены по технической причине. Синхронно с европейскими странами у нас работает "Бурштинский энергоостров", в котором практически есть одна генерация – Бурштинская ТЭС.

Сегодня в Европе существуют типичные формы торговли. Обязательными являются финансовые гарантии со стороны поставщика, в том числе компенсация продавцом затрат на покупку электроэнергии из других источников в случае снижения поставок, требования к резервированию поставок и др. Технические условия поставок с "острова Бурштинской ТЭС", а также существующая нормативно-правовая база не дают в полной мере отвечать этим требованиям, что также влияет на контрактные цены.

Набор этих факторов приводит к тому, что наши цены несколько ниже тех оптовых цен, которые существуют в странах Восточной Европы. По информации наших венгерских коллег, для того, чтобы привести качество нашей электроэнергии к существующим требованиям, им необходимо израсходовать больше 1 евроцента на киловатт. С учетом этого, уровень цены выходит даже выше, чем на венгерском рынке.

Относительно того, что УИЭ укладывает контракты с посредниками, торговые организации более профессионально занимаются доставкой электроэнергии потребителю, а "портфель" контрактов разрешает минимизировать дополнительные затраты.

Относительно невысоких прибылей УИЭ. Прибыльность нашей компании регулирует НКРЕ. Она устанавливает норму прибыли, базируясь на ценах, указанных в контрактах.

Авторы также обратились к Виталию Гайдуку с просьбой предоставить комментарий. Его ассистент ответила, что Виталий Гайдук заинтересовался этой просьбой, и, возможно, предоставит комментарий в ближайшие дни.


 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде