Пропала интрига

Четверг, 1 июня 2006, 14:38
Все, дальше будет неинтересно. Единственный более-менее приличный юридический эпизод, принципиально рассмотрев который, можно было бы разворачивать системное наступление оппонентов на президента Ющенко, утрачен.

Оказывается, Ющенко будут пугать импичментом так же дерзко и так же безрезультатно, как когда-то Кучму. А о действительном импичменте никто, даже коммунисты, и не думает. Сами говорят: и голосов этому парламенту априори не хватит, и процедура так до сих пор и не установлена...

Тоска...

Конечно, речь идет о "феодосийском инциденте", точнее о нарушении главнокомандующим и его министрами Конституции и законов Украины относительно осуществления на территории страны военных учений с участием иностранных контингентов.

И пусть "кованый сапог НАТОвского захватчика", по лексике господ Симоненко и Витренко, еще не успел потоптать украинскую землю. То есть, по аргументам МО и МИД, собственно контингент иностранных участников традиционных учений не пересек границ Украины, предусмотренных законом.

Но начинать подготовку к этим учениям, имея трехкратный отказ предыдущей ВР, и лишь надежду, что БЮТ и СПУ в обмен на должности премьера и спикера дадут такое согласие, было нельзя.

Ну, не записано в Конституции и законах, что одобрение указа президента может существовать в виде аванса. Нужна бумага с подписями и печатями...

Собственно, признание нарушения, на котором шумная оппозиция поймала членов правительства и президента, было видно во всем.

Прежде всего - в неуклюжих оправданиях министра Гриценко и его заместителя Полякова, которым почему-то не помогли выкрутится из ситуации ни высоколобые эксперты, ни верные политические сторонники из "коалиции демократических сил".

Так же некорректным и недипломатичным в этой ситуации было "тыканье" пальцем в нарушения, которые совершают на территории Крыма военные ЧФ РФ...

Не лучше выглядела и отстраненная лаконичность Ющенко с непонятно кому адресованным словом "провокация" – то ли организаторам пикетов в Феодосии, то ли все же подчиненным, не сумевшим совершить тайную сделку по перемещению грузов, или вообще намерено подставившим главнокомандующего...

В конце концов, не время ли уже поучиться у тех же американцев и НАТОвцев: свои ошибки, желая того или нет, они признают сами. Поэтому и с чужими им разбираться проще, по крайней мере, в моральном отношении.

А здесь за наши же проколы вынужден был оправдываться пресс-секретарь НАТО, мол, Альянс не собирается строить в Крыму базу... Это в то время, когда в Украине столько разговоров, что надо проводить пропаганду и разъяснение относительно НАТО. И гранты уже якобы предоставлены, а работы – нет.

После этого не удивительно, что и в Брюсселе к Украине, даже вопреки политической целесообразности, отношение о-о-о-очень прохладное. Не в восторге они от хлипких и неуклюжих в политическом и дипломатическом смысле партнеров. Не говоря уже о коалиции...

Вот-вот, именно о коалиции. Ее, демократическую, история с американским судном застала неожиданно в самый пикантный момент: когда, по сообщению господ Онопенко и Порошенко, как раз была согласована формулировка будущего соглашения об отношении к НАТО.

Формулировка такая: вступление в НАТО – только после референдума.

Это так социалисты отстояли свои "принципы", то есть отрицательное отношение к Альянсу, а БЮТ – свою, на днях родившуюся, любовь к всенародному волеизъявлению...

Шикарная формулировка, ни о чем. Ведь коалиционное соглашение не об отношении участников к конституционному праву граждан на осуществление референдума, а о внешнеполитическом курсе именно правительственной коалиционной команды.

А где он здесь – четкий и безоговорочный? В том, что "Наша Украина" будет работать в поддержку референдума о вступлении в НАТО, социалисты – против, а БЮТ – в зависимости от отношений на тот момент с Ющенко?

Понятно, что если на фоне этого "соломонового решения" грянул феодосийский скандал – господам коалициантам дух перехватило..

Ну, если один за всех, а все за одного - это хотя бы слово от кого-то в поддержку министров и президента. Или, если уже по честному, им в упрек...

Нет, красноречивое молчание, за которым – высокая цена - будущее голосование в парламенте за одобрение международных учений...

Можно понять и другое: тяжело заставить себя не просто признать ошибку или повести себя честно во время торгов за должности. Очень неприятно еще и оказаться на той же стороне, что и госпожа Витренко и господин Симоненко, а в особенности госпожа Карпачова, которая, кажется, именно для этого сюжета вышла из длительной спячки, хотя за время после выборов для ее правозащитных усилий были куда более адекватные основания...

Но, господа коалиция, речь идет о Конституции, и, кстати, не о конъюнктурных изменениях в ней в части распределения полномочий, а в части национальной безопасности. Неужели это тема, которую надо отдавать на откуп Витренко и Грачу, Симоненко и Кушнареву?

Неужели все устраивает, и на фоне устроенного ими "шоу" – пренебрежительная молчанка выглядит выигрышнее?

И, в конце концов, дальнейшие переговоры с Россией о границах и незаконно используемых территориях в Крыму вести не им, а как раз президенту и правительству. Аргументы же теперь будто специально переданы в те, "по-дружески-стратегические" руки...

И какой презрительной будет улыбка Путина или Иванова, когда они будут извиняться за "прикол" депутатов Госдумы относительно старинного договора о Крыме, когда в теме современных территориальных нарушений сами будут иметь возможность ткнуть пальцем в проигнорированную украинской же властью Конституцию Украины...

Но у нас все хорошо: импичмента не будет! Коммунисты не берутся провести это дело – вот можно и успокоиться. Кто ее, ту Конституцию, только не нарушал...

Есть, правда, угрозы Кушнарева в очередной раз изменить Основной закон: устранив институт президента или реализовав кучмовскую идею об избрании президента парламентом.

Так, это Партия регионов до сих пор за Тимошенко ухаживает. Потому что только с БЮТ у Партии регионов будет больше 300 голосов, и даже преданные этой концепции коммунисты не помогут.

Но для такого "проекта" нужны еще соучастник-спикер и Конституционный Суд. Таким образом, устранение президента исключается: потому что делить должности придется на троих... Может возникнуть и непредусмотренная коллизия: в компанию попросятся одновременно и СПУ, и КПУ, конкуренция возрастет, и все снова завалится.

С Конституционным Судом и подавно известные сложности: восстановишь его работу для продолжения "конституционной реформы", а он возьмет, да и отменит ее начало с 8 декабря 2004 года...

Нет, не выходит "прием против лома".

А у Тимошенко уже своя новая идея появилась: через референдумы снимать с должностей высших государственных вождей. Не справился парламент – гнать парламент, не справился президент – его... Даром, что Конституционный Суд уже запрещал в 2000 году такие упражнения. Пани Юля считает, что волю народа вердиктами "по заговору" не остановить.

Но поскольку сейчас лидер БЮТ не уточняет, с чем именно может не справиться парламент или президент, чтобы бы попасть под народный гнев, - сюжет и здесь провисает.

Хотя критерии БЮТ не сложно высчитать, но нужны еще некоторые формальности. Ну, там, приличная формулировка какая-то, чтобы 3 миллиона подписей за устранение посредством референдума президента или Верховной Рады собирать. Не напишешь же – за неназначение на должность премьер-министра такой-то кандидатуры...

Так что настоящая интрига и здесь не вырисовывается, и именно это отсутствие хоть какого-то реального противовеса, похоже, даже раздражает Ющенко, которого называют вялым и "тряпкой".

Возможно, из-за этой пустоты Ющенко и сам начал "нарываться". Вот он уже и свой ультиматум коалиции выдвинул: Конституционный Суд утром – кандидатура премьера вечером. А то и просто так: или президентская программа – или премьер...

Ну, и к чему это привело? Появились какие-то новые идеи у оппонентов? Отнюдь. Кто криком кричал на президента, тот так и кричит. Но механизмы его "воспитания" – где? И потом, какого именно воспитания, если, обвиняя Ющенко чуть ли не в узурпации власти – одновременно ругают его за отсутствие политической воли относительно создания коалиции...

А тем временем рассудительный господин Мартынюк мало того, что отрицает импичмент, так еще и сыпет соль на раны энтузиастов: такая она теперь Конституция, что и коалиции может не быть, и роспуска ВР, и досрочных выборов, зато будет правительство Еханурова, трижды отставленное, – на все пять лет...

И в самом деле. Обещал же когда-то премьер – теперь только и поработаем.
И работают, тарифы поднимают, как завещал Ющенко и призывала Тимошенко – только для богатых. Землю готовятся в рынок запустить. Макулатуру российскую перевести в статус контрабанды...

Еще НАК "Нефтегаз" от банкротства спасают за счет "нагибания" некоторых его полукоммерческих "дочерей" – "Укрнефти" и "Черноморнефтегаза".

А с "русификацией" некоторых регионов, наоборот, не работают – ждут решений судов...

Кому-то что-то не нравится – пожалуйста, ваши предложения.
Нет предложений. Есть вопли или полная молчанка.

Единственное, чего, как считает тот же Мартынюк, и на что надеются другие доброжелатели президента, опасается Ющенко, так это досрочных парламентских выборов, на которых блок "Наша Украина" обязательно проиграет . Поэтому якобы роспуска парламента как раз и не будет...

Не споря по поводу шансов "НУ" (об этом, как говорила когда-то Тимошенко, могут свидетельствовать уже сами результаты выборов), заметим лишь одно: а почему, собственно, Ющенко должен заботиться о "Нашей Украине"?

А этот блок заботился о нем, когда проводил кампанию 2006 года? И разве "Наша Украина" является последним бастионом президента Ющенко в настоящих условиях?

Ан нет, "бастион" гаранту создали авторы конституционной реформы. Их по настоящему бездарное поведение и неспособность, вопреки неистовым успехам на выборах, сдвинуть с места хоть какую-то коалицию и согласовать хоть какие-то принципы, то дальше будет то же.

Скучно. Даже ругань в сторону Ющенко – не больше, чем в поддержку свободы слова, и это снова же в его пользу, в смысле безграничной демократии...

Нет интриги. Пропала. Восстановить ее, когда уже совсем затоскует, может только президент, если вопреки ожиданиям господ депутатов, которые только что удобно расположились в обновленных креслах, решит эту Верховную Рада таки разогнать.

С другой стороны, когда скучно – это ж та долгожданная стабильность, возможно – даже инвестиции... Опять же надо посчитать, что дешевле для общества – налог на бездействующий парламент со всеми льготами и преференциями или на перманентные выборы.

Это и многое другое президент Ющенко будет решать единолично.

И только когда он напрактикуется в этом деле, увидим, какая у нас, собственно, система власти. К сожалению, все другие многолетние упражнения других лиц ответ до сих пор так и не дали.

Ирина Погорелова, "Политические хроники", специально для "УП"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде