"Укрзалізниця" накормит, чтоб заработать

Понедельник, 26 июня 2006, 17:45

Последние несколько недель генеральный директор "Укрзалізниці" Василий Гладких без устали рекламирует платные услуги, которые уже в недалеком будущем планируется ввести в пассажирских поездах.

Номером один в рекламном пакете Василия Ивановича идет включение в стоимость железнодорожного билета расходов на питание пассажира.

Поспешность, с которой "Укрзалізниця" внедряет свои нововведения (идея обязательного кормления была озвучена лишь в мае, а эксперименты начались уже 15 июня), наводит на мысль о том, что ее руководство активно ищет возможности для новых заработков. Причин для этого сейчас достаточно.

Согласно проверкам КРУ деятельности "Укрзалізниці" в 2002-2004 гг., ее доходы снижались с завидной постоянностью, чему в немалой степени способствовало руководство железной дороги.

Так, по данным КРУ, только в 2004 г. "Укрзалізниця" предоставила одной благотворительной помощи разным организациям на 1,5 млрд грн., что равняется почти 75% ее чистой прибыли в 2005 г. (1,76 млрд грн.). Были и другие злоупотребления…

В 2005 г. финплан "Укрзалізниці" предполагал чистого дохода 2,9 млрд грн., но выполнить его так и не удалось. По итогам 2005 г. этот показатель составил лишь 1,76 млрд грн.

Одной из возможностей поправить финансовое положение компании, руководство посчитало повышение тарифов на железнодорожные билеты.

Этот сегмент всегда был убыточным. По информации пресс-службы "Укрзалізниці", ежегодно ее потери от пассажирских перевозок увеличиваются примерно на 600 млн грн. Так, в 2004 г. они составили 1,8 млрд, в 2005 — 2,4 млрд.

И если не повышать стоимость железнодорожных билетов, то убытки составят около 3 млрд. грн. в 2006-м.

Для того, чтобы пассажирские перевозки стали прибыльными, по мнению железнодорожников, цены на билеты надо повысить в 2,9 раза. А их повышение на 50%, как это запланировано с 12 июня нынешнего года, сможет компенсировать лишь 560 млн. грн. убытков.

При таком раскладе естественно, что пассажирские перевозки не спасет и планирующееся в 2007 г. поэтапное повышение тарифов еще примерно на 30%.

Возникает вопрос о дополнительных источниках дохода, которыми вполне могут стать и включение в цену билета стоимости питания, постельного белья, и запуск элитных спальных вагонов, проезд в которых будет стоить $300-600.

В этом контексте совершенно логичным выглядит предположение, что попытки навязать пассажирам обязательную оплату питания являются не чем иным, как способом найти дополнительный источник дохода для железнодорожного ведомства.

В Государственной администрации железнодорожного транспорта эту версию не подтвердили. В пресс-службе "Укрзалізниці" сообщили, что введение обязательного питания в поездах продиктовано исключительно заботой о пассажирах. В то же время точных финансовых расчетов необходимых затрат на оборудование и т.п., а также рентабельности новой услуги пока не проводили.

Тем не менее, это не помешало железнодорожникам уже сейчас определиться со стоимостью питания в разных типах вагонов, и начать уже с 15 июня эксперименты с ним в дневных экспрессах.

По словам Василия Гладких, в ходе экспериментов, которые уже начались 15 июня, пассажирам СВ и купейных вагонов в дневных экспрессах будут предлагать (пока что не комплексные обеды, и пока что по желанию) сухой паек: сок, плавленый сырок, сладкий батончик и т.п. Стоимость такого набора в купейных выгонах составит около 17 грн., а в СВ — около 24 грн. В случае успеха подобный набор будут продавать и в плацкарте по 6-7 грн.

Однако в будущем железнодорожники планируют несколько снизить эти расценки в купе и СВ, до 12-14 грн. и 14-20 грн. соответственно.

Мы решили подсчитать, сколько же "Укрзалізниця" сможет заработать хотя бы на обязательном питании в вагонах.

По данным " Укрзалізниці" в 2006 г. за лето планируется перевезти 153 млн пассажиров, примерно треть из них - 51 млн — в поездах дневного следования.

Если допустить, что 65% пассажиров путешествуют в плацкартных вагонах, 32% - в купе и 3% - в СВ, то расчеты "УП" показывают, что при 25%-ной наценки железная дорога получит дополнительно около 250 млн. грн. прибыли за лето (до вычета налогов). При 40% эта прибыль может увеличится до полумиллиарда гривен.

Следует учесть, что за лето железная дорога перевозит примерно 1/3 всех пассажиров, соответственно, от введения обязательного питания в дневных поездах за весь 2006 г. можно было бы получить до полутора миллиардов доналоговой прибыли в год (!).

Эта цифра уже сопоставима с сумой убытков от низких тарифов на пассажирские перевозки (2,4 млрд. в прошлом году). Таким образом, продуктовые пайки – реальный способ сделать пассажирские перевозки безубыточными с помощью замаскированного повышения цены. Правда, эта безубыточность достигается за счет монопольного положения "Укрзалізниці", а не за счет оптимизации затрат, к примеру.

Однако не исключено, что железнодорожное ведомство создает источник неплохого дохода не для себя, а для кого-то другого.

Как сказал сам Василий Гладких на пресс-конференции 20 июня, возможно, сама "Укрзалізниця" не будет заниматься приготовлением обедов для пассажиров. По его словам, не исключено, что железная дорога проведет тендер на предоставление этих услуг.

Поэтому вполне возможно, что монопольная рента в виде обязательных обедов в поездах пройдет и мимо кассы "Укрзалізниці".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде