Кредитомания "Нефтегаза"

Пятница, 9 июня 2006, 11:32

Как известно, в связи с подписанием нынешним правительством ряда бессмысленных соглашений в начале 2006 года, значительно ухудшилась ситуация с поставками энергоносителей на территорию Украины.

В частности, состояние, в котором сейчас находится Национальная акционерная компания "Нефтегаз Украины", вызывает существенное беспокойство не только среди национальных экспертов в сфере нефтегазовой промышленности, но и, в первую очередь, основных кредиторов НАК "Нефтегаз Украины", которыми являются международные банки и финансовые учреждения.

Инвесторы (среди которых Дойче Банк, который в общем предоставил 600 миллионов долларов "Нефтегазу") обеспокоены, в частности, совсем не призрачной убыточностью НАК "Нефтегаз Украины", которая обусловлена постоянным ростом внешней задолженности компании и беспрерывным повышением цен на газ для Украины.

Хроническое переддефолтное состояние монополиста в сфере нефти и газа, компании, которая имеет стратегическое значение для экономики государства в целом, вызвано, в первую очередь, поставленным на конвейер привлечением "Нефтегазом" кредитных средств.

Следует обратить внимание на то, что только за прошлый год компания увеличила свой общий долг на сумму свыше 1 миллиарда долларов США путем заключения ряда двусторонних кредитных договоров с иностранными банками.

К указанной сумме необходимо прибавить полмиллиарда долларов США, полученных "Нефтегазом" путем размещения еврооблигаций в сентябре 2004 года. Таким образом, принимая во внимание лишь указанные займы "Нефтегаза", выходит сумма, которая в 1,5 раза превышает уставный капитал компании.

Однако суммы займов, осуществленных нефтегазовым гигантом сами по себе, хотя и являются, мягко говоря, шокирующими, они всего лишь цветочки по сравнению со статьями расходов, под которые такие кредиты привлекаются.

Абсолютное большинство средств, привлеченных "Нефтегазом" на международных рынках капитала, расходовалось на погашение налоговых долгов перед бюджетами разных уровней, увеличение оборотного капитала, повышение заработной платы и увеличение расходов на социальное обеспечение работников аппарата НАК "Нефтегаз Украины".

Такие неповоротные затраты осуществлялись в то время, когда компания нуждалась в существенных инвестициях в целый ряд долгосрочных проектов, реализация которых уже сегодня могла бы генерировать значительную прибыль.

Такая бездарная политика руководства "Нефтегаза" в отношении расходов средств компании уже сегодня повлекла за собой серьезные проблемы, связанные со сложностью уплаты процентов по уже привлеченным кредитным средствам.

И это смущает, учитывая постепенное приближение сроков возврата основных сумм кредитов. При таких обстоятельствах самый эффективный метод, необходимый для погашения кредитов, - средства придется выделять из государственного бюджета Украины, в очередной раз ограничивая социальные статьи расходов для остального населения.

Более того, положения кредитных договоров "Нефтегаза" предоставляют возможность кредиторам в случае неплатежа со стороны компании после получения соответствующего решения в иностранных (!!!) судах обратить взыскание на основные активы компании, к которым, среди прочих, относится и газотранспортная система Украины.

Об этом свидетельствует отдельное положение кредитных договоров "Нефтегаза", согласно которым последний отказывается от любого иммунитета против судебных процедур, чем, фактически, развязывает руки кредиторам и ставит под сомнение задекларированную бланковость привлеченных кредитов.

Совпадение или нет, но именно на газотранспортную систему Украины на протяжении всего периода независимости Украины с повышенным интересом посматривают наши северные соседи из ОАО "Газпром".

На этом фоне, НАК "Нефтегаз Украины" активно продолжает привлечение кредитов от международных банков, нарушая прямые требования национального законодательства.

Для примера: сейчас монополист находится в процессе переговоров с банком ABN AMRO относительно займа очередного полмиллиарда американских долларов.

Однако закупка услуг по предоставлению финансирования происходит без применения положений действующего закона "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства", которые четко требуют от государственных компаний прохождения соответствующей процедуры закупки.

Кроме того, согласно с уставом НАКа, статья 10.4.7, именно председатель правления уполномочен на основании решений Правления "подписывать договоры (контракты) и прочие соглашения от лица Компании".

Итак, не ясно каким образом, при условиях отсутствия утвержденной Кабинетом Министров Украины кандидатуры председателя правления, нынешний исполняющий обязанностей возьмет на себя ответственность за подписание кредитного договора, с нарушением законодательства Украины и устава компании.

В этой ситуации, банк ABN AMRO должен сознавать тот факт, что новое правительство не возьмет на себя ответственность за выполнение кредитного договора, который подписывается с нарушением обязательных положений законодательства Украины.

Смущает еще и то, что такое торопливое привлечение финансирования на существенную сумму для "Нефтегаза" организовывается банком, который небезосновательно считается лучшим другом российского Газпрома.

Создается впечатление, что руководство "Нефтегаза" сознательно быстрыми темпами идет на наращивание внешней задолженности, проблема погашения которой остается грядущим поколением, и потенциально шаг за шагом
приближает Газпром к своей давней цели – получению полного контроля над газотранспортной системой Украины.

Учитывая чрезвычайно сложное финансовое состояние НАК "Нефтегаз Украины", привлечение дополнительных кредитных ресурсов к моменту формирования нового правительства и назначения полноправного председателя правления НАКа, на которых по закону будет возложена ответственность за реанимацию национальной монополии и, соответственно, спасение нефтегазовой области Украины в целом, кажется, как минимум, странным.

Олег Рунак, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде