Декоративное будущее президента

Понедельник, 14 августа 2006, 18:01

После 4 августа 2006 года в Украине начался очередной этап политического развития. Наибольшие изменения будут касаться роли президента и правительства в политической жизни государства.

Следует констатировать очевидное уменьшение реальных полномочий президента Украины и структур, направления контролируемых главой государства - секретариата президента, РНБО.

В то же время, реалии политической жизни и конституционного порядка страны определят именно парламентское большинство и Кабинет министров в качестве ключевого коммуникатора между властными и бизнес-элитами страны, а также реального контролера и распорядителя государственных ресурсов.

Существование права вето президента позволяет предположить, что парламент не будет злоупотреблять принятием острых политических решений, которые имеют риск быть ветированными главой государства.

На самом деле, на первом этапе (2006-2007 года) Партии регионов конфликтовать с президентом не имеет смысла. Со стороны команды Виктора Ющенко премьерство Виктора Януковича подается и в дальнейшем будет подаваться как "следование курсу, определенному Универсалом национального единства", а значит – "победа президента вследствии демократического процесса".

Со стороны же лидеров Партии регионов в ближайшее время мы имеем все шансы наблюдать продолжение проевропейской (в определенной мере даже – пронатовской) риторики, а также почтительное ритуальное кивание "отцов" регионалов в сторону президента.

Впрочем, данные заявления будут иметь прежде всего декоративный характер. Партия регионов, закрепившись во власти, будет стараться расстроить самостоятельные каналы общения с Западом, наладить конструктивное сотрудничество с Россией и подготовиться к взятию полной власти в стране.

А это не означает, что на протяжении ближайших лет не будут совершаться попытки просмотра статуса ключевых органов государственной власти. Конституционную нестабильность можно считать одним из главных рисков для развития Украины в 2006 – 2009 годах.

Конфронтационный сценарий: отмена политреформы

Попыткой перехватить стратегическую инициативу со стороны президента и его окружения может стать попытка осуществления ревизии политической реформы путем соответствующего обращения в Конституционный Суд.

Однако, возвращение к старой редакции Конституции, если оно состоится, на самом деле будет для действующего президента Украины пирровой победой и не обязательно приведет к усилению его власти.

Очевидно, что отмена политической реформы не означает возвращение Виктором Ющенко полномочий Леонида Кучмы.

Аргументы следующие. Своеобразная "неписанная" Конституция 1996 – 2004 лет оставляла за предыдущим главой государства де-факто ряд полномочий, которыми он юридически не был наделен.

Кроме этого, Леонид Кучма практически всегда был способен сформировать лояльное к себе большинство в Верховной Раде.

Конституция 1996 года предусматривает довольно значительные полномочия для Верховной Рады. А потому, даже после отмены политреформы, Виктор Ющенко сможет увольнять и назначать, например, министров и глав областных администраций лишь по представлению премьер-министра.

Эта норма старой Конституции, которая при Леониде Кучме фактически бездействовала, может получить новую актуальность.

В случае же отставки премьер-министра и Кабинета министров, для назначения нового главы правительства все равно будут необходимы 226 голосов в Верховной Раде, которых Виктор Ющенко не будет иметь.

Выполнение же обязанностей предыдущим составом правительства по "дореформенной" редакции Конституции разрешается не дольше, чем на протяжении 60 дней. Таким образом, возникнет правовая коллизия, которая приведет к еще большей нестабильности ключевых институтов государственной власти, прежде всего – исполнительной  ветви.

В то же время, возможностей решить эту проблему путем роспуска парламента у президента будет еще меньше, чем при условиях действия нынешней Конституции. В случае отмены политреформы он будет иметь такое право лишь тогда, если на протяжении 30 дней очередной сессии пленарные заседания Верховной Рады не могут начаться.

Вместе с тем, две других возможности, право на роспуск парламента в случае неформирования коалиции на протяжении 30 дней, а также 60 дней после отставки правительства – существуют лишь в законе, принятом 8 декабря 2004 года, и что отдельные представители команды президента предлагают отменить.

Системное противостояние Виктора Ющенко с Партией регионов, СПУ и КПУ, которое неизбежно восстановится вследствии отмены политреформы, способно лишь трансформироваться в продолжительный конфликт по линии президент-Верховная Рада, и есть все основания прогнозировать, что оно может завершиться в пользу последней.

При этом не следует забывать, что неконтролируемая президентом Верховная Рада, полномочия которой он не в состоянии будет прекратить, вполне способна инициировать вопрос импичмента, предварительно постановив все необходимые для этой законы. Впрочем, вряд ли такой сценарий будет интересным для основных политических игроков.

Завершение "компромиссного пути" - новая политреформа?

Ныне следует вспомнить, как 2003 году Кучма, Медведчук и Симоненко выдвинули идею избрания президента в Верховной Раде.

Резко против этого выступили социалисты, и именно это, вместе с активными протестами "Нашей Украины", было одним из факторов, которые помешали реализации такого варианта политреформы.

Почему бы сейчас СПУ, при новых политических условиях, не возвратиться к этой идее? Тем более, что "объединительным президентом" мог бы стать "патриарх" отечественной политики – Александр Мороз?

Премьером – до следующих всенародных выборов, которые состоятся в далеком 2011 году – остается Виктор Янукович. В конце концов, на безболезненное продолжение своей каденции до 2014 в Верховной Раде года может пойти и Виктор Ющенко.

На всенародных выборах ему будет это сделать практически невозможно.

В случае же, если Конституция будет подвергнута новой ревизии, руки у Партии регионов развязываются окончательно. Тимошенко, как один из главных претендентов на должность президента, нейтрализуется. Окончательно лишается влияния и президент, политическая зависимость которого от Партии регионов станет очевидной.

Весомым фактором, который сможет воспрепятствовать "новой политреформе", является Конституционный Суд. Отказ от всенародных выборов главы государства вполне можно классифицировать как ограничение прав и свобод граждан.

Не менее значительная роль будет принадлежать и общественной мысли – и здесь много чего зависит от уровня мобилизации приверженцев оппозиции.

Впрочем, более возможным на сегодня выглядит вариант, когда "регионалы" будут стараться в 2009 году провести своего технического кандидата на должность президента на выборах всенародных, безразлично, будет это Янукович, Мороз или Ющенко.

Вместе с тем, не исключено, что будет подвергнут ревизии если не способ выборов, то по крайней мере полномочия нового президента – в зависимости от уровня поддержки Юлии Тимошенко.

Сегодня эта поддержка является достаточно высокой для того, чтобы лидер БЮТ могла реально претендовать на победу на выборах.

Сейчас этот сценарий выглядит достаточно маловероятным, но для новой оппозиции, нишу которой занимает сегодня БЮТ, борьба за всенародные выборы может стать одной из актуальных задач.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде