Жищно-комунальное харакири

Вторник, 26 сентября 2006, 18:39
Комментировать последнее "эпохальное" решение Верховной Рады, которым она преодолела вето президента на закон "О моратории на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и потребляемые в быту природный газ и электроэнергию, услуги общественного транспорта" с одной стороны просто, с другой – сложно.

В сущности, парламент, запретив повышать тарифы на энергоносители и услуги ЖКК в то время, когда энергоносители стремительно дорожают, а финансовое положение коммунального сектора ухудшается, поставил одну из наиболее важных отраслей экономики на грани катастрофы.

Если брать юридическую сторону этого вопроса, то не хотелось бы забирать хлеб у коллег-юристов – неконституционность этого закона очевидна.

Об этом свидетельствуют разъяснение Конституционного Суда относительно неконституционности предыдущих попыток наложения моратория. Поэтому сегодня более интересны другие аспекты этого решения.

Профессиональная оценка

Кто в нынешней ситуации проиграет от этого решения?

В первую очередь, местное самоуправление.

Те городские председатели и депутаты местных советов, которые последние полгода героически старались убедить своих жителей в необходимости и неизбежности непопулярного повышения тарифов, сегодня выглядят, извините, идиотами. Это можно назвать ударом "под дых" местному самоуправлению.

Во-вторых, проигрывает население.

Опыт показывает, что после таких решений они вообще перестают платить и крутят пальцем возле виска, оценивая власть в Украине вообще.

После таких противоречивых решений, люди вообще могут перестать верить в возможность власти работать эффективно и предсказуемо.

Парадокс в том, что, к сожалению, рано или поздно за ошибки политиков все равно платят люди.

И вообще, надо раз и навсегда запомнить: за все платит потребитель.

Кропотливая работа центральной и местной власти по воспитанию у людей психологии добросовестных плательщиков за услуги будет сведена на нет.

В-третьих, предприятия жилищно-коммунальной отрасли, на фоне своего и так крайне плохого финансового состояния, получат сокрушительный удар в связи с резким падением платежей и уменьшением тарифов, в особенности это будет чувствоваться накануне отопительного сезона.

Организационная оценка

При преодолении вето не была учтена позиция профильного комитета.

Вообще, закон вносился без каких бы то ни было технико-экономических обоснований, расчетов.

Не определен порядок его применения, и теперь исполнительная власть и местное самоуправление ломают головы над механизмом внедрения и реализации положений этого закона.

Непонятно, как вести перерасчеты, из каких бюджетов и из каких статей расходов будет компенсироваться разница в ценах. Кто будет компенсировать огромные потери: коммунальные предприятия, государственный или местный бюджет?

Политическая оценка

Очень тяжело дать политическую оценку действиям провластной коалиции.

Можно понять логику голосования оппозиции, которую продемонстрировал БЮТ, поддержав закон. Действия же фракций, которые входят в антикризисную коалицию, кажутся алогичными.

Это выглядит как нокдаун своему же коалиционному правительству.

Хочется дождаться официальных комментариев членов правительства. По крайней мере, как известно автору этих строк, они сами - в отчаянии.

Единственно возможный путь приостановить сейчас эту бессмыслицу был озвучен представителем президента в Верховной Раде Юрием Ключковским в сессионном зале: правительство должно просить президента обратиться в Конституционный Суд с тем, чтобы в очередной раз получить разъяснение относительно неконституционности такого решения Верховной Рады.

Но разъяснения по этому поводу должны давать правительство и коалиция вместе.

Считаю, что голосование таких мегафракций превратилось в соревнование "кнопкодавов": кто первый нажмет кнопку, не понимая, за что голосует...

Главное, что это очень мощный удар по самой идее парламентско-президентской формы правления, согласно которой Верховная Рада фактически берет на себя всю ответственность.

Решение о моратории на тарифы в ЖКК заставляет поставить под сомнение готовность Верховной Рады 5-го созыва к парламентско-президентской форме правления.

Не хотелось бы комментировать действия других фракций. Следует лишь подчеркнуть, что фракция "Нашей Украины" не пошла на этот шаг, посчитав его откровенно популистским.

Более того, по настоянию группы депутатов, в которую входит и автор, именно пункт о создании государственной системы тарифного регулирования монополий, независимой от правительства, стал одним из ключевых в ходе согласования Коалиционного соглашения.

Ведь речь идет о том, что Верховная Рада в новых конституционных условиях фактически лишена непосредственных рычагов влияния на такие ситуации.

Максимум, что могут народные депутаты – или принимать такие бессмысленные популистские постановления, или создавать очередные следственные комиссии. К сожалению, это обуславливает тот невысокий рейтинг Верховной Рады, который существует на сегодняшний день.

Автор этих строк убежден, что в этой ситуации именно президент Виктор Ющенко может занять принципиальную позицию и, используя свои достаточно мощные рычаги влияния, инициировать создание реальной системы защиты граждан от своеволия монополистов.

По крайней мере, я искренне на это надеюсь.

Алексей Кучеренко – народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Комитета ВРУ по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, фракция "Наша Украина".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде