Ющенко и Янукович: заочная перестрелкка. Выступления президента и премьера

1 просмотр
www.ПРАВДА.com.ua
Четверг, 28 сентября 2006, 20:37

Темой дня стало углубление конфликта между премьером и президентом по причине намерения первого уволить пятерых "нашеукраинских" губернаторов.

Президент Виктор Ющенко должен был в четверг принять участие в заседании Кабмина. Но так и не прибыл – то ли из-за неадекватной розсадки, то ли из-за неподобоющей подготовки заседания.

На этом заседании Ющенко должен был дать первую оценку правительству Януковича, а также его экономической политики, но так и не сделал этого.

Уже вечером пресс-служба президента обнародовала позицию президента относительно некоторых вопросов социально-экономического развития страны, которые были предметом рассмотрения на заседании Кабмина 28 сентября.

Скорее всего, это и есть текст выступления Ющенко, который он должен был произнести на заседании правительства, немного сокращенный и пересказанный пресс-службой.

Фото c сайта президента
Президент Украины убежден, что за семь месяцев текущего года Украина продемонстрировала новую форму экономической стабильности.

Среди ключевых показателей, которые характеризуют здоровое состояние национальной экономики, Ющенко назвал возрастание ВВП за 7 месяцев на уровне 5,5%, низкий уровень инфляции – 3,8%, возрастание средней пенсии на 28%, заработной платы на 22%, реальных доходов населения на 19,5%, выполнение государственного бюджета на 101,2% при дефиците бюджета значительно ниже уровня, запланированного на год. Отмечен прирост прямых иностранных инвестиций.

Ющенко указал: "Общество уже воспринимает как должное стабильность национальной валюты, отсутствие задолженности в бюджетной сфере, постоянное возрастание реальных доходов и пенсий, которые выше прожиточного минимума. Это произошло вопреки многочисленным стрессам, связанным с резким изменением конъюнктуры на мировых рынках и серьезными внутриполитическими вызовами".

Президент настаивает на необходимости сохранения и развития этих параметров правительством.

Деятельность нового Кабинета министров оценивать пока что рано, тем не менее, президент надеется, что положительная тенденция по результатам 2006 года сохранится, поскольку для нее была сформирована соответствующая база.

Ющенко отметил, что новое правительство пришло к власти при условиях возрастания, а не кризиса. Характерный пример – за август параметры экономики остались теми же, что и те, которые сложились в мае-июле.

Особую обеспокоенность президент высказал по поводу устаревших негативных тенденций, которые уже накопились в отечественной экономике.

Одной из таких проблем Ющенко назвал отрицательное торговое сальдо, указав, что это не является виной одного правительства. "К такому результату мы шли в течение последних 15 лет, медля с активным поиском новых рынков и проведением системных реформ в экономике", – подчеркнул глава государства.

Ющенко также указал, что еще в начале года правительство инициировало ряд антидемпинговых расследований, прибегнуло к урегулированию торговых споров.

"Думаю, эти жесткие, но необходимые меры разрешат преодолеть или существенно уменьшить эту проблему", – высказал пожелание президент.

Комментируя процесс вступления Украины в ВТО, Ющенко отметил, что для решения этого вопроса сделаны все необходимые шаги: политическая воля к вступлению закреплена в Универсале национального единства, подготовлен пакет правительственных законопроектов и завершены переговоры с основными партнерами в рамках рабочей группы.

Осталось сделать последний шаг – принять в парламенте соответствующие законопроекты, которые неоднократно публично обсуждались и одобрялись.

"В свою очередь, я готов в ближайшее время провести совещание по проблемам  ВТО и активизировать работу с нашими ключевыми партнерами в Брюсселе и Вашингтоне", – заявил В. Ющенко.

Значительное обеспокоила главу государства уже третья за последний месяц авария на шахте. "Уже тысячи раз говорилось, что за отсутствие реформ в отрасли мы платим слишком высокую цену. Без системного подхода простое увеличение финансирования не решает даже проблемы безопасности (при этом, шахта им. Засядько является образцом в сфере безопасности). Сначала научные работники и эксперты должны определить идеологию реформирования области, дать нам ответ на целый ряд принципиальных вопросов – является ли целесообразной добыча угля на такой глубине, как гарантировать безопасность шахтеров от метана и т.п.. Есть тысячи нюансов, которые должны быть изучены", – подчеркнул глава государства.

Отдельное внимание Ющенко уделил теме бюджетного процесса, отметив, что готов поддержать бюджет, направленный на реформы и на развитие страны.

"Бюджет не может превратиться из инструмента национального развития в обычное средство распределения ресурсов. Такой подход – системно неверный и ошибочный. В новом проекте бюджета я не вижу механизмов стимулирования экспорта, пополнения уставных фондов банков, создания кредитно-гарантийного учреждения. Все это – механизмы преодоления отрицательного сальдо и поддержки отечественного производителя", – подчеркнул президент Украины.

Также глава государства отметил, что "бюджет должен отображать национальные приоритеты. Граждан интересует дееспособность системы безопасности и обороны, неподкупность судебной системы, доступная и качественная медицина и образование, а значит – уверенность в завтрашнем дне. И бюджет должен набути своего важнейшего качества – двигателя развития страны".

Глава государства считает позитивным шагом намерение увеличить инвестиционные расходы. "Но миллиардные средства предложено распределить в непрозрачном формате. Для общества это значит – деньги пойдут неизвестно куда и будут утрачены для Украины. Поэтому я убежден – для формирования прозрачного и логического механизма распределения инвестиционные ресурсы должны накапливаться", – подчеркнул Ющенко.

Президент призвал членов правительства придерживаться одной смысловой линии во всех сферах.

"Нельзя дважды демонстративно преодолевать вето президента Украины на закон об установлении моратория на повышение цен на жилищно-коммунальные услуги и тайком сокращать социальные расходы в бюджете. Я подпишу Закон об установлении моратория на повышение цен на жилищно-коммунальные услуги и искренне желаю правительству его выполнить, предварительно учтя новую реальность в бюджете", – указал Ющенко.

Отдельный акцент Ющенко предлагает сделать на приватизационных процессах, запланированных на 2007 год.

По его словам, сегодня в деятельности структур, которые занимаются приватизацией, нет логики, а потому принципы, поа которыми Правительство сформировало список объектов для приватизации, требуют дополнительного объяснения.

"В этот перечень включена масса малоинтересных для инвесторов объектов. А ключевые объекты, которые должны находиться в частных руках и способны существенно пополнить бюджет страны, остаются в управлении государством. Не потому ли, что интересы государства пытаются подменить интересами отдельных чиновников?" – задал вопрос президент.

По убеждению Ющенко, процедура приватизации должна стать прозрачной, условия конкурса – понятными и одинаковыми для всех. Правительство обязано исправить ситуацию.

Что касается организации государственной власти, кадровых вопросов и ротаций в органах государственной власти, то в ближайшее время эти задачи будут обговорены Президентом и Генеральным прокурором Украины, председателем Службы безопасности Украины, Министром внутренних дел и руководителями местных органов власти.

Безусловно, главы ОГА должны тесно сотрудничать с представителями органов местного самоуправления. Но любое партнерство возникает лишь на взаимной основе, следовательно ответственность должна быть общей с центральной властью.

Что касается центральной власти, то, по мнению президента, Закон о Кабинете Министров должен быть принят в ближайшее время.

"Это – требование Универсала национального единства, о выполнении которого надо вести отдельный разговор, не в стенах Правительства, а в публичном формате, отчитываясь перед обществом. Существующим проектом мы снова смещаем центр влияния, хотя главная идея состоит в сбалансировании властной системы.

В законопроекте не предложены решения таких ключевых вопросов, как взаимодействие главы государства и исполнительной власти, взаимодействие исполнительной и судебной веток власти и т.п. Я уже не говорю о вопросе института государственной службы, в частности, о внедрении должностей государственных секретарей, которые остались без внимания документа", – в который раз подчеркнул президент.

Президент подчеркнул, что Украина обнаружила новое качество экономической стабильности, которое должно быть подкреплено политической стабильностью, в частности эффективным механизмом взаимодействия всех веток власти.

"Я категорически призываю не ассоциировать процесс введения в действие конституционной реформы с перетягиванием власти. Нам нужен механизм эффективного взаимодействия со всеми ветками власти. Как гарант Конституции я отвечаю за сохранение баланса во власти и в обществе. Надеюсь, мы достигнем согласия", – добавил глава государства.

Выступление Януковича в Кабмине касалось не столько нового бюджета, сколько того, до чего страну довели оранжевые, а также подготовки к зиме

  

Фото сайту Кабміну
Выступление Януковича

Уважаемый господин Председатель Верховной Рады! Уважаемые гости! Уважаемые соотечественники!

Я рад всех вас приветствовать.

То, что сегодня Правительство вместе с парламентом, народными депутатами, руководителями областей – все мы – здесь вместе обсуждаем важнейшие государственные задачи, это значит, что мы на добром пути консолидации усилий власти, политиков и всего украинского общества.

Но самые главное для меня то, что мы осуществляем эти шаги открыто и прозрачно. И присутствие здесь, вместе с нами, большого количества журналистов ярко свидетельствует о расширении свободы слова в Украине, иллюстрирует процесс развития гражданского общества, где власть действует открыто и прозрачно.

Анализируя сегодня результаты социально-экономического развития в текушем году, должен подчеркнуть, что условия, в которых нашему правительству пришлось начать работу, оказались, мягко говоря, непростыми.

Вы знаете, что я не люблю подвергать критике предшественников. Я привык отвечать прежде всего за себя и свои действия.

Но должен указать, процессы в социально-экономической сфере на конец июля приобрели критически отрицательный характер.

Первой проблемой была разбалансированность бюджета. Несмотря на увеличение фискального давления в начале этого года до 35,3% процента от ВВП, бюджет не выполнялся. Вследствие этого нам достался дефицит свыше 6 миллиардов гривен.

Вместе с тем, значительно возросли авансовые налоговые платежи и объемы невозмещенного НДС. Несбалансированность бюджета породила и ряд других проблем. Среди них – недостаток средств для выплаты пенсий военнослужащим, для покрытия затрат местных бюджетов на энергоносители и для других расходов.

Огромное беспокойство правительства вызовает состояние важнейших государственных монополий. Прежде всего "Укрзалізниці" и "Нефтегаза". Назову только две цифры: по оценкам специалистов, убытки "Нефтогаза" в этом году могут достигнуть 1,5 миллиардов долларов США, а накопленные долги " Укрзалізниці" превысили 7 млрд. грн.

Вследствие избыточной финансовой нагрузки и полуторагодовалого, не побоюсь этого слова, "преступного" хозяйничанья, эти компании фактически оказались на грани банкротства.

Во-вторых, в очень непростом состоянии мы приняли социальную сферу. Объем задолженности по выплате заработной платы с начала 2006 года увеличился почти на 10% и составил свыше 1 млрд. грн.

Тяжким бременем лег на плечи наших граждан "инфляционный налог", который больше всего сказался на малообеспеченных людях. В то время, когда официальная инфляция в январе – июле 2006 года составляла 3,8%, больше всего расли цены на повседневно необходимые товары и услуги. Выросла стоимость жилья, лекарства, коммунальные платежи.

В-третьих, вследствие провальной внешнеэкономической политики, украинцы получили неоправданно стремительный рост цен на энергоносители. Это привело к увеличению тарифов и, как следствие, к подорожанию жизни наших граждан.

В-четвертых, нестабильность в экономике и искусственный ажиотаж вокруг печальноизвестной реприватизации отрицательно сказались на инвестиционном климате и имидже Украины в мире.

За последние полтора года состоялось существенное замедление всех макроэкономических показателей. Прежде всего, речь идет о сокращении темпов роста промышленного производства почти на 8%. На конец июля в Украине отрицательное сальдо внешней торговли товарами достигало свыше 3,2 млрд. долл. США.

Еще раз подчеркиваю - я не хотел бы, чтобы это воспринималось как укоры нашим предшественникам, так как здесь есть и устаревшие проблемы, которые накапливались годами. Мы сознательно не искали ответа на вопрос "Кто виноват?", а сразу определили как первоочередную задачу для себя – возвращение контроля над системой государственного управления.

Мы наладили результативное сотрудничество между парламентской коалицией и коалиционным Правительством. Мы восстановили добрые партнерские отношения с нашими соседями. Мы уняли страсти, успокоили инвесторов – улучшили инвестиционный климат.

Впервые за два прошлые года Правительство своевременно утвердило макроэкономические показатели развития страны на следующий год. Мы спланировали возрастание валового внутреннего продукта на 6,5%, инфляцию - не более 7,5%, валютный курс - на уровне 5 гривен 10 копеек за доллар. Мы должны четко придерживаться этих нормативов. Бюджетного волюнтаризма больше не будет.

Задачей для Правительства я определяю и возвращение положительного сальдо внешнеторгового баланса. Об этом будет отдельный разговор.

Правительство завершило формирование Государственного бюджета на 2007 год. Несмотря на сжатые сроки, мы своевременно подали законопроект в Верховную Раду.

Мы понимаем, что бюджет надо усовершенствовать, и мы открыты к сотрудничества с Президентом и парламентом в этом вопросе.

Мы сознаем глубину и сложность тех проблем, которые стоят перед нами, и, в первую очередь, в социально-экономической сфере. Впереди важное и ответственное испытание – зима, начало отопительного сезона.

И это испытание мы будем проходить перед людьми – перед пенсионерами, перед матерями и детьми, перед учителями в школах, перед больными в больницах.

От нас с вами, от того, сможем ли мы работать как настоящие партнеры, как ответственные государственные мужы, зависит, будут ли люди с теплом и светом. Хочу сообщить, что вчера правительственная делегация успешно завершила переговоры по газовым вопросам.

Первое. Мы обеспечили и гарантируем до конца этого года стабильную цену на газ на уровне 95 долларов США. А это значит, что Правительство выполняет свои обязательства.

Второе. Мы достигли договоренности о стабильном снабжении Украины необходимыми объемами газа до 2010 года. Цена этого газа будет лучше тех цен у наших соседей. Об этом доложит Министр ТЭК Юрий Бойко.

Таким образом, экономические устои работы жилищно-коммунального хозяйства на зиму мы обеспечили. Но мы должны честно признать: состояние дел в ЖКК аварийный, а во многих случаях – просто катастрофический.

Я крайне недоволен тем, как в некоторых регионах решаются человеческие проблемы, их экономической динамикой и состоянием подготовки этих регионов к зиме. Правительство будет инициировать соответствующие кадровые решения.

Власть в этот период должна работать в режиме внутренней мобилизации. Для этого мы создаем в Правительстве центральный оперативный штаб.

Я также вменяю в обязанность руководителям областей создать региональные штабы, которые будут работать в каждой области и в каждом районе. Я требую, чтобы все руководители местных штабов были предупреждены о личной ответственности. Также прошу министров и других руководителей отнестись к этому вопросу ответственно.

Я убежден – пришло время большому капиталу взять на себя частицу социальной ответственности. Об этом также будет отдельный разговор. Я приглашаю к сотрудничеству руководителей банков и энергетических компаний, которые смогут оперативно помогать правительству и местной власти быстро решать вопросы в сложных ситуациях.

Сразу же хочу предупредить, что мы никому не разрешим отключать тепло или свет ни в одной квартире, ни в одном доме, независимо от ситуации. Не можете решать этот вопрос? Скажите об этом публично, мы поблагодарим и будут другие работать. Анархии в обеспечении людей светом и теплом не будет. Мы этого не допустим.

Также уже к началу отопительного сезона мы обеспечим экономически обоснованные справедливые тарифы. Правительством проведены тщательные расчеты по принятому решению о существенном уменьшении тарифов.

Мы этот вопрос сегодня рассмотрим. Прежде всего, это касается снижения цен на газ, тепло и электроэнергию для населения. Сегодня правительство по этому поводу утвердит соответствующее постановление.

Мы с большой ответственностью должны подойти к вопросу поддержки наших социально незащищенных граждан. Решая сложные социально-экономические проблемы, мы одновременно сумели решить принципиальные задачи в политической плоскости.

Первое и главное – создание нового демократического механизма сотрудничества Верховной Рады, правительства и президента. Вы помните, наверное, что это препятствие оказалось "непроходимым" для наших предшественников.

Мы будем делать все для усовершенствования этого сотрудничества. Впервые за годы независимости исполнительная власть в Украине перестала быть инструментом в борьбе между политическими силами. Теперь отношения "власть-общество" приобретают характер контракта. Общество делает заказ – власть выполняет.

И это создает возможность для партнерских отношений между властью и гражданами. Я считаю такие правила взаимоотношений между правительством и обществом честными.

Следующим этапом реализации политической реформы может стать реформа местного самоуправления. Она прежде всего предусматривает перераспределение обязанностей и полномочий между центром и властью на местах. Мы будем идти путем децентрализации власти.

Местные советы должны получить реальные экономические и законодательные рычаги для решения региональных проблем. Это – единственный путь к прорыву в развития регионов.

Уважаемые коллеги!

Каждый шаг, который мы делаем совместно – я имею в виду все ветки власти – это шаг к демократии. А демократия, как говорил Черчилль, это - процедура.

Таким образом, Закон о Кабинете Министров – это пусковой механизм демократической исполнительной власти. Это сегодня, я убежден, понимают и Президент, и парламент. То, что мы вместе работаем в этом направлении, является свидетельством стремления всех веток власти жить по демократическим стандартам. На это направлена наша общая политическая воля.

Именно так мы видим будущее нашего государства, и я убежден, что мы никому не разрешим сорвать демократический процесс. Ведь он дает нам уникальную возможность создать систему эффективной и ответственной власти.



powered by lun.ua
На грани катастрофы. Пять крупнейших экологических проблем Украины
Рынок электроэнергии: как бизнес оценивает главную энергетическую реформу страны
Что и как читают в Японии, Турции, Финляндии, Бразилии и Польше. Почему нам стоит у них поучиться
Урок от Трампа для Украины: какие последствия будет иметь турецкая операция в Сирии
Все публикации