Власть в законе, оппозиция в пролете

Четверг, 7 сентября 2006, 16:38
Оппозицию в Украине очень любят.

И президент, и премьер, и спикер в последнее время не устают повторять на каждом шагу, что без оппозиции демократия в стране будет хромать. А еще - что оппозиция это главный контролер деиствий власти, и что к ее голосу надо время от времени прислушиваться. А также учитывать ее мудрые советы.

Если же послушать простых граждан, то они тоже будто любят оппозицию. По крайней мере, они не любят власть. И тоже готовы всегда прислушиваться к сказанному критиками по поводу власти.

Ничего не скажешь, очень правильные слова. Но что за этими словами?

Как власть практически реагирует на замечания оппозиционеров, высказанные вместе с осанной в адрес оппозиции со стороны власть имущих?

И как, с другой стороны, реагирует на эти замечания общество, без поддержки которого оппозиция мертва, а значит, мертва и демократия как такова?

Чтобы наглядно убедиться, каков будет ответ на эти вопросы, за примером далеко ходить не надо.

Четвертого сентября Юлия Тимошенко устно и письменно на всю Украину заявила, что "сегодня вследствии беспрецедентного нарушения законодательства и Конституции Украины в нашем государстве действует нелегитимный Кабинет Министров".

На каких снованиях это заявление? 8 июля 2005 года Верховная Рада постановила закон "Об особенностях увольнения из должностей лиц, которые совмещают депутатский мандат с другими видами деятельности".

Статья 5 этого закона подчеркивает: "Акт о назначении лица, которое является народным депутатом на пост, который является несовместимым с его депутатским мандатом, теряет действие через двадцать календарных дней со дня его издания, если полномочия народного депутата Украины не прекращенны в установленном законом порядке".

А состоянием на 4 сентября, заявила Тимошенко, не прекращены депутатские полномочия премьера Януковича, первого вице-премьера Азарова, вице-премьеров Клюева и Рыбака, министров Джарты, Туловища, Тарасюка, Николаенка, Рудковського, Павленка и Зварыча.

Итак, имеем нарушение закона относительно всех этих персонажей, а в придачу еще и Основного закона в части, которая касается главы правительства – ведь полномочия нардепа Януковича в порядке, установленном частью второй и четвертой статьи 81 Конституции, не прекращены.  

Янукович антиконституционно совмещает две должности, делает вывод Тимошенко, а ему подпевает мощная правительственная команда, которая в основном состоит из высокопоставленных членов Партии регионов.

Но не только: здесь и два министра-социалиста, и два "нашеукраинца".

Это принебрежение Конституцией и законом со стороны правительства требует от нас, подчеркивает лидер оппозиции, чтобы мы смогли "сплотиться и использовать шанс, который снова дает нам судьба для устранения финансово-криминальной группировки, чье пребывание у власти стоит преградой на пути нашей страны к демократии и цивилизованным стандартам".

Реакция со стороны властных фракций не промедлила: это все, мол, ерунда, все фигуранты согласно закону давно уже написали заявления о сложении депутатских мандатов, а что Верховная Рада не удовлетворила этих заявлений, то это из-за того, что не было сессионных заседаний.

На ближайшем сессионном заседании все будет урегулировано согласно закону, заявил министр юстиции, он же депутат Роман Зварич.

И в самом деле, в упомянутому Юлией Тимошенко законе есть статья 3, в которой говорится: "Лицо, которое на протяжении пятнадцати календарных дней со дня назначения на пост, который является несовместимым с депутатским мандатом, поднимает требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности на постах, назначение на которые и увольнение с которых осуществляет Президент Украины или Кабинет Министров Украины, и не подает  в установленном законом порядке заявление о сдаче полномочий народного депутата Украины, может быть уволено с должности по соответствующему решению Президента Украины или Кабинета Министров Украины".

Как видим, здесь речь идет о другой формуле освобождения от должности: если за 15 дней совместитель не был в состоянии подать соответствующее заявление. А если он в самом деле подал это заявление?

Действует ли в таком случае статья 5? Выходя из здравого смысла – действует. Так как в этой статье ничего не сказано о представленном заявлении, идется только о факте совмещения полномочий.

Но заявления ведь давно представленные, утверждают спикеры правительства, поэтому освободить членов правительства глава государства, к которому обращается Юлия Тимошенко, не имеет права. Статья же 5 не может быть введена в действие, так как нельзя утверждать, что депутатские полномочия не прекращены: процесс их прекращения в самом разгаре, заявления зарегистрированы, они будут рассмотрены, и т.д., и т.п.

Другими словами, власть мимоходом отвергла инвективы оппозиции.

Реакция же общества на заявление оппозиции отсутствует. Вообще.

И это хуже всего. Ведь все вместе свидетельствует об отсутствии политической демократии в стране.

Во-первых закон "Об особенностях увольнения из должностей лиц, которые совмещают депутатский мандат с другими видами деятельности" не является законом в полном понимании этого слова.

Он не выписывает механизм автоматической потери должностей совместителями через 20 дней после установления факта совместительства, не отмечает, какая инстанция может фиксировать этот факт, не устанавливает ответственность Верховной Рады за неотложную реализацию процедуры ликвидации факта совместительства.

Текст этого закона разрешает двузначное трактование его положений, что мы и наблюдаем сейчас.

Президент Ющенко в прошлом году, как гарант Конституции должен был вернуть закон Верховной Раде с рядом очень существенных замечаний. Но не вернул. Что означает некомпетентность как аппарата глави государства, так и самого Виктора Андреевича.

Во-вторых, если уже так произошло, если уже закон такой недолугий, то Верховная Рада 5 сентября должна была открыть сессию именно вопросом о рассмотрении заявлений совместителей – вне любой очереди. Тогда бы скандальная ситуация в какой-то степени уладилась бы.

На самом же деле, как сказал министр юстиции, этот вопрос будет рассматриваться 12-13 сентября. Другими словами, закон поднимается, и что из этого? Не впервый, не в последний раз, так было и так будет.

Вот здесь мы переходим к тому, что есть "в-третьих". На днях Верховная Рада и правительство наглядно продемонстрировало избирателям, что чихали они на закон, что его выполнять будут только тогда и так, как им захочется.

Что при таких обстоятельствах должна делать оппозиция? Бить в набат, выводить людей на улицы.

Избиратели же имеют отныне полное право разобрать по кирпичику дом Верховной Рады и бросить в Днепр узурпаторов власти, которыми стали не только совместители, а и все члены парламентского большинства. Вот это и была бы демократия в действии.

Тем не менее после громкого заявления 4 сентября оппозиция снова исчезла с политических просторов, а страна остается безмолвной. Очевидно, благоденствует.

Собственно, что говорить о "депутатах по совместительству", когда "в законе" у нас не только они, но и персона, которая по своему статусу, призвана заботиться о соблюдении прав человека в стране – обмудсмен Нина Карпачова, которая уже несколько месяцев успешно совмещает эту должность с депутатским мандатом, хотя статья 8 закона об уполномоченном Верховной Рады из прав человека недвусмысленно требует, чтобы обстоятельства, связанные с таким совмещением были устранены в течении 10 дней.

Далее в законе сказано: "В случае невозможности устранить их на протяжении десяти дней Уполномоченный обязан сделать в указанный срок заявление об отказе выполнять любые другие поручения или полномочия, кроме тех, которые входят в обязаности Уполномоченного. Если на протяжении указанного срока Уполномоченный не выполнит установленных требований, его полномочия прекращаются и Верховная Рада Украины обязана освободить его от должности".

Обратили внимание? Обязана. Рада. Но не выполняет своих обязательств. Так как не хочет.

А народ не разносит этоту Раду по кирпичине, оппозиция не ведет его на штурм, а значит демократия бездействует.

А когда в стране отсутствуют демократические механизмы – как "наверху", так и "внизу", когда власть "в законе", то оппозицию можно любить. На словах.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде