Игорь Франчук: Юрий Бойко является владельцем ряда крымских предприятий

Пятница, 13 октября 2006, 11:18

Ирония судьбы – в борьбе за контроль над одним из наиболее привлекательных объектов собственности в структуре НАК "Нафтогаз" столкнулись двое фаворитов экс-президента Кучмы. Один из них – бывший зять Кучмы, Игорь Франчук, второй – Юрий Бойко, тоже лицо не чужое для Леонида Даниловича.

Сказать, что "Чорноморнафтогаз" – лакомый кусок, не сказать ничего. Компания занимается разведкой и добычей нефти и газа на украинском шельфе Черного и Азовского морей. Сейчас 100% акций "Чорноморнафтогаза" принадлежат государственной компании "Нафтогаз Украины".

Если заглянуть в недалекое будущее и допустить, что в Украине состоится либерализация рынка газа, а также условия доступа иностранных инвесторов к украинским недрам станут более либеральными, капитализация "Чорноморнафтогаза" стремительно возрастет. Во-первых, он уже имеет возможность добывать значительные объемы углеводородов, во-вторых, имеет лицензии и опыт разработки украинского шельфа.

Поэтому не удивительно, что рано или поздно за эту государственную компанию начнется борьба среди чиновников. Так случилось, что первый ее этап произошел осенью.

15 сентября "Нафтогаз Украины" назначил исполняющим обязанности главы правления "Чорноморнафтогаза" Присяжнюка. Ранее "Нафтогаз Украины" освободил Франчука от выполнения обязанностей главы правления в связи с истечением 29 августа действия контракта. На этой должности Франчук находился с августа 2001 года.

Франчук не был бы экс-зятем Кучмы, если бы сдался без боя. 6 октября Голосеевский районный суд города Киева, рассмотрев исковое заявление Франчука, своим решением приостановил действие приказа главы правления НАК "Нафтогаз Украины" о прекращении трудовых отношений с Игорем Франчуком и приказов, которые пошли за этим, о назначении исполняющих обязанности главы правления компании.

Борьба за свое кресло сделала из Франчука публичную фигуру. На свои недавних пресс-конференциях он выпустил немало словесных стрел в сторону Юрия Бойко. Похоже, два наследника Кучмы способны организовать своеобразный стриптиз, рассказывая друг про друга неприятные детали.

На пресс-конференции Вы заявили, что Ваша отставка выгодна лично руководителю Министерства топлива и энергетики Юрию Бойко. В чем состоит конфликт между Вами и главой Минтопэнерго?

Конфликт, наверное, состоит в том, что "Чорноморнафтогаз" сегодня является единственной добывающей компанией, которая в течение последних пяти лет активно наращивала объемы добычи – практически в два раза.

Были открыты ряд перспективных месторождений, которые позволят на 100% обеспечить потребителей Крыма газом собственной добычи. Сегодня, как и раньше, существует поддержка этих проектов со стороны правительства.

Однако, этой поддержки никогда не было со стороны непосредственно бывшего руководителя НАК "Нафтогаз Украины" - нынешнего главы Минтопэнерго Юрия Бойко. У него сегодня нет заинтересованности в том, чтобы "Чорноморнафтогаз" реализовывал газ всем категориям потребителей. Существует ряд крымских промышленных предприятий, собственником которых Юрий Бойко является лично, которые потребляют газ из других источников, а не газ нашей добычи.

Можете ли Вы как руководитель ГАО, прокомментировать итоги деятельности предприятия за последние несколько лет. Какие инициативы, на Ваш взгляд, удалось реализовать, а какие – нет?

Главное достижение (помимо роста всех показателей) это открытие двух абсолютно новых месторождения в Азовском море. Это произошло в Украине впервые за 9 лет.

Помимо этого, в следующем году мы планируем ввести в эксплуатацию Одесское газовое месторождение с ежегодным объемом добычи до 1 млрд. куб. м газа. Кроме того, сегодня "Чорноморнафтогаз" готов работать над совместными проектами с инвесторами по глубоководному шельфу. Компания в течение четырех лет доказывала перспективность этого шельфа.

Мало того, мы были инициаторами выделения участков под тендер на заключение соглашения о распределении продукции. Первый конкурс прошел. И сегодня, на мой взгляд, ГАО "Чорноморнафтогаз" обязательно должен участвовать в этих проектах и как контролер со стороны государства, и как инвестор.

В тоже время личная позиция Юрия Бойко заключается в том, что контролировать все эти процессы должна не компания, а Минтопэнерго. В тоже время, я считаю, что нам не удалось в полной мере реализовать инвестиционные программы по увеличению добычи углеводородов.

Это в первую очередь связано с нежеланием НАК "Нафтогаз Украины" под руководство Юрия Бойко способствовать их реализации. Ведь приоритетными всегда признавались не отечественные, а зарубежные проекты.

Какие проблемы в деятельности ГАО, на Ваш взгляд, существуют на сегодняшний день? Нуждается ли компании в реструктуризации?

Сегодня "Чорноморнафтогаз" вынужден все объемы газа закачивать в ПХГ. Рекордные объемы закачки ни к чему хорошему не приведут – ПХГ начинают работать практически в аварийном режиме. Мы не можем физически поставлять газ на материк.

На сегодня нет возможности реализовать газ населению по новой цене, как это предусмотрено постановлением №1729 "О порядке реализации газа". В итоге каждый месяц "Чорноморнафтогаз" имеет "минус" в 18 млн грн от реализации газа. Поэтому у компании не хватает средств на разработку и введение в эксплуатацию новых месторождений.

Да и в целом такая ситуация ставит под угрозу деятельность предприятия. В тоже время я считаю, что необходимости в реструктуризации ГАО нет. В чем действительно есть потребность, так это в новых мощностях для бурения. Компания сегодня имеет соглашения об инвестировании проектов их строительства со стороны крупных международных финансовых институтов.

Анатолий Присяжнюк в своем интервью рассказал о том, что с июля "Чорноморнафтогаз" несет убытки. Как Вы прокомментируете эти заявления? Существует ли задолженность?

Это абсолютно однобокое понимание ситуации. Компания имеет положительный баланс и является крупнейшим налогоплательщиком в Крыму. Выполняются все те показатели, которые были утверждены в планах развития компании на 2006 год НАК "Нафтогаз Украины".

Существует текущая задолженность "Нафтогаза Украины" перед "Чорноморнафтогазом". Ее размер больше, чем задолженность компании перед НАКом. Поэтому нынешняя ситуация выглядит, скорее так: "Нафтогаз" должен "Чорноморнафтогазу", а не наоборот.

Беседовал Илья Савин

К моменту взятия интервью НАК "Нафтогаз Украины" распространил заявление, в котором дал свою точку зрения на конфликт.

В частности, пресс-служба НАКа сообщила следующее:

НАК "Нафтогаз Украины" владеет 100 процентами акций Государственного акционерного общества "Чорноморнафтогаз" и, как единоличный собственник, осуществляет управление этой компанией через участие в Собрании акционеров, заседаниях НаблюГАОельного совета и/или приказами главы правления НАК "Нафтогаз Украины".

29 августа 2006 года срок трудового контракта И.Франчука закончился. В связи с этим и на основании п.2 ст.36 КЗПП Украины трудовые отношения с Игорем Франчуком были прекращены. Соответствующий приказ главы правления НАК "Нафтогаз Украины" был выдан в тот же день – 29 августа 2006 г.

Накануне истечения срока действия трудового контракта Игорь Франчук ощутил ухудшение состояния своего здоровья и взял больничный, на котором находится по сей день.

Временное руководство ГАО "Чорноморнафтогаз" (О.Шибирин) с 29 августа по 14 сентября блокировало объявление собрания акционеров, в компетенцию которого входит избрание Главы правления ГАО "Чорноморнафтогаз", путем затягивания размещения объявления о проведении собрания в средствах массовой информации.

По этой причине приказом главы правления НАК "Нафтогаз Украины" от 14 сентября и.о. главы правления ГАО "Чорноморнафтогаз" назначен Анатолий Присяжнюк, который приступил к выполнению своих обязанностей 15 сентября.

Тем не менее, НАК "Нафтогаз Украины" официально заявляет, что не планировал и не планирует разделение ГАО "Чорноморнафтогаз" на отдельные предприятия по добыче, транспортировке и хранению газа. Компания не разрабатывала, не присылала и не получала каких-либо документов относительно реорганизации ГАО "Чорноморнафтогаз".

НАК "Нафтогаз Украины", вопреки заявлениям И.Франчука, не тормозила, не тормозит и не будет тормозить разработку запасов нефти и газа на континентальном шельфе Украины.

В 2003-2004 годах тогдашний глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Бойко в своих публичных выступлениях неоднократно делал ударение на приоритетности добычи газа именно на украинском шельфе. Уже после назначения на должность Министра топлива и энергетики Юрий Бойко неоднократно высказывался в пользу приоритетность разработки украинского шельфа именно украинскими компаниями.

По решению Ю.Бойко в конце 2002 г. компания отказалась от сомнительных проектов по поиску и разработке запасов газа в Туркменистане (на площади Копердже и на правобережной части Амударьи) и Узбекистане (площадь Кокдамулак) и направляла высвобожденные средства на разработку украинского шельфа.

В рамках Совместной деятельности (СД) с ГАО "Чорноморнафтогаз", 100-процентная дочерняя компания НАК "Нафтогаз Украины" - ГК "Укргазвыдобування" - вложила в освоение месторождений шельфа Черного и Азовского морей 89 миллионов гривен. В том числе Восточно-Казантипского месторождения - 54 млн. грн., площади Субботина - 35 млн. грн.

Успехи в освоении этих месторождений И.Франчук безосновательно приписывает лишь себе.

"Личная неприязнь со стороны Юрия Бойко" не мешала И.Франчуку работать под непосредственным руководством Ю.Бойко как главы правления НАК "Нафтогаз Украины" в 2002-2005 гг.

НАК "Нафтогаз Украины" заявляет о безосновательности обвинений в адрес Компании, ее бывших и нынешних руководителей со стороны И.Франчука и рассматривает их как эмоциональные и сделанные в состоянии нервного истощения вследствие болезни.

Компания удивлена попытками частного лица, которым сегодня является И.Франчук, использовать личные контакты в политических и властных кругах Украины с целью возвращения единоличного контроля над государственным предприятием, которым является ГАО "Чорноморнафтогаз".


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде