Приватизация УПА

Понедельник, 16 октября 2006, 11:29
Человеку свойственно жить штампами. Один из штампов – "марш УПА". Почему-то он засел в голове абсолютного большинства журналистов и рядовых потребителей информации. Почему-то считалось, что 14 октября должен был состояться марш ветеранов УПА, которым будут оказывать сопротивление "левые" и "православные".

Мало кто поинтересовался мнением ветеранов УПА – выйдут ли они на Майдан?

Среди организаторов "марша" не значится Всеукраинское Братство воинов ОУН-УПА – оно решило отпраздновать Покрову (а Покрова Пресвятой Богородицы была покровителем еще запорожских казаков) на локальном уровне.

Тот факт, что среди организаторов "марша" находится Киевское братство воинов ОУН-УПА, логично было бы объяснить другим фактом – наличием на 5-ом номере избирательного списка партии "Свобода" главы Киевского братства Ореста Васкула.

Другой штамп – обобщенное понятие "ветераны УПА", запущенное в политический лексикон президентом Ющенко.

Кто эти ветераны, сколько их, где они живут? Неизвестно – зато воображение услужливо рисует телевизионную картинку – несколько седых дедов с усами и в мазепинках в окружении малолеток в камуфляжных штанах и банданах на лицах.

Сколько на Майдане было людей, похожих на ветеранов УПА? Почему же тогда "марш УПА"?

О своем участии в этом мероприятии также заявили и наци-скины, которые рассказывают о своей любви к Гитлеру и о ненависти к "расово неполноценным". Понятно, что заявки они не подавали – но это не помешало им выбрасывать руки в нацистском приветствии? Замечательная картинка для масс-медиа.

Между тем УПА никогда не поддерживала нацистские идеи угнетения других рас или наций.

Вот что говорит по этому поводу один из идеологов ОУН-УПА Петр Полтава в программной брошюре "Кто такие бандеровцы и за что они борются?":

"Мы – не империалисты. Независимое украинское государство мы хотим строить только на этнографических землях, на которых украинский народ составляет большинство. Мы не посягаем даже на клочок чужой территории. Мы против любого империализма – против порабощения одного народа другим в любой форме, против империалистических воен и захватов, против многонациональных империй. Мы за полнейшее осуществление идей свободных национальных государств всех народов мира".

ОУН-УПА – а потом и украинский парламент в виде Украинского Главного Освободительного Совета – называли себя националистами, так как считали – каждая нация имеет право на свое государство. Социальные и экономические программы у них были отнюдь не правыми. Даже больше, те "националисты" считали себя продолжателями идей революционеров 1917 года.

Борясь против идеи угнетения одной нации другой, УПА боролось и против угнетения одного класса другим. Лозунг "Свобода народам – свобода человеку!" возникл задолго до нынешних стандартов демократии ООН. Все нации – равны, все граждане – равны.

"За построение в независимом украинском государстве бесклассового общества, за действительное уничтожение в Украине эксплуатации человека человеком, за победу идеи бесклассового общества во всем мире, в частности на территории нынешнего СССР."

Еще один штамп – что против УПА борются "левые силы". В сравнении с ПСПУ, ОУН – намного более социалистическая партия. А Петр Симоненко, который кричит в мегафон "националисты!", а потом проводит на правительственные должности руховцев – является представителем не рабочего класса, а класса паразитирующих чиновников.

"Общественная собственность на орудия и средства производства будет препятствовать созданию эксплуататорских классов на экономической основе... Подлинная демократия в сфере политического устройства исключит возможность формирования новых паразитических классов на базе политических привилегий".

Что же говорить о мобилизованных из Севастополя и Москвы "украинских евразийцах" и "вязанных беретах" из Союза Православных братств.
Те, кто видел на Крещатике красные флаги рядом с власовскими и царскими штандартами и кельтскими крестами, понимает – "левые", "православные" – это все штампы. Создание красивого имиджа для обычного шовинизма.

Просто все они хотят привязать к себе бренд "УПА" – только одни с префиксом "наследники", а вторые – "борцы против". Однако и те, и другие не имеют ни малейшего отношения к борьбе УПА и идеологии ОУН и украинского парламента тех времен – Украинского Главного Освободительного Совета, президентом которого был Кирилл Осьмак из Шишак Полтавской области.

Они просто приехали со Львова и Севастополя, чтобы попиарить своих вождей. К УПА и ветеранам этот "марш" имеет очень отдаленное отношение. Притянутое за очень большие уши. За штампы.

А "евразийским" гражданам России, которые приехали на массовку в Киеве для заработка, можно порекомендовать прочесть этот абзац Петра Полтавы:

"Русские! Боритесь за низвержение большевистской диктатуры, за уничтожение эксплуататорской системы – за демократическую Россию, за подлинное социальное равенство и справедливость!"

Набор штампов в "маршах за и против УПА" угрожает еще одним – превращением праздника Покровы в праздник маргиналов, которые не теряют возможности засветиться в СМИ. Простейшим путем – путем драки.

В этом году в события вмешались несколько сот киевлян, которые вышли на улицы не в "маршевых" колоннах. Кто-то пришел посмотреть на цирковое противостояние отживших и мертвых идей, кто-то случайно, а кто-то пришел, чтоб отпраздновать Покрову и не допустить провокаций. Именно благодаря этим людям 14 октября не превратилось в очередную пиар-акцию шовинистов всех сортов.

И еще один штамп напоследок – якобы проблема УПА является больной для всех украинцев.

На самом деле, вопрос легализации или запрета антифашистского националистического подполья – абсолютно далек для большинства украинцев. Намного больше их интересует повышение цен на коммунальные услуги. И это в принципе нормально. Так как УПА уже стала легендой и историей. И реанимировать сейчас историю – безсмысленно, а присваивать себе легенду – подло.

УПА – это единственная армия в Европе, которая массово и без никакой внешней помощи боролась с нацизмом. УПА – это единственная сила на территории СССР, которая дала вооруженный и масштабный отпор сталинской карательной системе.

"За подлинную демократию, против диктатуры и тоталитаризма всех мастей, за свободу слова, печати, собраний, мировоззрения, за обеспечение для национальных меньшинств Украины всех национальных и гражданских прав, против всесилия полиции, за такую власть в государстве, которая своим высшим долгом будет считать служение интересам народа, а не своим империалистическим замыслам".

УПА боролась за демократическую Украину против тоталитаризма обоих видов – гитлеровского и сталинского.

УПА не подлежит приватизации.

Прокомментировать ситуацию "УП" попросила людей, которые имеют неоспоримое отношение к антифашистскому и антисталинскому сопротивлению:

Василий КУК, Главный Командир УПА в 1951-1954 гг., председатель Научного отдела Всеукраинского браства ОУН-УПА:

 - Кто такие ветераны УПА?

- Те, кто не успел погибнуть, а отсидел в тюрьмах – до амнистий в 1953-м и 60-х годах. Эти преимущественно люди, которые не принимали участия в боевых действиях, а помогали бойцам УПА – жильем и материально, обеспечивали связь и т.п.. Вообще, участниками освободительной борьбы УПА можно назвать около 10 тысяч лиц. Документы, которыми обычно подтверждают участие в сопротивлении – это удостоверение об отсидке. Также документом могут служить мемуары бойцов УПА.

- Какие ваши отношения с ветеранами Красной Армии?

- Мы воевали против немецких и советских оккупантов – против Украины мы не воевали. Мы воевали за украинское государство. Поскольку ветераны УПА это государство создали, то государство должно их признать участниками борьбы за него. Это логично. С ветеранами у нас прекрасные отношения. Мы сотрудничаем со Всеукраинским объединением ветеранов Второй мировой войны во главе с академиком Юхновским. С теми людьми, которые воевали против нацизма, у нас не было и нет вражды. Но есть верхушка других ветеранских организаций. Например, та, которую возглавляет генерал Герасимов. Эта верхушка явно анти-украинская.

- Примут ли ветераны УПА участие в так называемом "Марше УПА" 14 октября 2006 года?

- Заседание Главной Булавы Всеукраинского Братства ветеранов ОУН-УПА решило – 14 октября мы не будем организовывать никаких централизованных акций. В Киеве мы ничего не планируем. Те силы, которые захотят устроить "демонстрацию обороны" УПА, могут это сделать. То же, что делают некоторые правые партии, делается из расчета на рекламу этих партий.

- В 1943 году ОУН изменило программу на более социальную, демократическую. Что стало причиной?

- Когда наши походные группы отправились во все области страны, то первый вопрос был такой: "Что было – мы знаем. Что есть – видим. А какую Украину вы нам построите?". Мало было получить государство – надо было знать, как в нем будут жить люди.

Поэтому мы задекларировали нашу политическую и экономическую программу. В отличие от большевиков, ОУН, а потом и парламент – УГОС – не признавали превосходства какого-либо одного класса. В Украине, за которую мы боролись, КАЖДЫЙ гражданин имел равные с другими права. А большевики построили не бесклассовое общество. В советском строе значительное преимущество над другими классами имел класс "большевистских вельмож".

Основные отрасли промышленности и монополисты на манер железных дорог и связи должны были быть государственными. В другом же разрешалась частная собственность любого типа. Хочет сельская община в колхоз – пожалуйста, хочет кто-то работать своими силами – нет вопросов. МТС и прочие государственные учреждения никто тоже не собирался разрушать.

- Люди, которые собираются 14 октября "противодействовать маршу УПА", называют вас союзниками гитлеровцев...

- Никогда УПА не могла разделять идеи нацистов, так как нацисты разделяли людей по национальному признаку, что служило причиной неравенства и расизма. УГОС, ОУН и УПА считали: все нации являются равными и все имеют право на создание собственного государства. А украинец может быть представителем хоть русскоязычной, хоть любой другой расы. Живет в Украине, работает на Украину – украинец.

- Вы возглавляли УПА-Південь. С какого времени?

- В августе 1941-го группа ОУНовцев – выходцев с Востока Украины – тайно от немцев отправилась в Киев, чтобы там провозгласить создание украинского государства. Но 20 августа нас арестовали в Василькове. Я убежал, и мы начали готовиться к борьбе – понятно было, что с немцами надо было воевать вооруженно. Весной 1942-го я отправился в Днепропетровск, чтобы создать подпольную организацию.

- Как днепропетровцы отнеслись к УПА?

- Очень хорошо. Они еще помнили Голодомор и поддержали Армию, в особенности когда увидели, что мы – против немцев. Особенно много пришло в УПА студентов и рабочей молодежи. Подпольную организацию в городах нам удалось создать, но географически для масштабных партизанских действий этот край не предоставлялся. Армейская борьба велась в лесах (Волынь-Полесье) и горах (Карпаты). Сильное подполье было в Днепропетровске – вообще по области в советские времена за работу в УПА было арестовано около 500 человек.

- Сейчас некоторые политические силы, гражданские организации, просто молодежь заявляют, что хотят быть похожими на УПА, продолжать традиции УПА, записаться в УПА, стать официальным потомком УПА...

- Украинская Повстанческая Армия создавалась в военных условиях, для вооруженной борьбы. Сейчас не нужно ничего создавать на манер УПА или других подобных организаций. Мы достигли своей цели – государственности Украины. Теперь надо бороться за лучшую жизнь в этом государстве. Для этого нужна профессиональная украинская власть. Теперь надо обеспечить эту власть – это делается не военными, а другими методами. И хочу подчеркнуть – при этом нужно опираться исключительно на украинский народ, а не ориентироваться на внешние силы. Огромной ошибкой Кравчука было то, что он передал наше ядерное оружие бывшим оккупантам.

Наталия Осьмак, дочь президента Украинского Главного Освободительного Совета, инженер-руководитель группы по проектирования мостов НИИ "Київсоюзшляхпроект":

- УПА – армия украинского народа, который вел борьбу на своей территории за свою независимость. Лозунг "Свобода народам – свобода человеку!" – это демократический лозунг. УПА не воевала с украинцами. Это была война со сталинской Москвой – постановление об аресте моего отца выписано на бланке РСФСР, а не УССР.

Украина де-юре признала легитимность тех, кто воевал в УПА, еще в 1989 году, когда ВР УССР ратифицировала Женевскую конвенцию. В соответствии с протоколами конвенции, национальные освободительные движения признаются легитимными, если их личный состав имеет следующие признаки:


1. Руководство отвечает за своих подчиненных
 2. Воины имеют четкие отличия своей армии
 3. Открыто носят оружие
 4. Придерживаются в своих действиях законов и обычаев войны.

Украинская Повстанческая Армия отвечает всем четырем критериям.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде