Мороз на фоне ковров украинско-российских отношений: игра в геополитические шахматы

Вторник, 17 октября 2006, 12:22

"Путин не поздравил вас, как Януковича, с днем рождения. Какой была бы реакция Москвы на вашу победу? Мороз: Очевидно, потом Путин поздравил бы и меня. Правда, это пришлось бы делать реже, ибо у меня день рождения выпадает только раз в четыре года".
"Товарищ", 31 августа 2004 г.

В Украине остался почти за кадром официальный визит главы украинского парламента в российскую столицу – первый выезд Мороза в этом статусе за границу Украины.

Это символично. Новый спикер, политическая реформа – и первая официальная поездка не в Польшу или Грузию, а в РФ.

Это первое официальное посещение белокаменной новым-старым руководителем законодательной власти, спикером ВР, у которого сегодня 37 пунктов полномочий, освященных Конституцией Украины, среди которых и определение основ внутренней и внешней политики.

Чего хотели добиться в Кремле от председателя Верховной Рады Украины Александра Мороза во время его визита в российскую столицу?

Что хотело продемонстрировать высшее политическое российское руководство расколовшимся ветвям украинской власти, которая сегодня визуально и технологически только выясняет отношения – преимущественно в формате президент – глава правительства?

Возможно, то, что в Москве хорошо осознают: Украина стала парламентско-президентской республикой, а затем роль парламента и его главы значительно возросли, а следовательно, намного более весомым стало его влияние на разнообразные политические процессы, особенно на законодательство, лоббирование необходимых законодательных изменений и формирование политики в энергетической, внешнеполитической сферах и т.п.

Итак, это демонстрация возможности поставить на Мороза как на того, кто будет вести переговоры и лоббировать их стремления к диверсификации влияний. Следовательно, инициативу в разрешении проблем в сфере украино-российских отношений, в том числе энергетических, президент Украины потерял.

Мороз в Москве – это не только свидетельство понимания в РФ сегодняшней иерархии украинской власти – это еще и построение своеобразной системы "сдерживаний" и "противовесов".

Информация к размышлению: пока спикер посещал Совбез РФ в Москве, того же 13 сентября премьер Янукович встречался с первым вице-премьером России Дмитрием Медведевым в Крыму. Снова речь шла о ценах на газ – и они снова так и не были названы.

Но уровень встреч Мороза, в отличии от уровня общения Януковича, свидетельствует о том, что сегодня премьера воспринимают в русской столице с недоверием и осторожностью, тогда как фигура Мороза трактуется как более оптимальная для использования в качестве подпорки в период перманентного кризиса украино-российских взаимоотношений.

И не только уровень встреч украинского спикера, но и сама тональность комментариев русской прессы относительно хода спикерского визита наводит на размышления.

Общий информационный фон – снисходительность, превосходство при сохранении определенного пиетета. Но – никаких невзвешенных выпадов в адрес председателя ВР Украины.

Следует напомнить, что когда Янукович после избрания премьером поехал в РФ, реакция СМИ была сдержаной. А посещение русской столицы после брюссельских спичей украинского премьера относительно НАТО русские СМИ описывали уже более чем иронично: "...его полночная встреча с Владимиром Путиним мало что дала журналистам, кроме протокольных фраз о том, что стороны обсудили все аспекты сотрудничества, в особенности, в энергетической сфере", да и формулировки результатов встреч с Михаилом Фрадковым носили "общий характер".

Сегодня, как не удивительно, реноме Януковича как пророссийского политика является довольно парадоксальным: одно дело – хотеть, а другое – мочь.

Так что Виктор Федорович со стремлением к "многовекторности" не получил никакой видимой победы в русской столице – ни относительно газа, ни относительно других "важных сфер экономического сотрудничества"

Возможно, здесь всплывает на поверхность бекграунд взаимоотношений, а собственно, память о своеобразном унижении Путина, который во время скандальной избирательной президентской кампании Януковича фактически подрабатывал у него имиджмейкером.

Но срабатывает здесь и осознание русскими политиками того факта, что донеччане в Украине имеют свои интересы и никогда не будут делиться с государственным русским бизнесом.

Как правило, украинские политики направлялись в первопрестольную для повышения собственного политического реноме в украинской столице – заручиться, так сказать, поддержкой, влиянием, получить своеобразное признание своей весомости. Такой была традиция, освященная хуторянской политической культурой имперской провинции.

Но ведь далеко не с каждым украинским политиком или руководителем встречается президент РФ.

Также можно заметить, что нынешняя роль Мороза – который ведет переговоры, имея официальный статус главы парламента – является кардинально новой относительно предыдущей политической основы его отношений с Путиным, по крайней мере на уровне риторики.

Ведь в недавнем прошлом лидер СПУ состоял в оппозиции к власти и его позиция тогда относительно украино-российских взаимоотношений да и самого Путина, окторый в то время был чуть ли не самым популярным политиком в Украине, на уровне публичных высказываний имел ощутимую электоральнуя окраску: "...в Украине нет Путина, у нас есть Кучма. Пусть не завидуют власть имущие русскому результату. Он в Украине не повторится" ("Товарищ", №1, январь 2004 г.).

Во время последних президентских выборов Мороз даже просил Владимира Владимировича запретить ряду должностных лиц РФ вмешиваться во внутренние дела Украины. Такое заявление было сделано 29 ноября 2004 года от лица Комитета национального спасения.

Размышляя о перспективах украино-российских взаимоотношений в том же 2004-м, он отмечал: "...когда говорят о братском объединении с Россией, хочется спросить, чьего объединения – олигархов?.. Выход я вижу не в том, чтобы бежать в ту или другую сторону – эта, так называемая, многовекторная политика – речь идет о том, чтобы из пропасти, в которой находится Украина, поднять ее до того уровня, чтобы украинцы могли гордиться своим гражданством... Тогда можно будет строить взаимовыгодные взаимоотношения с Россией, понимая, что мы обречены жить с ней в мире и согласии, если, конечно, власть способна обеспечить уровень таких взаимоотношений" ("Товарищ", 31 августа 2004 г.).

В избирательной программе СПУ, оглашенной во время избирательной кампании 2006 года, заявляли, что социалисты выступают "за добрососедские, взаимовыгодные отношения с Россией и другими странами", а отношения с НАТО будут определяться народом только на всеукраинском референдуме.

Теперь Александр Мороз и есть та самая власть.

Насколько политика спикера в сфере внешних отношений окажется скоординированной с политикой президента, например, относительно евроатлантической интеграции, также остается под вопросом.

Ведь всем известно, что они имеют разное видение международных перспектив Украины. Кстати, неслучайно во время открытия нынешней сессии Мороз не говорил ничего конкретного о приоритетах внешней политики: "Я умышленно не затрагиваю вопросы... относительно ВТО, ЕЭП и других аспектов международного сотрудничества. Ситуация в Украине непростая. Она требует постоянного внимания со стороны власти, в т.ч. парламента". Точка.

Приглашение...

Мороза официально пригласили в Москву ровно месяц назад, 13 сентября, когда он встречался в Ялте с председателем Совета федерации Федерального Собрания России Сергеем Мироновым.

Это было не первое для Мороза предложение относительно посещения русской столицы. Можно припомнить, как упорно 6 июня в этом году пресс-служба СПУ опровергала информацию о том, что главный украинский социалист собирается в Москву – хотя, возможно, он там все-таки побывал.

А вскоре была создана антикризисная коалиция...

Когда спикеру сделали предложение посетить соседнее государство во второй раз – уже официально, он, говоря о вопросе сотрудничества с НАТО, заметил, что вопрос о членстве в Альянсе может решаться исключительно путем референдума. А говоря о ЕЭП, подчеркнул необходимость законодательно обеспечить конкретные механизмы экономического сотрудничества, в частности, оказывать содействие созданию зоны свободной торговли без ограничений и исключений.

Итак, спикер демонстрировал ту риторику, которую действительно хотят слышать в Кремле.

Насколько все это отвечает украинским интересам? Вопрос этот совсем не риторический. В особенности теперь, когда известна позиция Азарова относительно ЕЭП, который работает в группе по интенсификации соответствующего диалога.

Каким образом президент сможет повлиять на эти процессы сегодня, когда полномочия у него есть, но даже когда они были неограниченными, поступа не наблюдалось?

Уровни уровней... Что дальше?

В Украине официальный визит украинского спикера в РФ и уровень его встреч в русской столице остался почти незамеченным.

Тем не менее, большей плотностью на единицу времени высших российских должностных лиц, чем тех, с которыми успел пообщаться украинский спикер, сегодня не может похвастаться ни одно официальное лицо в Украине.

Среди его визави – председатель Государственной думы Федерального Собрания РФ Борис Грызлов, председатель Совета федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов, конечно, В. Путин, министр иностранных дел России Сергей Лавров, секретарь Совета безопасности Игорь Иванов.

Вдобавок, и тематика бесед не ограничивалась только энергетической сферой. С Морозом доверчиво говорили и о проблемах грузино-российских взаимоотношений, и о приднестровском конфликте, и о культурных связях, и о вопросе вступления в ВТО, и о межпарламентском сотрудничестве. Конечно, каждый раз делая ударение на необходимости начать работу комиссии Ющенко – Путин...

Случайности в таких делах не бывает.

Возможно, русское политическое руководство старалось продемонстрировать, что одну из основных ставок в украинско-русской игре они сделали на украинского спикера ради диверсификации влияний на отечественное политическое руководство.

Правда, вплоть до последнего момента не было известно, состоится ли встреча Мороза с Путиным. Она состоялась, хотя главе украинского парламента пришлось ждать в приёмной президента России почти час.

Встреча началась после приезда В. П. из Германии. Протокольное начало встречи с украинским спикером отличалось подчеркнутым пиететом в отношении к Ющенко.

Если верить официальной стенограмме российской стороны, в начале встречи Путин в частности рассказал об очередном телефонном разговоре с Виктором Андреевичем, во время которого в который раз говорилось о начале работы комиссии Ющенко – Путин, которая не работает уже полтора года.

Также российский президент заметил, что Украине и РФ "нужно достичь определенных договоренностей в экономической сфере и с точки зрения налаживания регулярных политических контактов". "...Именно так я воспринимаю ваш приезд в Москву", – подытожил В.П. в официальной части встречи.

Со своей стороны, Мороз отчитался перед русским президентом о том, что с Ющенко он виделся и о телефонных переговорах знает, а с россиянами стремится поддерживать постоянные контакты.

Ведь, например, с Виктором Черномырдиным "мы встречаемся регулярно, часто", – сообщил он. (Правда, если верить официальной информации пресс-службы ВР, за время пребывания на должности главы украинского парламента Мороз посетил российское посольство только один раз – выражал сочувствие по поводу авиакатастрофы в конце августа...)

Вообще Мороз расставил оптимистичные акценты: политическая ситуация в Украине стабильная, итак, "можно строить долгосрочные планы взаимоотношений и можно смелее сотрудничать в области экономики, бизнеса..." Разговор на "газовую тематику" обвитый тайной.

По сообщениям информационных агенств, Мороз заметил, что президент России заявил, что вопрос цены на газ для Украины "решен окончательно", однако назвать стоимость русского газа для Украины он отказался.

Однако уже 13 октября в эфире московского радио "Сити-Fм" он сказал, что тема газового снабжения или импорта газа в Украину на этой встрече не обсуждалась и опроверг сообщения ряда информационных агенств о том, что цены на газ для Украины определены окончательно.

13 октября с Морозом встретился секретарь Совбеза РФ. Здесь также речь шла о комиссии Ющенко-Путин и "наращивании взаимодействия в торгово-экономической и других сферах".

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров обсудил со спикером вопрос демаркации украинско-русской границы, в частности, речь шла и о необходимости создания межгосударственного фонда, который бы обеспечивал поддержку и развитие культурных связей.

Сложно сказать, что на самом деле обещал Мороз касательно политики Украины относительно вступления в ВТО. С целью обеспечения гармонизации национального законодательства с требованиями ВТО Украине необходимо принять больше 20 законопроектов, тогда как в РФ ситуация намного хуже.

Шла ли речь о, так называемой, "синхронизации" процесса – тезис, весьма популярный со времен президентства Кучмы?

В соответствии с рядом сообщений, украинский спикер указал, что вопрос координации переговорного процесса о вступлении РФ и Украины во Всемирную Торговую Организацию будут обсуждаться на очередном заседании межпарламентской комиссии в ноябре.

Но уже 13 октября украинский спикер, опять-таки, опроверг информацию о том, что на встречах с высшим руководством Российской Федерации речь шла о синхронизации сроков вступления в ВТО.

По его словам, речь шла не "о синхронизации сроков вступления в ВТО, а о том, что надо адаптировать законодательство Украины и России в той части, которая касается интересов Украины и России".

Такой теплый прием спикера украинского парламента в столице соседнего государства может среди всего прочего значить, что РФ будет относиться к Украине более серьезно: не просто будет говорить о прагматизме в отношениях, но и будет делать вполне конкретные вещи для продвижения собственных интересов, в частности диверсифицировать сферы влияния, разноображая контингент "контактеров от украинской власти", искать новые лица.

РФ оказывает на Украину мощное информационное влияние, а затем может оказывать воздействие на формирование общественной мысли по тем или иным вопросам, например относительно "двойного гражданства", статуса русского языка, "угроз членства в НАТО" и т.п.

Таковы реалии информационной политики – а собственно, факторы опасности, нейтрализовать которые Украина сегодня бессильна. Украинскому президенту сегодня нужно хотя бы попробовать перехватить инициативу в сфере двусторонних отношений, хотя бы в рамках комиссии Ющенко-Путин и при новых условиях существенным образом улучшить координацию с ВР в формировании и реализации внешней политики, то есть, начать сотрудничать с отдельными ее комитетами и фракциями.

Ведь Верховная Рада сегодня может инициировать пересмотр законов об основах внутренней и внешней политики. От эффективной игры на опережение в работе секретариата, от качественных законотворческих инициатив, от плодотворного сотрудничества с ВР и правительством на внешнеполитическом поле (в частности и относительно заявлений нынешних власть имущих о членстве в НАТО, ЕЭП, ВТО) теперь зависит дальнейшее направление развития украино-российских взаимоотношений: пойдут ли они путем достижения полукомпромиссов и "денежно-газовых" договоренностей между отдельными бизнес-группами обеих стран или путем обеспечения стратегических приоритетов развития Украины как европейской страны.

Сейчас мы видим второе пришествие "многовекторности" на геополитическую шахматную доску.

Автор

Юлия Киселёва, аналитик Украинского независимого центра политических исследований

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде