"Покушение" на конституционную реформу?

Пятница, 20 октября 2006, 11:11

Срочное заседание совета антикризисной коалиции в день, когда министры от "Нашей Украины" таки подали заявки об отставке в секретариат ВР, подтвердило, что коалиция столкнулась с большой для себя неожиданностью.

Удар по коалиции

С самого начала ошибочной была установка на неспособность "НУ" не только объявить оппозиционность, но и отказаться от должностей в правительстве, предоставленных ей "авансом" под расширение коалиции.

Это при том, что теоретически такую перспективу учли, вложив в регламент ВР антиконституционные нормы о позафракционных депутатах. Заложить – заложили, но именно из-за того, что эти нормы фактически подвешивают настоящую "модель" парламентского устройства, надеялись, что они не понадобятся в больших масштабах.

Захочет ли коалиция сделать выводы из собственных ошибок, или "Наша Украина" и дальше "будет разводить" политиков и политологов – неизвестно.

Известно только, что курс на расширение за счет теперь уже индивидуального членства коалиция провозгласила официально. А это снова подтверждает, кому и зачем эта широкая коалиция вообще была нужна.

Казалось бы, сама по себе оппозиционность "Нашей Украины" должна только сплотить коалицию Партии регионов, СПУ и КПУ. Но они сами этого не очень хотят.

В частности, коммунисты и социалисты не стремятся настолько слиться с ПР, чтобы со временем их вообще не могли различить. А потребность и в дальнейшем предавать своих избирателей консолидированными голосованиями в ВР по некоторым очень спорным проблемам обещает, что так оно и будет.

В частности, одна только тарифная тема, которую граждане до сих пор не почувствовали в полном объеме, уже забрала у антикризисников от 20 до 50% доверия их избирателей.

А когда произойдет то, что может произойти с бюджетом – процесс пойдет "веселее". И сравнение  с большими электоральными потерями БЮТ и "НУ" не поможет. Так как 20% потерь для КПУ и 50% для СПУ – это больше, чем 40% для "Нашей Украины"...

Да и вообще, как в случае успеха правительства Януковича в глазах граждан, так и в случае провала – это не на пользу левым.

В первом случае Партия регионов переберет не себя весь этот успех, и СПУ и КПУ окажутся просто ненужны. В втором случае вся вина упадет именно на левых, которые так и не сумели отстоять интересы избирателей в компании с олигархами.

Поэтому и нужны коалиции хотя бы 20-30 лишних голосов для подстраховки, только бы развязать руки КПУ и СПУ. Эти "подстраховочные" голоса планируют насобирать по крошкам. В "Нашей Украине" и БЮТ.

Сразу следует заметить, что нынешняя монолитная позиция "Нашей Украины" относительно оппозиционности бесит и БЮТ. И не только потому, что является посягательством на лидерство в оппозиционной нише и борьбу за электорат.

Именно теперь предсказанная угроза выманивания из фракции блока Тимошенко отдельных депутатов-перебежчиков становится реальностью. И даже сама госпожа Юля признает, что таких людей может быть немало.

Итак, если "НУ" и в дальнейшем сумеет сохранить единство, а из БЮТ начнут сбегать в коалицию – то и на оппозиционном электоральном поле произойдет сдвиг, который врядли сможет компенсировать одна только харизма лидера блока.

Модернизация "Нашей Украины"

А "Наша Украина", вопреки всем прогнозам, держится и продолжает удивлять своих оппонентов.

Министры таки подали в отставку, подтвердив, что для них политическая ответственность не является пустым словом. Согласитесь, что бы за этим не стояло – в частности и трудоустройство в "теневом правительстве" – но до сих пор таких примеров отречения от власти насчитывалось один-два, включая знаменитые подвиги господина Пинзеныка.

Накануне съезда в ряды партии приняли трех интересных "младопартийцев", выбор которых сам по себе решает несколько вопросов. И самыми главными среди них не являются ни предложение альтернативных "президентских" проектов, ни устранение угрозы раскола в НСНУ, ни даже создание партийной ячейки в секретариате президента.

Важнее – обновление и фиксация "лица" партии. "Лица", испорченого "коррупционным скандалом" и демонизацией "любих друзів". И если именно "любі друзів" изобрели такой способ вернуть себе преимущество в руководстве партией и нивелировать другие неприятности – это им только плюс.

И, собственно, новые лица имеют самостоятельную ценность для НСНУ.

Это не просто конкуренты для господина Катеринчука, а альтернатива для другого персонажа, которому уже было публично сделано предложение отдать свою харизму НСНУ.

Речь идет о господине Луценко.

Я бы не стала исключать, что именно приглашение в НСНУ таких отличающихся от него личностей, как господа Яценюк, Бондарь та Поляченко, стали настоящей причиной сохранения за Луценко должности министра в правительстве Януковича, а также раздраженных выпадов в сторону "Нашей Украины".

"Наша Украина" поставила на неоспоримых либералов. На их фоне "феерический" Луценко с единственной возможной установкой – работать как противовес Тимошенко в популистской сфере – выглядит довольно таки смешно.

Между прочим, со стороны "НУ" это еще и реверанс в сторону БЮТ, отказ топтаться на одном электоральном поле... Оценят ли – другой вопрос.

Вместе с тем, это, наверное, призыв к возвращению и восстановлению доверия в наиболее разочаровавшемся интеллектуальном кругу украинцев, в бизнес-среде нового образца, в среднем классе и т.п...

Впрочем, с комплиментами и очередными ожиданиями относительно обновленной "Нашей Украины" можно было бы подождать. Но внимательнее присмотреться к ее поступкам принуждают ее оппоненты.

В частности, они делают из довольно-таки природных для последовательной политической силы шагов настолько дальновидные выводы, что можно только удивляться.

Кто что нарушает

В частности, на днях фракция СПУ в парламенте обвинила "Нашу Украину" в том, что та давит на Конституционный суд с целью отмены конституционной реформы с целью возвращения к авторитарному режиму, и в том, что та вышла из переговоров о расширении коалиции только для того, чтобы не выполнять один из пунктов Универсала – о продолжении конституционной реформы.

"Нашеукраинцы" в ответ напомнили о способе, благодаря которому господин Мороз получил должность спикера, но в дискуссию не втягивались. И почему-то не испугались угрозы со стороны социалистов, что в обществе, мол, найдутся силы для противодействия...

Ба больше, именно после этого заявления СПУ президент Ющенко все-таки дал министрам установку выполнять решение партии о выходе из правительства. Совсем не похоже на уступки, да и на того Ющенко, каким его привыкли представлять себе "партнеры" по Универсалу, тоже не похоже. Или он к шантажу уже привык, или избавился от поводов дрожать?

Конечно, обвинения в давлении на судий КС – это не шутка, надо в ГПУ и суды обращаться. Итак, наверное, если социалисты говорят – то скоро увидим публичные и поименные жалобы судий. Или нет?

Во всем остальном...

На самом деле, именно переход "НУ" в оппозицию из-за отсутствия договоренности о коалиции, вывод из правительства своих министров и создание "теневого правительства" с составом, который будет известен заранее на случай победы в следующих выборах – все это полностью соответствует модели поведения партии в условиях парламентского строя.

И даже срочная "модернизация" НСНУ под, очевидно, досрочные выборы только закрепляет использование норм действующей Конституции.

А вот предложение от Партии регионов оставить в коалиции неконституционную "квоту" для министров президента – это уже нарушение принципов формирования парламентской коалиции. Еще более грубое, чем индивидуальное членство в коалиции или выделение из оппозиционных блоков каких-то фракционных образований, которые должны были бы поддержать коалицию...

И впереди у антикризисной коалиции – новые посягательства на систему власти, которую они якобы отстаивают.

Взять хотя бы процедуру отставки министров, в частности тех, кто не упростил ситуацию и не подал заявление самостоятельно.

Конституция предусматривает, что парламент может уволить по собственной инициативе не только "гражданских" членов Кабмина, но даже двух "президентских" министров.

В то же время регламент ВР такой процедуры не содержит. Нет нормы, которая бы разрешала непосредственно народным депутатам инициировать отставку министров. Только коалиция может поставить такое требование перед премьером, а уже тот может сделать соответствующее представление в ВР.

Итак, если коалиция примет требование лидера КПУ господина Симоненко и поставит перед собой цель – отставку министров обороны и иностранных дел – премьер вынужден будет инициировать такое решение официально, перебирая полномочия президента.

После того, как Янукович разсыпался в комплиментах в адрес министров от "Нашей Украины" и даже забыл о претензиях к Тарасюку и Гриценко – найти аргументы для такого представления будет нелегко.

Но господин Симоненко и здесь придумал повод – невыполнение программы антикризисной коалиции... Но относительно именно министров обороны и иностранных дел подобная аргументация невозможна, так как она прямо диктует, что программу антикризисной коалиции должен выполнять президент!

Мало того, что такой программы в природе до сих пор не существует, а, наоборот, появляются законы совершенно противоположного некоторым взглядам антикризисников содержания. Так же нигде в Конституции не сказано, что президент должен каким-то образом приспосабливаться к парламентской коалиции – какой бы она не была...

Конечно, теоретически существует простое решение текущей проблемы, чтобы коалиция в дальнейшем не дискредитировала псевдореформу: внести изменения в регламент, освободив главу правительства от дополнительного столкновения с президентом на поле полномочий и забрав инициативу увольнять министров в ВР.

Но это очень опасно для самой нынешней коалиции. Так как кто знает, как изменится конъюнктура... Может настать время, когда одна из фракций настоящей коалиции (можно даже догадаться, какая именно) начнет вместе с оппозицией выгонять из правительства лишних министров по депутатской инициативе, не пачкая руки премьера...

Так что и эту норму Конституции нужно было бы отправить на толкование КС.

А на пороге новая проблема: толкование до сих пор не осуществленного права президента отклонить представленную коалицией кандидатуру главы правительства. На данный момент эта норма, да и несколько таких же "спорных" содержится только в президентском проекте закона о Кабмине и органах исполнительной власти. Но понятно, что когда дело дойдет до рассмотрения в парламенте – придется обращаться в КС. Как уже обратились относительно норм правительственного проекта.

Что такое "продолжение реформы"

Похоже, что именно эти потенциальные толкования действующей Конституции, а вовсе не отмена самого закона 2222, на самом деле беспокоят коалицию и в частности социалистов. И давление на судий здесь ни при чем.

Так как уже и без КС видно невооруженным глазом, что на предмет перераздела президентских полномочий этот закон явно ..."недоработан". Полномочия у президента еще отбирать и отбирать.

Уже теперешняя практика свидетельствует, что президент может в соответствии с Конституцией останавливать действие правительственных решений и принятых парламентом законов через вето, а коалиция и правительство только с нарушением Конституции могут игнорировать законодательные инициативы президента.

Поэтому и пугает оппозиционность "Нашей Украины" коалицию, поэтому жалуется СПУ, что "Наша Украина" отказывается "продолжать реформу" относительно не только местных властей, но и дальнейшего пересмотра через законы президентских полномочий.

Поэтому и появилась инициатива спикера Мороза снова упрятать все конституционные вопросы в специальную "конституционную" комиссию, где бы в который раз составлялся какой-то пакет...

Между прочим, эта мода на специальные комиссии и всяческие рабочие группы в ВР, которые просто перебирают полномочия у профильных парламентских комитетов, как в случае с бюджетом – еще одно нарушение Конституции.

Ведь в этих комиссиях и рабочих группах вновь и вновь работают одни и те же люди из руководства парламента и фракций, лишая соответствующей профессиональной работы "простых" депутатов и превращая их в настоящих "кнопкодавов".

А это уже узурпация руководством коалиции власти не президента, а народных избранников.

Но, как известно, чрезмерная загрузка КС не дает надежды на то, что весь комплекс конституционных проблем, который все время растет, будет решен в ближайшее время.

Наоборот, "тромб" в КС дает возможность коалиции, оппозиции, президенту, спикеру и премьеру еще довольно долго развлекаться на практически неурегулированном поле по собственному усмотрению.

А разве это – не самое большое "покушение" как на Конституцию, так и на овеяную мечтой стабильность в обществе, да и на международные отношения Украины.

Автор  

Ирина Погорелова, "Политические хроники", специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде