Пособие для бизнес-корсаров. Опыт украинских рейдеров

Воскресенье, 22 октября 2006, 21:39

Кто сказал, что бизнес – это скучное и рутинное занятие, где нет места отчаянным пиратским душам, готовым идти на абордаж ради сундука с золотом?

Напротив, с украинским корпоративным законодательством, с фривольными судами и правоохранителями легкого поведения современным корсарам – рейдерам – есть чем заняться на просторах Украины.

Кого грабить

Большие корабли – "голубые фишки", крупнейшие предприятия, принадлежащие ведущим ФПГ – рейдеры трогают редко. Все-таки драться с могущественными хозяевами и попадать в фокус внимания всей страны хотят не многие.

Зато множество компаний второго эшелона врядли могут чувствовать себя в безопасности.

По мнению некоторых экспертов, именно они сегодня представляют в Украине наибольший интерес для рейдеров. Дело в том, что именно компании среднего звена в большей мере, чем другие недооценены на рынке, и в тоже время имеют огромный потенциал.

Поэтому, у тех, кто получит контроль над перспективным предприятием этого разряда без особых затрат, много шансов получить сверхприбыль перепродав его акции или имущество.

"Размер затрат на недружественное поглощение может варьироваться, – говорит генеральный директор компании "ТЕКТ" Юрий Ткаченко, – Это может стоить от $100 тыс. до $500 тыс."

Естественно, что размер этой цифры может варьироваться в зависимости от "беспредельности" задуманного, и увеличиваться в несколько раз. Но все же, для сравнения, чтобы купить такую среднюю компанию, может потребоваться несколько миллионов "зеленых".

Как выслеживать жертву

Как утверждают эксперты, объектом внимания рейдеров может стать практически любое предприятие. Как правило, их интересует ценное имущество и земля, которыми владеет компания: например, недвижимость или участки в престижном районе города.

Несколько реже цель силового захвата – само производство или же ликвидация конкурента. Также рейдеры могут добиваться от владельцев предприятия банальных отступных, которые берут за то, чтобы оставить тех в покое.

Наиболее легкая добыча для рейдеров – предприятие, где есть какие либо внутренние конфликты среди менеджеров или акционеров, а значит, присутствуют недовольные нынешним руководством.

"Как правило, все начинается с конфликта на самом предприятии, после которого одна из сторон ищет того, кто помог бы ей убрать директора, председателя правления и т.д. – говорит ведущий топ-менеджер компании по управлению активами HCM Group Сергей Орел, – но при этом все представляется так, будто агрессор пришел со стороны".

Но даже если захватчики действительно пришли извне, им тоже не обойтись без помощников в самой компании. Рейдеры стараются завязать контакты с кем-нибудь из менеджеров, которые имеют зуб против директора или председателя правления.

Такие недовольные обычно помогают рейдерам собирать информацию о предприятии, искать брешь в его экономическом и юридическом положении, чтобы найти повод для увольнения действующего руководства, а также готовят почву среди рядовых рабочих, чтобы привлечь их на свою сторону во время захвата.

Подтверждением этому мнению может служить пример с захватом броварского краностроительного завода "Стрела". Как известно, в этом случае захват организовывался за счет российских заказчиков, но внутри предприятия подготовкой почвы занимался один из заместителей директора. "Впоследствии в кабинете этого менеджера даже нашли подробно описанный план захвата", – рассказывает Сергей Орел.

Начинать – с суда

Захват предприятия начинается, как правило, с решения или определения суда, которое позволяет рейдерам стать у руля компании.

Цель судебного процесса – забрать акции у мажоритарных акционеров, или же отстранить их от власти на значительный срок, за который можно успеть вывести с предприятия все активы и распродать его собственность.

Получить на руки само решение суда не сложно. Его можно попросту купить, причем сравнительно дешево. "Определение суда, для которого есть более или менее правдоподобный повод, стоит всего 3-5 тыс. долларов", – говорит президент группы компаний "ТЕКТ" Вадим Гриб.

Поводом послужит все что угодно, оригинальность претензий истца целиком зависит от фантазии и изобретательности юристов, которые обслуживают рейдеров.

Простейшим вариантом может стать иск о нарушении прав миноритарных акционеров. Для этого рейдерам надо купить несколько акций предприятия, и найти повод, чтобы заявить о том, что их права злостно нарушаются собственником контрольного пакета акций.

Дальше, в обеспечение иска суд арестовывает акции нарушителя прав акционеров, т.е. владельца контрольного пакета. Затем рейдерам надо провести одно лишь собрание акционеров, которое переизберет правление и наблюдательный совет.

"К счастью", если контрольный пакет акций арестован, наше законодательство позволяет считать собрание акционеров действительным при кворуме, который состоит из оставшихся акционеров.

Иначе говоря, если арестованы 60% акций, которыми владеет мажоритарный акционер, кворум из оставшихся 40% может принимать любые законные решения. Впрочем, известны случаи, когда менеджмент компании избирался с 0,6% акций.

Пример из жизни. В случае с захватом ЗАО "УТО "Кировоград" несколько бывших акционеров подали иск против действующего директора предприятия Николая Губарева, обвинив его в том, что несколько лет назад он незаконно скупил у них 60% акции. В результате суд признал договоры купли-продажи акций недействительными и постановил вернуть их прежним владельцам.

После этого новые владельцы, которых определил суд, провели общее собрание акционеров, где и переизбрали правление и наблюдательный совет.

Причем, если рейдер хочет при помощи суда отнять акции у владельца, он принимает меры для того, чтобы тот не знал о том, что идет судебное разбирательство. И проделывается все это так, чтобы нельзя было доказать, что ответчика никто не уведомил.

"Обычно вместо уведомления ответчику конверт с чистым листком бумаги, – рассказывает Вадим Гриб, – Он получит его и, естественно, выбросит. Формально же выходит, что суд уведомил ответчика, ведь корешок об отправке письма с уведомлением вместе с его "копией" подшивается к делу. И доказать это практически невозможно".

Пример из жизни. Конфликт вокруг права контроля над Кременчугским сталелитейным заводом начался с того, что часть акционеров провела общее собрание, где переизбрала руководство предприятия, не оповестив об этом других совладельцев предприятия. Причем само собрание проводилось не в Кременчуге, где находится завод, а в Днепропетровске.

После рейдеры сами же "попытались" обжаловать это решение собрания акционеров, благополучно провалили эту апелляцию, и получили на руки решение суда, которое узаконило права нового руководства.

Очень часто, судебные иски и решения, организованные рейдерами, состряпаны на скорую руку. Поэтому случается, что ход мыслей судьи, вынесшего решение об аресте акций или увольнении директора предприятия, может сразить наповал постороннего наблюдателя.

Например, увольнение директора и арест активов и имущества краностроительного завода "Стрела" был произведен в обеспечение иска одного рядового работника завода к другому. "Суть претензий заключалась в том, что ответчик просрочил истцу выплату долга в сумме … 1000 грн.", – рассказывает Сергей Орел.

Как штурмовать

После того, как рейдер получает на руки подтвержденное судом решение общего собрания акционеров, о том, что его избрали руководителем предприятия, можно начинать штурм.

Первое, что для этого нужно, – заручиться поддержкой МВД. "Без договоренностей с милицией захват просто не имеет смысла", - рассказывает Вадим Гриб.

Именно милиция частично является гарантом того, что рейдеры под ее защитой смогут легко пройти на территорию предприятия.

Когда рейдеры в сопровождении судебного исполнителя приходят на предприятие, чтобы исполнить имеющееся у них на руках решение суда, вызванный ними наряд защищает их и судебного исполнителя.

Ситуация складывается двоякая. С одной стороны, МВД формально не вмешивается в конфликт, а всего лишь охраняет правопорядок.

С другой стороны, занимая слишком уж "нейтральную" позицию и не вмешиваясь ни во что, МВД фактически пособничает нанятым рейдерами молодчикам, которые, собственно говоря, и штурмуют предприятие с бейсбольными битами в руках или с чем-то другим.

"Когда в здание ЗАО "УТО "Кировоград" ворвались порядка тридцати человек и начали применять спецсредства против работников предприятия, защищавших здание и охранявших товар, находящийся в нем, милиция не только не препятствовала происходящему, но и помогала захватчикам", – говорит Вадим Гриб.

Мало того, кроме обычного наряда милиции в здании этого предприятия двое суток подряд "обеспечивал" правопорядок и начальник городского управления МВД Кировограда.

Если захватчиков много, они хорошо вооружены и подготовлены, на то, чтобы захватить административный корпус, забаррикадироваться там, а затем заварить все двери и окна решетками и металлическими листами, им может понадобиться буквально несколько часов. Потом выгнать их оттуда практически невозможно.

Как делить золото

Как уже говорилось, цель рейдеров – это акции или имущество, или отступные. Причем, чаще всего они стремятся получить молниеносную прибыль. Для этого надо либо как можно скорее продать имущество, которым они завладели, либо получить от собственников отступные.

После удачного штурма рейдерам необходимо захватить печать предприятия. Она позволит беспрепятственно вывести активы или распродать имущество предприятия, пока его законные владельцы будут обжаловать иски, предъявленные рейдерами и выгонять захватчиков, засевших в администрации.

Если же печать захватить не удалось, тоже не беда. Ее можно просто подделать, что стоит сущий пустяк, около $50. А если время терпит, можно обзавестись ею и вполне законным путем.

"Можно заявить, что печать утеряна, – говорит Сергей Орел. – это автоматически сделает настоящую печать недействительной. Затем надо сделать новую печать и по всем правилам зарегистрировать ее в милиции".

Как только печать оказалась в руках рейдера, действовать надо как можно быстрее. За те несколько дней или недель, в течение которых владелец компании будет оспаривать судебные решения, захватчик должен успеть несколько раз перепродать все ценное, что есть на предприятии.

Пример из жизни. Несколько месяцев назад владелец контрольного пакета ОАО "Житомирхлеб" компания "Гудвил" заявила о вооруженном захвате предприятия рейдерами, которые ворвались на его территорию, ссылались на решение суда, согласно которому они являются новыми собственниками.

По имеющимся сведениям, новые хозяева ОАО начали свое хозяйствования с того, что сменили поставщиков сырья на более дорогих, начали демонтировать оборудование и т.п. Внешняя задолженность предприятия стала расти.

После того, как все распродано, рейдеры вполне могут добровольно отказаться от притязаний на предприятие. В этом случае собственник получает назад все свои акции, которые были арестованы, но вместо перспективного предприятия ему достается "пустышка", в которой нет ничего ценного.

Все мало-мальски стоящее уже продано, причем по нескольку раз. В конце этой цепочки перепродаж находится так называемый добросовестный покупатель, который приобрел имущество у продавца самым что ни на есть законным способом.

И вернуть его прежним хозяевам практически невозможно, поскольку у нового владельца на руках пакет действительных документов.

Ну а после того, как рейдер выжал из захваченного предприятия все соки, современным корсарам можно бросить якорь и отдохнуть, или же переключаться на поиски новой жертвы.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде