Последняя роль американского "пижона" с украинской душой

Вторник, 14 ноября 2006, 15:46

Он был первым и остался единственным украинским актером-"оскароносцем". Джек Паланс, он же Джек Браззо, он же Владимир Палагнюк отошел в вечность 10 ноября в поместье своей дочери в городке Монтесито (штат Калифорния).

Сообщил об этом Петр Борысив, президент организации "Тризуб", которая объединяет работников украинского происхождения, занятых в киноиндустрии Голивуда, и почетным председателем которой был Джек Паланс.

Последнее десятилетие к его имени часто добавляли объяснение "голливудский актер украинского происхождения". Хотя это совсем не в традициях Голливуда – озвучивать национальную принадлежность своих звезд, причем демонстративно.

Несколько лет назад на фестивале русских фильмов в Голливуде Джеку Палансу вместе с Дастином Хофманом решили вручить почетные дипломы народных артистов России.

Гофман, принимая награду, произнес речь, в которой заявил, что его "предки родом из русского города Киева" и выразил благодарность русскому народу и правительству за награду.

Джек Паланс же, выйдя на сцену, сказал, что не имеет ничего общего ни с Россией, ни с русским кино. "Здесь кто-то что-то напутал. Я – украинец, а не русский.

И чувствую себя на этих торжествах немного не в своей тарелке. Поэтому мы с моими друзьями лучше покинем этот зал". И покинули. Для организаторов торжественного вручения голливудским "оскароносцам" дипломов народных артистов России это было шоком.

Так вот, когда мне позвонил по телефону из Калифорнии Петр Борысив, зная его, как говорится, принципиальную позицию относительно "украинского вопроса", я решилась спросить, чего было больше в Джеке Палансе, когда тот сорвал церемонию вручения званий народных артистов России – пиара, как теперь говорят, направленного на собственный скандальный имидж, или украинство всегда жило в его душе, а под старость стало его сущностью?

- Дней десять назад мы с семьей поехали проведать Джека. Он лежал в постели – последние несколько месяцев он болел. Ему не ставили страшных диагнозов, но было видно, что его могущественный организм свое отработал – как-никак 87 лет. Но Джек был в хорошем расположении духа, в ясной памяти, как всегда, улыбался и шутил. В комнате тихонько играла музыка – звучали звуки бандуры.

"А ты знаешь такую песню "Взял бы я бандуру"? – вдруг спросил Паланс. "Знаю",– говорю. "Так давай споем". И мы начали петь. Но на втором куплете остановились – ни Джек, ни я дальше слов не знали. В тот же вечера я отправил по электронной почте письма украинскому режиссеру Олесю Санину с просьбой прислать мне слова этой песни. И немедленно переадресовал их Джеку...

- Мы знакомы с Палансом, – продолжает Петр Борысив, – 18 лет. Он рассказывал мне, что его отец Иван, который тяжело работал на пенсильванских шахтах, каждую неделю, когда приходила свежая украинская газета, усаживал детей вокруг себя и читал ее вслух от начала и до конца.

Джек, ясное дело, был американцем. Но украинство жило в нем с той далекой детской поры до самой смерти.

Он был очень глубоким человеком, интересовался украинской историей, причем принадлежал к той категории людей, которые хотят докопаться до истины. В украинском кинематографе уважал Довженко, Параджанова, Ильенка, Санина. Среди чужих мы с ним часто разговаривали между собой по-украински.

У Джека Паланса необычная биография. Наверное, она и не может быть другой у такой неординарной личности. Начав свою взрослую жизнь с угольной шахты, он быстро достиг незаурядных успехов в профессиональном боксе. В 30-х годах Америка восхищалась боями Джека Браззо.

Это было спортивное псевдо сына украинских эмигрантов Владимира Палагнюка, от кулаков которого страдали тогдашние звезды американского бокса. Он даже побил тогдашний рекорд за количеством беспрерывных побед, большинство из которых заканчивалось нокаутом.

С началом Второй мировой войны Джек завершает боксерскую карьеру и идет на службу в военно-воздушным силы США. Во время одного из учебных полетов на бомбардировщике В-24 его самолет неожиданно загорелся.

Джеку удалось выпрыгнуть с парашютом из охваченной пламенем машины. Но спасти удалось только жизнь, лицо же безжалостный огонь исказил до неузнаваемости. Пришлось долго лечиться, пройти через пластические операции и пересадки кожи. Шрамы на его лице, которые, впрочем, прибавляли его героям мужества, остались навсегда.

В отличие от многих своих голливудских коллег, среди которых немало и таких, которые не закончили даже средней школы, Паланс получил блестящее образование. Он за все в жизни брался серьезно. В 1947 году закончил факультет актерского искусства в Стенфордском университете, одном из самых престижных в США.

И сразу же дебютировал на Бродвее в постановке знаменитой пьесы "Трамвай желаний". Вскоре его увидели и в кино – первой киноролью стала роль преступника в ленте "Паника на улице".

Джек Паланс трижды номинировался на Оскар. Но получил овеянную мечтой статуэтку только в марте 1992 года за роль ковбоя в "Городских пижонах".

- Большинство его ролей – это роли жестоких преступников, строгих ковбоев, страшных монстров, разбойников-пиратов, – рассказывает Петр Борысив, – Хотя в жизни он был чрезвычайно мягким, деликатным и сентиментальным человеком. В Голливуде с его интригами и завистью Джека все очень любили.

Он принадлежал к людям, которые были талантливы во всем, за что брались. Очень тонко ощущал поэзию и издал сборник собственных стихов "Сад любви". Восхищался также живописью и любил рисовать пейзажи.

Шахтер, боксер, военный летчик, актер, поэт, художник, Джек Паланс в своей жизни пережил много болезней. Но звездной болезни так и не удалось взять его в свое объятие. До конца своих дней он оставался скромным и доступным. Никогда не пыжился и не надувал щеки.

Хотя в обществе всегда выделялся нестандартностью мыслей и поведения. Он никогда так и не стал сгорбленным старичком без блеска в глазах и пороха в пороховницах, оставаясь и в 80 мачо и немного пижоном в лучшем понимании этого слова.

- Припоминаю, – рассказывает Петр Борысив, – как-то, уже после Джекового Оскара, мы шли по улицам Нью-Йорка. Вдруг слышим скрежет тормозов. Подумали, что какая-то авария. Смотрим, а это мусоровоз затормозил. Из него вылетает водитель, держа в руках какой-то кусок пластикового мешка, и бежит во весь дух к Палансу, чтобы тот дал ему автограф.

Джек не задумываясь написал на той котомке несколько теплых слов и искренне пожал своему почитателю руку. В этом случае – весь Паланс. Он никогда не делил людей на аристократов и мусоровозчиков.

Он любил жизнь и женщин. Дважды женился. С первой женой – театральной актрисой Вирджинией Бейкер – они прожили почти 20 лет и вырастили трех детей: дочерей Лечи и Брук и сына Коде, который также был актером, но в 1998 году умер от рака кожи.

Во второй раз Джек Паланс женился на стюардессе Елейн Роджерс в мае 1987 года. Именно она была с Джеком, когда пришла его последняя минута и Бог позвал его душу в надмиры.

- Джек любил шутить, – снова рассказывает Петр Борысив, – Он говорил, что любимиц женщин и на этом поприще у него нет конкурентов.

Мотивировал это тем, что его "звезда" на знаменитой Аллее славы в Голливуде размещена как раз напротив известного магазина "Frederick of Hollywood", который специализируется на продаже... нижнего белья для женщин.

По характеру Джек Паланс был американским "городским пижоном", но последние годы доживал на своих фермах в Калифорнии и Пенсильвании и очень хотел сыграть свою последнюю роль в украинском кинофильме.

Планировалось, что он сыграет главную роль в фильме Олеся Санина "Кобзари".

Роль человека, которая возвращается из Америки в Украину и проходит через страдание, бедность, разлуку, отчаяние, разочарование и подъем. Съемки должны были начаться уже в этом году.

Но Всевышний и судьба отвели Володимиру Палагнюку другую последнюю роль. Пусть же теперь над его могилой засияет небесная звезда.

Катерина Киндрась

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде