Узурпация экономики – причина неконкурентоспособности Украины

Вторник, 12 декабря 2006, 13:47

6 ноября международная организация "Транспаренси Интернэшнл" сделала достоянием общественности ежегодный рейтинг коррумпированности государств. Украина заняла 99 место из 163 возможных. С нами это место делят Мали, Монголия, Мозамбик, Грузия и Доминиканская республика.

Проблема коррупции набила оскомину украинскому обществу, как и все бесконечные мероприятия по борьбе с ней.

Очевидно, речь идет именно о системной проблеме в конструкции общественных отношений, и любые, даже качественно проведенные, кампании по борьбе с этим явлением носят временный характер – система все равно уравновешивается и самовосстанавливается.

Какие же механизмы формируют украинскую коррупцию?

По результатам "Отчета о глобальной конкурентоспособности" Всемирного Экономического Форума, в соответствии с которым Украина занимает 78 место из 125 исследуемых стран, и самый плохой показатель, который определяет это место – качество государственных и общественных институтов.

Институционная несостоятельность приводит к слабости других показателей – эффективности рынков, технологического развития, слабой инновационности и чрезвычайно плохому состоянию здравоохранения и образования.

Чем же обусловлено такое критическое отставание? Бюджет кормит армию чиновников, налогоплательщики оплачивают постоянное повышение квалификации госслужащих, конкурсы на получение должности на государственной службе дают возможность выбрать самых достойных…

Впрочем, по качеству этих учреждений Украина уступает Эфиопии, Нигерии, Камбодже, Уганде – список слишком длинный, чтобы приводить его в статье.

Исследования Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития, проведенные в конце 1999 года в 22 странах с переходной экономикой, позволили специалистам выделить фактор, который стал фундаментальной причиной государственного управления в странах, которые сделали большой шаг на пути к рыночным реформам и приватизации.

Этот фактор назвали узурпацией государства не путать с узурпацией власти Антикризисной коалицией.

Под узурпацией государства подразумевают наличие во взаимодействии между бизнесом и государством механизмов, из-за которых приближенные к руководству государством фирмы пытаются определять государственные решения, которые принимаются государством, в целях получения особых преимуществ, часто путем установления барьеров для конкуренции.

Такие фирмы используют свое влияние для блокирования любых реформ экономической политики, способных ликвидировать эти преимущества. Из-за этого узурпированная экономика попадает в порочный круг.

В нем необходимые для улучшения руководства политические и институциональные реформы подрываются по тайному заговору между придворными фирмами и государственными должностными лицами, которые получают значительную личную выгоду от сохранения некачественного управления.

В то время, как большинство видов коррупции направлено на изменение того, как существующие законы, правила или нормативы реализуются относительно взяточников, узурпация государства имеет отношение к попыткам повлиять путем коррупции на то, как эти законы, правила и нормативы формируются.

Подкуп членов парламента для купли их голосов при утверждении важных законодательных актов, подкуп судий для влияния на судейские решения – вот классические примеры коррупции, с помощью которых фирмы могут закладывать привилегии для самих себя в базовую нормативно-правовую структуру экономики.

Такая узурпированная экономика подлежит значительным рискам в долгосрочном плане. У новых энергичных предпринимателей, которые хотят успешно конкурировать, в искривленных условиях есть сильные стимулы для того, чтобы направлять свои умения и возможности на узурпацию государства, а не на разработку новаторской продукции или методов производства.

Узурпированная экономика вознаграждает за связи, а не за компетентность, за влияние, а не за новаторство. Она держится на частных инвестициях в политику, которая ослабляет государство и подрывает создание основных общественных благ.

В то же время узурпация систематически сдерживает частные инвестиции в экономику – как иностранные, так и внутренние – и создает препятствия для выхода на рынок маленьких и средних предприятий, что ослабляет важнейшие источники стойкого экономического роста.

Паразиты: украинское измерение

Экономику государства можно сравнить с живым организмом. Как и в организме, в среде экономики существуют микроорганизмы, которые повышают баланс ее жизненных сил. И в ней также присутствуют и паразиты, которые потребляют ресурсы экономики, вредя ей.

"Полезные микроорганизмы" – это субъекты экономики, которые создают дополнительную стоимость, инновации, обеспечивают эффективное перераспределение ресурсов.

Цель жизнедеятельности паразитов другая – замкнув жизненные потоки организма экономики на себя, создать условия для монопольной ренты.

Экономический организм Украины, вырвавшись из объятий командно-административной системы Советского Союза, требовал перестройки для существования вне границ единого имперского организма.

На начальном этапе схемы личных связей, построенные коммунистической номенклатурой, сыграли полезную роль.

Но для долгосрочного развития, для конкуренции в глобальной экономике эти схемы не могут быть использованы. Украина уже переросла их, и оранжевая революция 2004 стала самой большой попыткой освободиться от паразитирующего на теле украинской экономики номенклатурного меньшинства.

К сожалению, время показало, что метастазы паразитарной структуры настолько глубоко вросли в тело украинского государства, что способны поглотить и нивелировать энергию общества.

Существование паразитов в экономике обусловлено их способностью создавать условия для получения экономической ренты. Благоприятной средой для их существования может быть, например, наличие на территории государства естественных ресурсов.

В современной политологии такой парадокс называют "ресурсным проклятием".

Причины его кроются в том, что элиты бедных на ресурсы стран вынуждены прислушиваться к потребностям общества в построении планов государственного развития.

Их успех зависит от общественного согласия. И отсутствие ресурсов также вынуждает бизнесменов искать источник прибылей в инновациях и создании добавленной стоимости.

Если же государство богато на ресурсы, то конкуренция сводится к захвату контроля над этими ресурсами и к дальнейшему их перераспределению в пользу приближенных к власти. Власть в таких обществах базируется на доходах от употребления естественных ресурсов, она становится неподконтрольной народу.

Результат – многие страны, богатые на природные ресурсы, страдают от бедности и нищеты. Самый яркий пример – Либерия, Сьерра-Леоне и Ангола. У этих стран есть значительные природные запасы алмазов.

Результат – постоянные военные конфликты за их месторождения. Сами же месторождения являются как причиной этих конфликтов, так и предоставляют средства для их поддержки.

В украинской экономике тоже есть подобные зоны "ресурсного проклятия". Пример, который у всех на слуху – "РосУкрЭнерго" и транзит и торговля газом. Средства, которые приносит транзит углеводородов через территорию Украины и торговля ими на внутреннем рынке, питают коррупцию и создают особую касту посвященных, которые влияют на государственные решения.

И когда в примере с "РосУкрЭнерго" у украинских вельмож есть оправдание, что это не по их воле – ведь в первую очередь речь идет о желании российских партнеров. Но другой пример не дает такой простой отговорки.

Государственные закупки – вот настоящее зеркало украинской коррупции. Ничего особенно нового – это та же схема с внутренним родным "РосУкрЭнерго", роль которого играет Тендерная палата.

И украинским гражданам не нужно сомневаться по поводу того, кто же является акционерами этого "ЗАО" – имена их представителей в "правлении" известны всем.

Почетный президент Тендерной палаты Раиса Богатирёва (Партия регионов), первый вице-президент – Людмила Кириченко (Партия регионов), вице-президент – Ксения Ляпина ("Наша Украина"), председатель наблюдательного совета – Александр Ткаченко (Компартия).

То, что их объединяет

15 декабря 2006 года Верховной Радой были приняты изменения в закон о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, которые предоставили Тендерной палате, которая является всего на всего союзом общественных организаций, беспрецедентные полномочия относительно контроля над государственными закупками.

После наложения вето президентом, парламент, благодаря голосам всех парламентских фракций, в том числе ПР, БЮТ, КПУ и частично "НУ" преодолела вето.

Данное голосование стало примером безыдейности украинской политики. Когда речь зашла о контроле над рынком госзакупок с объемом свыше 120 миллиардов гривен, народные избранники из противоположных политических лагерей мгновенно пришли к согласию.

История с госзакупками, открывает глаза на простую истину – в Украине нет борьбы идей относительно будущего развития страны. То, что транслируют по телевидению и печатают в газетах – конкуренция за большую долю в перераспределении государственных средств и имущества.

Победитель этой конкуренции диктует правила аутсайдерам – как это произошло в сентябре этого года, когда после появления Антикризисной коалиции 9 августа 2006 место нашеукраинец Николай Одайник уступил место почетного главы Тендерной палаты Раисе Богатыревой.

На самом деле, вопреки всем кивкам на несовершенство украинского законодательства в сфере госзакупок, не недостатки законодательства приводят к созданию коррупционных схем. Ведь контроль за Тендерной палатой осуществляется политиками совместно – здесь уже нельзя заявить, что власть монополизирована.

Это настоящее акционерное общество, со своей схемой управления, которая является абсолютно прозрачной – но не для общества, а для партийных бонз, которые руководят парламентскими фракциями.

Узурпация государства, которую, как верили люди, стоявшие на Майдане в 2004, удастся преодолеть, вошла в новую фазу развития. В парламенте нет ни одной политической силы, которая ставила бы за цель ее преодолеть. Такой силы нет просто потому, что все партийные проекты питаются за счет ренты, которую получают их спонсоры от перераспределения государственного имущества.

На самом деле невозможность украинских политиков сформулировать четкие долгосрочные цели развития общества обусловлены тем, что у них самих и в бизнесе, который поддерживает их партии, этих целей нет. Есть только понимание того, что и где является лакомым кусочком государственного имущества и бюджетных средства, ради которых и ведется украинская политическая конкуренция.

Где выход?

"Политика – самый прибыльный бизнес". Эту фразу приходится слышать с экранов ТВ и читать в колонках украинских газет очень часто. Это выражение воспринимается как аксиома, как что-то само собой разумеющееся.

Но правда в том, что пока в обществе будет жить эта вера – вера в то, что самая лучшая инвестиция, это покупка чиновника – мы и дальше будем оставаться на задворках цивилизации.

Сейчас в Украине происходит поиск собственной национальной идеи, одна из них – конкурентоспособность. Но может ли она быть самоцелью? Ведь конкурентоспособность должна быть ради чего-то. Приемлема ли цель стать лидером ради самого лидерства? От такого лозунга пахнет комплексом неполноценности.

Лидерство – это только инструмент для того, чтобы изменить окружающий мир, сделать его лучше. Инновации во всем: в социальных отношениях, в ведении бизнеса, в исследовании законов природы, в производстве материальных благ в пользу людям.

Принимать участие в создании этих инноваций, делать это лучше, чем остальные – вот что может стать достойной целью украинцев. Украинское общество сегодня нуждается в культе новаторства и лидерства.

Эта новая идеология должна прийти на смену потребительской идеологии паразитизма, которая пышным цветом расцвела сейчас в политике, провластном бизнесе и секторе негосударственных организаций, которые обслуживают скорее международных доноров, чем украинскую общину.

С этой же точки зрения, точки зрения способности производить новые ценности, следует посмотреть на планы интеграции в Европу и евроатлантические структуры. Какой вклад сможем внести? Разве достаточно только нашего географического положения? Ведь Европа – это идея.

Такие страны как Германия и Франция не напрасно считают ее своим проектом – они создавали историю Европы веками, и за те ценности, которые называются сегодня европейскими, заплачена большая цена человеческих судеб.

Мы хотим стать частью этого проекта? Надо принести что-то с собой, иначе останемся только приживалами.

Оранжевая революция показала европейцам, что украинцы ценят те же идеалы, в которые верят в Европе. Но до сегодняшнего дня так и не показали, что можем руководиться европейскими ценностями в повседневной жизни, а тем более – создавать свои.

В мире самый прибыльный бизнес – это создание нового, новаторство, развитие науки и изобретения. Мы достойны чего-то тогда, когда создаем новые знания и умения. Украина сможет состояться только тогда, когда сможет создавать новые ценности для человеческой цивилизации.

И для этого руководить ней должны люди, которые умеют создавать новое, а не "решают вопросы", торгуя доверием граждан.

Господа, вы где-то таких видели?

Андрей Галич, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде