Что-то происходит

Вторник, 20 марта 2007, 15:41

Наконец-то что-то происходит. Ты говоришь это про себя, шепчешь, а со временем решаешься произнести вслух. А потом... Страшно подумать – выходишь на улицу и думаешь, как Тебе, маленькому и беззащитному человеку выступить против продолжения старой жизни.

Интуитивно чувствуешь, что последние протесты в Харькове – знак того, что Ты не один с этими чувствами, и страна Твоя как будто просыпается после головокружительного кратковременного паралича.

Одурения, которое охватило ее после быстрой победы и медленной апатической потери казалось, бы таких определенных и необратимых уже достижений.

Не первый взгляд, абсурдный, а на второй – вполне логичный парад милиции на Крещатике и реакция власти на луценковский митинг в Харькове подтверждают – политический истеблишмент Украины добровольно меняться не будет.

Ни здесь и теперь, ни потом, в светлом украинском будущем, которое вот-вот наступит, как только вырастет ВВП и повысят пенсии. Его истоки, его мораль и социальная программа, или даже откровенная асоциальность и скандальное пренебрежение к общественно-политической жизни, как таковой, никогда на позволят ему это сделать.

И здесь можно было бы в который раз пожаловаться на печальноизвестный украинский характер, или впасть в отчаяние от бессилия изменить хоть что-нибудь "в этой стране".

К сожалению, обе реакции – такие родные проявления украинского фатализма (если не многовекового феодализма!) – являются скорее побегом от реальности. И рано или поздно, прямо или опосредствованно политика грубо зацепит каждую (друзья друзей, знакомые знакомых…) семью.

И может тогда сбитая с толку часть украинских граждан поймет – лучше месяцы, годы жарких дискуссий и блужданий в поисках лица страны, чем стая "пап-мажоров", которые "уверенной рукой" будут вести страну в счастливое будущее и уже сейчас так "много и тяжело работают" на благо вдов и сирот.

Не забывайте, тотальное уныние – прежде всего, результат взаимной изоляции. Когда каждый дерется сам за себя – в ЖЭКе, в налоговой, в милиции, прокуратуре, в больнице, маршрутке и так далее.

Солидарность, которая является фундаментальным социальным инстинктом, в нашу страну просто забыли пригласить. И это на территории, которая может столько рассказать о катастрофических последствиях такого социального и политического пренебрежения. Казалось, во время оранжевых событий этот инстинкт к нам навсегда вернулся...

Конечно, можно себя успокаивать, что у нас есть дополнительные шансы, которых нет у соседей, прикованных к "могущественной", "непобедимой" истории. Где медленную смерть политически активного гражданина сопровождает страшная внешняя самоизоляция.

И пример России, учитывая сверхмощную, но такую бессильную сейчас культуру, является ужасно печальным.

Ввязанная, кроме прогрессирующего авторитаризма, в дикую войну и (само)ликвидацию инакомыслия, страна барахтается в мутных водах неосмысленной фальсифицированной истории, дегенерирует, закрывая глаза на тяжелые общественные травмы, Холокост, Голодомор, свинцовое наследство КПСС и КГБ.

Все вещи, которые до сих пор отравляют сознание общества, перечеркивают его будущее. И, как видим, не только русского.

Даже короткий взгляд на историю западных стран может помочь понять одну простую вещь: иной дороги, кроме демократии и публичного протеста эти страны не знали. И именно такие формы гражданской жизни сделали эти страны и общества тем, чем они являются сейчас.

И не бывает мало протеста, его, как правило, хронически мало. И мы должны привыкнуть к этому. И мы совсем не первые и единственные. И не такие уж и уникальные в своих "врожденных" неудачах.

С точки зрения времени, цена за молчание и иллюзию подаренного блага намного более ужасна, ведь речь идет о стиле жизни целого общества. И именно отсюда: искалеченные биографии, эмиграция, потерянные годы и депрессия-тоска по достойной жизни.

Нужно зайти в любую больницу, школу, областную администрацию, военную часть, не говоря уже о тюрьме, колонии. Везде, где проявил себя злой гений нашей слепой истории...

От всех этих вещей нельзя оградиться хорошим евроремонтом, европрофессией или даже еврокварталом (какая ирония префикса!). И именно эти вещи являются первоочередными.

Своеобразные этические правила игры, которые берегут политическое пространство от криминала и фанатиков. И только на их фоне возможен успех каждого. Ведь реализованная жизнь – результат не только отдельных усилий каждого отдельного человека, а совокупность благ всего общества.

Ясно, что поверить в общее, простите за дискредитированное слово, коллективное, поколению тех, кого под маркой общего блага так использовали и надули, очень сложно.

Как ни парадоксально, но есть подозрение, что свою социальную и моральную иммунизацию настоящая элита прошла именно в комсомоле. Впрочем, ирония истории, наверное, и состоит в том, что настоящее чувство общности чрезвычайно необходимо именно там, где ним так беспощадно манипулировали.

Или как сейчас – вообще вычеркнули из ежедневного и политического словаря.

Риторика сильного, успешного лидера, которую так незаметно навязывают обществу и так убедительно воплощают (посмотрите на эти выразительные лица и тела!) определенные политические силы – совсем дьявольский цинизм.

А скорее – старый как мир симптом малокультурного класса, проявление глубоко интернализированной последовательности, следовательно, желания "оторваться", "вырваться из дерьма" ценой беззащитных остальных. Что на жаргоне этой касты означает "позаботиться о семье и близких друзьях".

И это что-то отличающееся от обычных имущественных различий. Самое грустное, что этих людей будут судить их же потомки. Которых уже традиционно посылают за границу, чтобы научились там "цивилизованной" жизни.

Что-то происходит. И что бы не говорили те, кто никогда не верили и не поверят в искренний протест, ведь это поставило бы под сомнение не только "трудовую" биографию, но и намного более широкий и очень интимный способ отношений этого человека с окружающим миром.

В якобы безликом и безмолвном море страны это наше единственное право и единственная возможность что-то изменить.

P.S. Эта статья была написана до событий вторника, когда состоялся обыск на квартире Луценко, была закрыта программа на Первом Национальном, провалено назначение Огрызко, а Кинаху предложили должность в правительстве Януковича.

Роман Дубасевич, культуролог, Львов-Вена, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде