"Договорная демократия"

Четверг, 12 апреля 2007, 11:07

До указа президента Ющенко о досрочных выборах его переговоры с премьером Януковичем и некоторые намеки на урегулирование политического кризиса нельзя было бы назвать иначе, чем сговор.

Сейчас же опять должны радоваться этим шагам как симптомам "компромисса", "договоренности", "урегулирования кризиса" и т.п. Лишь бы "не было войны" или просто провокаций, - должны смириться?

Респект мастерам неубиенного "кризисного менеджмента". С упрощенными оценками наблюдателей и отрицательными эмоциями граждан они в очередной раз справились.

А как с самим процессом и ожидаемым результатом?

Итак, Ющенко и Янукович обменялись предложениями об условиях перемирия.

Удобный фон для этого в виде своеобразного "нулевого варианта" создали анонимные осуществители давления на судий Конституционного суда и болезненных членов ЦИК.

Таким способом правовой аспект решения кризиса искусственно отодвинут на второй план не столько в теоретическом (на предмет легитимности тех или иных решений), сколько просто физическом смысле. Соответственно, снова расчищена площадка для сугубо политических договоренностей.

"Договорная демократия" набирает обороты.

Встречные предложения президента и премьера для широкой массы в данный момент тайные. Но со слов обоих известно, что речь идет уже о согласовании условий досрочных выборов.

Не невесть какая новость. Но есть важная деталь. Целых два дня, на протяжении которых ведутся разговоры о возможности таких договоренностей, Тимошенко удерживалась от очередного "наезда" на Ющенко за готовность отречься от твердых позиций.

Возможно, Юля, которая окончательно отказалась от создания единого избирательного мегаблока с "Нашей Украиной" и другими оранжевыми, тем самым уже вставляя свою "булавку" в общую электоральную базу, просто выдерживает паузу. Для пристойности.

А может, у нее и сейчас есть ожидания, что она наедине с президентом "передавит" всех умеренных в его окружении. Даже таких, как вот секретарь Совета нацбезопасности Гайдук, который озвучил возможность отсрочивания преждевременных парламентских выборов.

Но для этого ей надо не выходить из секретариата даже в ЦИК. Или наоборот. Потому что из ЦИК сразу после ее визита почему-то прозвучало заявление видных чиновников о насущной необходимости в ускорении вердикта КС, потому что нет возможности выполнять указ о выборах. А это явным образом не то, к чему стремилась Юля.

Одно слово, самой Тимошенко физически не разорваться. Остается ждать реакцию Ющенко по поводу радикальной резолюции оппозиции на последнем "майдане"...

О чем там резолюция оппозиции? О назначении нового состава ЦИК самим президентом? Об увольнении им правительства, генпрокурора и т.п.? Все, чего ждала коалиция, чтобы предъявить президенту обвинение в государственном перевороте.

Интересно, если президент откажется выполнять эту резолюцию, то ему предъявит обвинение в измене только Тимошенко, или Кириленко, Луценко и другие также?

И главное –  станет ли это предпосылкой присоединения Тимошенко при их поддержке к идее одновременных с парламентскими еще и досрочных президентских выборов?

Но в том и интрига, что Юля держит паузу.

Не поэтому ли "регионал" Чорновил, и не он один, уже начал второпях раскрывать все эти "коварства" лидера БЮТ, которая будто бы умышленно подставляет Ющенко под импичмент с целью занять его место.

Версия старая, внешне стройная и обычная. Но, как всегда в таких случаях, довольно упрощенная с точки зрения реализации. Впрочем, Юля и сама мастер выстраивать виртуальные конструкции...

Тем временем, в противоположном от оранжевых лагере и без оппозиции становится все интереснее.

Спикер Мороз, во-первых, уже прямо на митинге требует у Януковича создания коалиционного мегаблока. Здесь с мотивами все понятно, но откровенность лидера СПУ свидетельствует, что как раз его кулуарные отношения с премьером не дают эффекта.

Во-вторых, опять же публично, Мороз доказывает Януковичу неприемлемость незаконных досрочных выборов при любых условиях. И поскольку Янукович также публично отрицает незаконные выборы, - на этом, казалась бы, аргументация Мороза могла бы ограничиться.

Но лидер СПУ, наоборот, развивает свою мысль. На его взгляд, согласие на незаконные досрочные выборы было бы плохим прецедентом, который разрешил бы кому-нибудь, в том числе и президенту, когда-либо разгонять парламент.

Золотые слова, если бы такая же осторожность к плохим прецедентам демонстрировалась им во время принятия изменений к Конституции, формирования настоящей коалиции и т.п...

Эта практика более сложная. Вряд ли Мороз имеет в виду президента Ющенко, поскольку тот уже выдал свой указ без любого прецедента. Значит, Мороз хочет предотвратить повторение антипарламентских действий с чьей-то еще стороны? С чьей?

Конечно, со стороны президента, избранного в случае соответствующих договоренностей также на внеочередных выборах.

А именно внеочередные президентские выборы на последней неделе перекатывали в высказывания премьера Януковича из риторики его однопартийцев и рецептов некоторых экспертов. Больше того, они теперь входят в условия согласия Януковича на досрочные выборы парламентские.

В этом контексте Мороз своими предостережениями относительно прецедента незаконного роспуска парламента намекает именно на Януковича.

Не на Тимошенко пока что, потому что Юля, как уже сказано, тему президентских выборов до сих пор игнорирует. У Мороза же тем временем другие хлопоты.

Если внимательно послушать Мороза и его команду, - они на "договорные" основы досрочных президентских выборов не согласны так же, как и на "договорные" выборы парламентские.

Вместе с тем явным образом тяготеют к досрочным президентским выборам через совершение Ющенко импичмента. Доказательство: лидеры СПУ продолжают называть указ Ющенко "должностным преступлением". Даже после того, как сама коалиция вычеркнула эту формулировку из собственного постановления.

Впрочем, поскольку процедура импичмента все же практически недостижима для депутатов пятого созыва, социалисты готовы пойти на любую другую конституционную процедуру отстранения действующего президента от власти, включая пункты про его здоровье или добровольную отставку.

Наверное, не случайно социалист Мендусь уже нашел какие-то контакты с бывшим врачом Ющенко господином Корпаном. И с трибуны ВР изложил будто его слова о... необходимости для президента в случае признания КС его указа неконституционным подать в отставку.

Почему это господин Корпан решил сейчас вмешаться в украинскую политику, - не понятно. Но озвученное Мендусем "пожелание" Корпана очень похоже на шантаж или в вопросе о состоянии здоровья Ющенко, или о незавершенном расследовании дела о его отравлении...

Плюс в Интернете уже прорезался "голос" господина Мельниченко. Так что все резервы социалистов для борьбы мобилизованы.

Для борьбы за что? А... за должность президента.

У СПУ есть специальные причины быть особыми поборниками буквы закона, точнее – настоящей Конституции, и именно в вопросе о досрочных выборах президента.

Поскольку только в этом случае спикер Мороз получит возможность на некоторое время выполнять полномочия главы государства. Будет ли он в этих условиях придерживаться ограничений, наложенных на и.о. президента той же Конституцией, - другой разговор.

Правда, Конституция ни каким образом не объясняет способ одновременного выполнения главой парламента функций главы государства, то есть совмещения полномочий, в частности, и запрещенных, как вот официальное лидерство в политической партии. Не объясняет она и того, кто и как в настоящее время осуществляет полномочия Главнокомандующего и т.п.

А поскольку закон о выборах президента раздел о досрочных выборах имеет такой же "качественный", как и закон о выборах народных депутатов, хотя и предусматривает длиннее срок в три, а не два месяца, - это на самом деле не известно, как долго и при каких обстоятельствах может длиться на практике этот период спикерского совместительства...

Так что можно понять желание Мороза, получив такую возможность, на собственное усмотрение поуправлять страной еще и с должности президента. Ну и, конечно же, попробовать использовать такой шанс для своего собственного избрания на эту должность...

Но в любом случае абсолютно очевидно, что если по какой-то причине сугубо политическое согласие на досрочные выборы президента будет достигнуто именно теперь, - Конституция не поможет найти никакой способ посадить Мороза в высочайшее кресло даже на определенный срок. Вот он и не согласен.

Но со своей стороны с Морозом не согласен Янукович, предлагая именно "договорной" путь. Возможно, не желает отдавать лидеру социалистов даже на короткий срок должность президента? Как и брать "розовых" в мегаблок на выборах парламентских?

Похоже, Янукович или кто-то в его окружении оказался довольно умным, чтобы учесть ошибку Ющенко с такими вот "союзниками", и не хочет разрешить им снова въехать на своем горбе в "царство небесное".

Янукович и так уже довольно долго держит верность Морозу, в частности, исключительно ради его интересов, потеряв возможность на пике успехов своего правительства воспользоваться преждевременными выборами. Правда, он тем самым поддерживает и свой имидж "человека слова".

Но новый избирательный цикл объективно лишает ситуативных союзников таких обязательств. Если, конечно, и здесь не работает какой-то шантаж.

Это к тому, что господина Мельниченко, не исключено, "подтянули" к Украине для выполнения "комплексных задач" двойного назначения...

Ну, об этом мы скоро узнаем...

Но если исходить из логики не отягощенной тайными угрозами, - то в вопросе о досрочных выборах президента Янукович стал хотя и не на конституционный, то по крайней мере, на понятный путь.

Преждевременные президентские выборы при условии неизменности настоящей Конституции для него являются только формой сохранения статуса-кво для себя и Ющенко. А также оправданием своей "уступки" перед электоратом. Еще раз привет кризисным менеджерам.

При этом можно даже говорить об определенных гарантиях выполнения Януковичем возможной договоренности с Ющенко в форме или неучастии в президентской кампании, или снятия своей кандидатуры в его пользу в случае сохранения перед тем должности премьера после преждевременных парламентских выборов.

Гарантия в том, что Януковичу просто некому другому из Партии регионов поручить правительство. Да и отставка премьера ради перемещения на должность президента потянет за собой теперь уже правительственный кризис, который, опять же, действующей Конституцией запрещено решать путем роспуска парламента на протяжении года...

Но это не означает, что внутри ПР нет желающих "вытолкать" своего настоящего лидера на должность "английской королевы" и вместо него возглавить правительство.

И сейчас именно это делает согласие Януковича на "обмен" выборами с Ющенко неоднозначным для него самого.

А угрозы Мороза относительно прецедента разгона и следующего парламента каким-то новым президентом, - реалистичными.

Впрочем, все это вряд ли является аргументами для президента Ющенко в случае рассмотрения предложения Януковича о досрочных президентских выборах как "баланса" для выборов парламентских.

Его резоны все ожидают услышать в сегодняшней пресс-конференции.

Но после уже сделанного обоснования указа о роспуске парламента Ющенко будет, по меньшей мере, некорректно (и не симметрично) для отказа от предложения Януковича вспоминать четыре исключительных причины, предусмотренные Конституцией для проведения досрочных президентских выборов.

В крайнем случае, Ющенко может сослаться на некоторую неопределенность в Конституции конкретного субъекта, который имеет право (или обязанность) объявить именно преждевременные президентские выборы.

А в особенности на статью закона о выборах президента, которая предусматривает такое волеизъявление исключительно в случае конституционного отстранения главы государства от выполнения его обязанностей.

Потому что, конечно же, никаких обстоятельств для "договорных" выборов Конституция не содержит.

Донимающий для Ющенко подтекст дела при этом состоит в том, что его добровольное согласие на преждевременные президентские выборы автоматически откроет путь к участию в этих выборах госпоже Тимошенко. И даже абсолютно законный отказ президента от согласия на эту кампанию будут толковать исключительно как страх перед Юлей.

Но эту сугубо психологическую проблему Ющенко придется решать лично.

Политически же корректно со стороны Ющенко было бы возвратиться к ключевому сейчас правовому вопросу – относительно вердикта Конституционного суда об указе о роспуске ВР.

А именно: если указ конституционный – то нет никаких причин для преждевременных выборов президента.

Если же неконституционный, - придется оставить в покое Верховную Раду. Хотя сама она в покое президента уже не оставит и будет мстить ему путем устранения с должности. Участие или не участие в этом процессе оппозиции, по крайней мере, дало бы четкую картину настоящей измены или верности хотя бы каким-то принципам.

Президенту же Ющенко, если он остается при своей мысли, логично было бы тогда ничего не ждать, а продолжать поиск поддержки в народе путем референдума о доверии к себе. Плюс, если бы президентские юристы превзошли сами себя в доступности и точности формулировок, – то и в "пакете" с референдумом относительно конституционной формы правления.

А вот уже в случае получения недоверия как к самому президенту, так и к соответствующей конституционной модели, - неопровержимая добровольная отставка и выборы без его участия.

Правда, еще в 2000 году Конституционный суд запретил проводить референдумы о доверии избранным институтам власти. Но предлагал же Мороз изменение в закон про КС, которым ему можно разрешить пересматривать предыдущие решения...

Итак, если все пересчитанное произойдет, Янукович, Тимошенко и Мороз будут иметь возможность делить между собой должности президента, премьера и спикера. А страна и мир будут смотреть, лучше ли это обеспечивает стабильность, чем при участии Ющенко.

Если же кого-то из упомянутых персонажей такая перспектива не устраивает, - то придется немедленно отказаться от самой идеи преждевременных президентских выборов, в особенности "договорным" способом.

Кроме прочего, и из-за простого, и даже смешного аргумента относительно денег, которых "нет" (как и законных оснований для их выделения) для одних парламентских выборов, но которые где-то будто бы возьмутся для двух избирательных кампаний и по меньшей мере одного референдума. Если не о доверии к президенту, так о НАТО...

И последнее. В чистом виде предложение Ющенко, озвученное Гайдуком, о приостановлении указа президента для достижения согласия политических сил об участии в досрочных выборах означает временное восстановление якобы сейчас нелегитимной Верховной Рады.

Очередной правовой нонсенс, но если в границах "договорной демократии", - теоретически возможно.

А практически? О чем может договориться временный Верховный Совет? Об открытых списках? Кто – БЮТ, ПР, СПУ? Смешно.

Вместе с тем давно никто не упоминает об избирательном барьере. А могут же вспомнить. И именно о его повышении способны договориться ПР, БЮТ и "Наша Украина", как ни о чем другом.

Как бы под этой угрозой сам Мороз не признал законность указа президента о роспуске парламента, включая пункт о немедленном прекращении его законотворческой деятельности...

Вот и вся "договорная демократия".

Ирина Погорелова, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде