Украина накануне выборов: что происходит на рынке политтехнологий?

Вторник, 22 мая 2007, 14:02

Пока политики безуспешно достигают компромисса относительно даты и формата проведения досрочных выборов, самая перспектива их проведения заметно оживила отечественный рынок политических технологий.

По крайней мере, процесс рекрутирования политтехнологов на работу, как в региональные штабы, так и в центральные набирает все больших оборотов.

Сейчас, качество и динамику развития украинского рынка политтехнологий оценивать довольно сложно, прежде всего, из-за его непрозрачности, объективного отсутствия критической массы реальных специалистов, и наличия большого количества откровенных аферистов, и не только приезжих.

Непрозрачность рынка проявляется хотя бы в том, что только одиночные профи не боятся рассказывать о специфике своей работы: собственно на кого они работают, какие технологии используют, не говоря об оценке профессионального уровня коллег и информацию касательно собственных гонораров.Впрочем, благодаря журналистским расследованиям от выборов до выборов занавес над этим специфическим видом профессиональной и сезонной деятельности таки приоткрывается.

Так, в 2006 году по достоверным данным с Партией регионов, которая обещала "улучшение вашей жизни уже сегодня", работала группа американских политтехнологов во главе с Полом Манафортом. Помогали Эдуард Прутник, и Игорь Чабан.

С БЮТ, который "боролся за справедливость", работали Дмитрий Выдрин, Олег Медведев, Виктор Уколов и организатор съездов блока Николай Баграев.

С "Нашей Украиной", которая призывала "не предать Майдан", работала команда Романа Безсмертного в составе Игоря Жданова, Анатолия Луценко и Татьяны Мокриди.

Избирательными технологиями в СПУ, которая "строила Европу в Украине", большей частью занимались бывший "серый кардинал" партии Иосиф Винский, и Ярослав Мендусь.

С КПУ, "чьи взгляды разделяли гении", работала группа Николая Вересня и Петр Шелест (кстати, внук бывшего секретаря КПУ).

"Вече" вел Вадим Карасев, "Пору-ПРП", чьи "гражданские поступки изменяли историю", - Игорь Грынив, Ярослав Лесюк и Денис Богуш.

Народный Блок Литвина – Константин Бондаренко.

Наконец ПСПУ консультировали Игорь Шувалов и Дмитрий Белянский.

Молниеносность кампании повлияет на рынок политтехнологий

Ныне же очевидный "блицкриговый" характер будущей избирательной кампании может повлиять, как на методы ее проведения, так и на привлечение специалистов в областные и центральные штабы.

Во-первых, большинство политических сил не будут "придумывать велосипед" и будут делать ставку на уже проверенных политтехнологов, с которыми работали в 2006 году.

Во-вторых, существенно уменьшился спрос на политтехнологов-варягов, неспособных принести с собой новые идеи и концепции.

Можно спрогнозировать, что по сравнению с кампанией 2006 года, реально будут трудоустроены только до 30-40% специалистов.

Однако, возможное обострение внутренней конкуренции, как прогнозируют ключевые игроки рынка, отнюдь не скажется на суммах контрактов топовых политтехнологов, ответственных за разработку и ведение всей кампании блока или партии.

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев говорит, что минимальная стоимость группы политтехнологов высочайшего уровня составляет минимум $200 тыс. за весь избирательный цикл.

При этом подчеркивает, что зарплата политтехнологов в связи с досрочными выборами не возрастет, а может даже и уменьшиться, поскольку "финансовый пик" был пройден в 2004 и 2006 году.

"Основные ресурсы будут расходоваться на рекламу, митинги, комиссии, мобилизацию избирателей, и это те деньги, которые будут забираться у политтехнологов", - отмечает он.

Директор Центра исследований политических ценностей Олесь Доний называет гонорар от $100 тыс. в месяц до $1 млн. за всю кампанию для топ-специалиста, добавив, что "этот вопрос решается индивидуально, в зависимости от платежеспособности структуры, доступа к телу председателя партии, к главным спонсорам, или к номинальному руководителю избирательной кампании.

В свою очередь, Виктор Небоженко оценивает стоимость таких услуг в районе $5-75 тыс. в месяц, добавив, что "это сумма, которую может зарабатывать человек, который только имитирует квалификацию Небоженко".

Генеральный директор агентства "Интерактив PR групп" Денис Богуш рассказал, что топовый политттехнолог-универсал может заработать на этих выборах от $20 тыс. до $100 тыс. в месяц.

По словам Богуша, здесь все зависит от того, кто и на каком уровне работает. Например политтехнологи, которые работают с Киевсоветом, "могут взять офисами, или землей. Возможно, для чиновника будет легче выделить землю, чем заплатить политтехнологу наличными $5 тыс. в месяц".

Другой политтехнолог, руководитель PR-группы "Политтех" Тарас Березовец отмечает, что уровень зарплат в региональных штабах, будет отличаться от зарплат в штабах центральных.

"Пехота", то есть рядовые агитаторы, будут зарабатывать в месяц от 100 до 600 долларов в зависимости от региона. Зарплата руководителя PR-отдела будет колебаться в рамках $1.000-6.000 в месяц. Политтехнолог, занимающийся "грязными" технологиями, так называемой "чернухой", получит от $3 тыс. до $5 тыс.

"Тот, кто будет работать с положительной агитацией, "белыми технологиями", будет зарабатывать около $2 тыс. в месяц. Специалисты, которые пишут агитационные материалы, статьи, выступления, открытки, так называемые "райтеры", будут получать от $400 до $2 тыс. Руководитель областного штаба, в зависимости от квалификации, может получать от $3 до 10 тыс. долларов в месяц", - утверждает Березовец.

Новые тенденции, и технологический характер перевыборов

Полностью отказываться от услуг иностранных специалистов не будут, насколько известно к их советам будут обращаться, как оппозиционные так и провластные партии.

Партии по большей части будут делать ставку на отечественные кадры, тем не менее будут приглашать и россиян, которые в основном специализируются на "черных технологиях".

Говорят, что к избирательным кампаниям будут привлекаться не только американцы, но и европейцы, в частности поляки. Европейцы и американцы будут отвечать за современные медиатехнологии, так как именно на них будут делать ставку избирательные штабы, как на самые действенные и самые массовые, быстрейшие механизмы мобилизации электората.

В связи с этим можно спрогнозировать, что наибольшую часть затрат, около 75% своих предвыборных бюджетов - партиям придется направить на политическую телерекламу, объем которой, по данным Всеукраинской рекламной коалиции, в 2006 году оценивался в $35 млн.

Из них Партия регионов израсходовала $6 млн., БЮТ - $0,5 млн., компенсировав это поездками Тимошенко по регионам, "Наша Украина" - $3 млн.

Кроме того, реклама на внешних носителях, по данным "Ассоциации внешней рекламы Украины", в 2006 году обошлась партиям еще в $20 млн.

С одной стороны, большой спрос на политрекламу может привести к стремительному росту цен на нее. С другой, учитывая на финансовую истощенность партий и блоков после кампании 2006 года, предвыборные бюджеты будут уменьшены.

Партии первого порядка, которые претендуют на проход к ВР, будут тратить на всю кампанию, по разным оценкам только от $15 к $40 млн. При этом, ключевые партии настроены перевести региональные штабы на полное самофинансирование.

Технологический характер перевыборов подтверждается тем, что по информации от игроков рынка - более всего будут использоваться именно "грязные технологии", наподобие известного по 2006 годом "приглашения" на день рождения Тимошенко в "Макдональдз", или недавние открытки в Донецке, с фото Януковича на квитанциях по завышенным тарифам на ЖКХ и надписью "Уже улучшил!".

Чаще будут прибегать также к "информационным войнам". При этом будут использоваться новые сетевые и так называемые "вирусные" технологии, хакерские атаки на сайты конкурентов.

Избирательные штабы довольно активно будут работать с сообществами в Интернет, в особенности с блогами.

Недавний скандал в России с Сердючкиной то ли "Лаша Тумбай", то ли "Раша гудбай" разгорелся именно в блогах, а уже потом стремительно распространился наружу.

Этот пример не обойдут вниманием и политтехнологи. Подключат и мобильные технологии: рассылки смсок с лозунгами партии, приглашениями на митинги, или компроматом, и анекдотами об оппонентах.

А вот идеологи и стратеги вряд ли найдут себе комфортное место в избирательных штабах политических партий. На этих перевыборах они, скорее всего, ограничатся разработкой удачного лозунга и дальнейшей "прививкой" сознания электората к избирательному лозунгу и бренду той или иной политической силы.

Политтехнологи как политики: эксперимент продолжается

Одной из интереснейших тенденций рынка отечественного рынка политтехнологий является то, что все больше украинских политтехнологов и политологов попадают в избирательные списки политических блоков и партий, становятся нардепами, и начинают заниматься политикой.

Среди удачных примеров здесь можно назвать того же Николая Томенко. Тем не менее, как говорит Вадим Карасев, который и сам недавно шел в Верховную Раду по списку "Вече", не все там комфортно.

"Не каждому удается стать политиками первой величины, другие как, например Дмитрий Выдрин, со временем вообще выходят из политики и возвращаются к политологии. Мне также было там не очень комфортно", - подчеркивает Карасев.

По мнению эксперта, причина отторжения некоторых политологов от большой политики кроется в командном характере партийной жизни.

"Брэндовый политолог – сам по себе уже первый, его постоянно показывают по телевизору, он может маневрировать, имеет свою личную частицу славы. А их потом загоняют в партии, работать только на партийных лидеров. И тогда они вынуждены превращаться из самостоятельных творческих единиц в солдат и рупоров партии. А это не всем по душе", - делает замечание Карасев.

А вот потенциальный нардеп от "Народной Самообороны" Юрия Луценко - Олесь Доний, сознался, что не боится повторения с собой "синдрома Выдрина".

"Мало кто знает, но в следующем парламенте я больше буду проникаться проблемами культуры, чем политики".

Комментарии:

Виталий Балла, политконсультант:

- Мы не афишируем, на кого работаем. Еще не прошел срок давности. Но могу сказать, что ведем сейчас один проект, который вся страна видит и он идет довольно успешно. Отмечу только, что занимаемся им уже около полугода. Проект очень яркий и заметный.

Отмечу, что услуги наши недешевые – это десятки тысяч долларов США в месяц. Но нам их платят, поскольку результат деятельности этого заслуживает.

Бюджет парламентской кампании этого года, в первую очередь зависит от ее продолжительности: 60 или 90 дней. Стоимость при жестком контроле будет составлять от $4-5 до $10 за один голос.

А основной удар будет направлен на то, чтобы привести своих избирателей на участки. В Украине очень мало политтехнологов.

В основном, рынок заполняют политологи, которые себя называют политтехнологами. Хотя эти абсолютно разные понятия. Политтехнологи – создают процессы, а политологи их комментируют.

Андрей Ермолаев, политолог:

- Наш продукт – это политические проекты, идеологические разработки и имидж-консультации политических лидеров. К организации политкампаний или их реализаций имеем отношение в меньшей мере.

Сейчас работаем над исследованием общественного мнения относительно проблемных вопросов в обществе. Стоимость наших услуг на рынке в средних рамках. Бюджет кампании этого года, в условиях досрочности, будет меньше выборов годовой давности. Хотя сейчас и есть спрос на так называемые затратные социальные акции а ля Майдан.

Думаю, что бюджет кампании будет составлять от $10 млн. Приблизительно 70% из них - это медиа-затраты, в частности на политические телерекламу. Эффективные политтехнологи – этот частично миф. Залог успеха – это взаимодействие политика, политактива, который собственно делает выборы и консультантов.

Олег Медведев, политтехнолог:

- Очень дискуссионным является вопрос относительно того, есть ли в Украине рынок политтехнологий вообще. Совокупность специалистов есть, а относительно их структуризации в рынок говорить тяжело, поскольку выборы происходят очень редко, и мало выборных должностей.

Бюджеты досрочных выборов в этом году, если они состоятся, будут меньше прошлогодних. Это вызвано и тем, что и депутатское место оказалось не таким уже и привлекательным, как считалось раньше.

Я никогда не занимался бюджетированием, но помню периоды, в частности в кампании Виктора Ющенко 2004 года, когда несколько недель денег не было вообще. В БЮТ денег было побольше, но экономия была серьезной. Из-за недостатка денег иногда приходилось отказываться от очень перспективных проектов.

Вы можете не верить, но у меня были избирательные кампании, в которых я вообще денег не получал. Например, в избирательной кампании БЮТ я не получил ни копейки. Вообще услуги отечественных специалистов значительно дешевле, чем русских.

Олесь Доний, политолог:

- Я знаю политиков, которые могут построить избирательную кампанию сами. Это Юлия Тимошенко и Юрий Луценко, я также не вижу в Украине именно политтехнологов, не политиков которым бы я доверил проведение всей избирательной кампании.

Мне уже известны факты, что на эти выборы иностранные специалисты активно привлекаются как со стороны оппозиции, так и со стороны коалиции.

Например, представители из России уже работают здесь, занимаются или консалтингом, или проводят тренинги для штабов. Мне также известно о намерениях привлечения польских специалистов, которые проявили себя на выборах мера во Львове. Существует вероятность, что они будут привлечены одной из помаранчевых структур.

Денис Богуш, политтехнолог:

- Во время этой кампании более активно будут использовать сетевые технологии, это последняя из мировых тенденций. Например, мерская кампания Леонида Черновецкого была первой ласточкой применения сетевых технологий.

Грубо говоря, как раздать $4 млн. электорату так, чтобы эти деньги в той или иной форме дошли до потенциального избирателя, и заставили его правильно проголосовать.

Иностранцы уже свободно работают и с Юлией Тимошенко, и с Партией регионов, и с "Нашей Украиной", с СПУ и КПУ. Почти у всех есть кто-то из России, или линии контактов, по которым во время избирательной кампании согласовываются ли те или иные шаги на предмет: "это плохо для России или хорошо".

В целом отечественная школа политтехнологий очень сильная, мы быстро переварили "чернуху", и движемся к более менее цивилизованной культуре проведения избирательных кампаний. Тот же "черный пиар" которым занимаются украинские, а не русские специалисты не очень злой.

Виктор Небоженко, политолог:

- На этих выборах в Украину приедет много русских политтехнологов, они будут работать и в оппозиции, и в коалиции. Это будет последний глоток воздуха для всех московских шоу-политтехнологов.

Они отлично понимают, что авторитарной России политтехнологи как такие не нужны, там нужны пропагандисты. И они также понимают, что рынок Казахстана для них закрывается, так как там сформировался режим, который не требует даже уже агитаторов и пропагандистов.

Будут и американцы, и не только группа Пола Манафорта, но и другие специалисты, особенно те, которые связаны с медиатехнологиями.

Знаменитый тезис "Улучшения вашей жизни уже сегодня", это классическая американская технология "звоните по телефону уже сейчас", построенная по принципу телемагазинов.

А это если откровенно, считается не очень высоким уровнем квалификации. И теперь для тех же регионалов наступает трагедия: что говорить людям сейчас? Поэтому, скорее всего, американцы будут использовать приемы, направленные на вызов энтузиазма у своих избирателей, пользуясь техниками рекламы алкоголя и табака.

Константин Бондаренко, политолог:

- Иностранные специалисты у нас всегда работали и сейчас никуда не исчезают, география этих специалистов это США, и Россия.

Европейские политтехнологи работают меньше, они менее известные, и двигаются в фарватере политтехнологических акул и США и России.

Относительно характера использования ими политических технологий, то почти всех иностранных специалистов, которые приезжают в Украину всегда почему-то тянет именно на "черные технологии".

Павел Булгак, Ярослав Макитра, Интернет-проект Polittech.org для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде