Каста народных депутатов: улучшение их жизни за наш счет

Вторник, 19 июня 2007, 13:54

Ситуация с роспуском президентом парламента и назначением внеочередных выборов народных депутатов открыла стране целиком новый аспект отечественной политической жизни – депутатство.

Точнее, даже не открыла, а продемонстрировала новую парадигму этого важного социального статуса.

Во время затяжных политических баталий выяснилось, что ряд депутатских льгот и материальных привилегий весит намного больше, чем мораль, идея, согласие и здравый смысл.

Эпопея со сбором оппозиционных подписей для составления депутатских полномочий, риторика экс-спикера парламента о зарплатах и отпускных, публичных изобличений народных избранников в использовании незаработанных благ прояснили "обычному" украинцу вес депутатского мандата, у которого очень мало общего с партийной дисциплиной и заботой об избирателях.

Анализируя события по факту составления народными избранниками от оппозиции своих мандатов и потерей Верховной Радой 5-го созыва последних атрибутов своей юридической правомочности, начинаешь понимать природу отечественного парламентаризма и источник неисчерпаемой энергии наиболее "подорванных" слуг народа. Все это определяется Законом "О статусе народного депутата" и рядом постановлений парламента, которые регламентируют порядок материально-технического обеспечения народного депутата Украины.

По официальной информации, с начала своей работы Верховная Рада пятого созыва израсходовала приблизительно 750 миллионов гривен.

В частности 51 миллион гривен на месяц стоила работа Совета прошлого года и уже 68 миллионов гривен на месяц стоит эта работа в году текущем. Десять лет тому назад содержание Верховной Рады обходилось государству только в 57 миллионов гривен на год. В общей сложности за эти 10 лет затраты повышались на 30% каждый год.

Должны признать, Верховная Рада сегодня осталась последним оплотом рафинированного "совкизма": со времен золотой поры Леонида Брежнева в работе Верховной Рады тогда СССР, а потом независимой Украины, ничего не изменилось. Парламент живет своей собственной жизнью, пересекаясь с реальностью лишь в день выборов.

Рассказывая о кастовом обществе, чаще всего приводят классический пример Индии с ее тысячелетними традициями и незыблемым кастовым делением общества.

Уверен, что сегодня для более наглядной иллюстрации данной темы целесообразно использовать пример украинского парламента.

Получив драгоценное удостоверение народного депутата, его владелец сразу переносится в другую реальность. Такой себе заповедник, в котором на протяжении следующих пяти (раньше – четырех) лет депутату можно вообще ничего не делать и никого не бояться.

Депутатская неприкосновенность, более чем просто щедрое финансирование текущих потребностей, квартира, помощники – вот даже не полный перечень того, за что, высказываясь языком современницы, следует бороться. И за что, в конце концов, отчаянно борются несколько сотен ребят в костюмах "Brioni".

Страх потерять государственное обеспечение, иммунитет и остаться вне границ касты "избранных" был тем предохранителем, который по мнению Мороза должен был гарантировать непрерывность работы Верховной Рады.

Вспомним, что именно потерей нескромных человеческих благ, а не заботами о единстве Украины, коалицианты на протяжении двух месяцев пугали оппозиционеров.

Уже накануне эпохальных съездов "НУ" и БЮТ, на которых было принято решение о выходе народных депутатов из фракций, на уровне руководителей оппозиционных фракций целиком серьезно обсуждался риск несоставления мандатов через автоматическую потерю депутатских льгот.

Соблазн и в дальнейшем "хорошо" жить чуть не победил революционный лозунг "Все – на досрочные выборы".
Депутаты от коалиции всячески подкармливали эти страхи своими эмоциями, поскольку от дееспособности парламента зависело и их благополучие.

Именно из-за нежелания досрочно терять приобретенные нелегкой работой "бонусы" депутаты-коалицианты отказываются признавать недееспособность нынешней Верховной Рады. Особенно радикально настроены те, кто сознает, что еще раз стать "народным" уже не удастся. Именно эти люди составляют скелет приверженцев Мороза в отстаивании идеи дееспособности трижды распущенного парламента.

Сегодня уже бывший председатель Верховной Рады Александр Мороз продолжает свято верить, что именно он остался последним форпостом украинского парламентаризма. Судя по последним неделям – история с выдачей нардепам трудових книжек, начислением депутатских выплат, сменой замков в кабинетах представителей оппозиции – кажется, что экс-спикеру удалось установить абсолютный диктат над аппаратом Верховной Рады, который больше напоминает аппарат главы парламента.

После назначения управляющим делами Верховной Рады Дмитрия Рудковского, который занимал в списке СПУ на выборах 2006 года 44 место, Сан Саныч, сложилось впечатление, получил монопольное право управлять всеми материальными ресурсами парламента. И здесь в сторону депутатов, которые складывают полномочия, полетели угрозы о потере кабинетов и о неоплате оздоровительных.

У самого спикера есть обеспечение на уровне "super all inclusive", которое не уступает президентскому. Одни только служебные авто сколько стоят…

Понимая, что сегодняшняя каденция – это последняя "синица" в руках когда-то морального и авторитетного деятеля, которому уже никогда не пробиться на сцену большой политики, лидер социалистов всячески опирается составлению полномочий.

Боясь однажды проснуться просто гражданином Морозом, главный социалист страны проявляет просто чудеса креатива, придумывая все новые и новые процедуры для депутатов оппозиции, которые сложили свои полномочия.

Мороз как видавший виды аппаратчик хорошо понимал, что чем больше сроков народный избранник пробыл в парламенте, тем тяжелее преодолеть абстинентный синдром "бездепутатства". Чем выше иерархический статус депутата (руководитель фракции или комитета), тем более широкую корзину профессиональных бонусов он получает. И тем тяжелее его терять. И он прогадал.

151 народный депутат сложил свои полномочия и сегодняшний статус экс-главы парламента ничем не отличается от статуса главы правительства УНР в экзиле, хотя с несравним материальным обеспечением. Естественное желание "жить хорошо" не денешь никуда.

Приходится блефовать, доказывать иностранным послам, что парламент, который за три месяцы работы не принял ни одного закона, кроме актов принятых по известной причине с 29 мая по 2 июня, продолжает работать. Напомню, что такой блеф стоит избирателю почти 70 миллионов гривен ежемесячно.

Без лишнего пафоса можно утверждать, что вопрос материального обеспечения депутатов, депутатского иммунитета, количественного состава Совета были чрезвычайно непопулярными в среде народных избранников во все времена. Внесение подобных вопросов на повестку дня становилось настоящим чистилищем даже для тех фракций, которые не гнушались играть на дешевом популизме.

Все это в результате и привело к тому, что Верховная Рада Украины по сути превратилась в чудовище, которое проедает деньги.

Все об этом знают, но когда спрашиваешь у лба, то тихенько пожимают плечами. Бедное государство не может себе разрешить дорогой парламент. И здесь, наверное, следует не согласиться с Юлией Владимировной, которая считает, что время политической коррупции, авантюризма и измен прошел.

К сожалению, пока в Украине существует целиком материальный дракон, который превращает порядочных людей на общественных паразитов, довольно ожидать на перерождение политических элит.

Николай Кравченко, для "УП"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде