"Экономическое чудо" правительств Ющенко: лидерство из разрухи

Понедельник, 23 июля 2007, 19:49

"Украинская правда" опубликовала серию критических эссе Игоря Жданова, последнее из которых имело выразительный заголовок: "Экономическое чудо Януковича или лидерство без результатов".

Выразительный, так как адресованный не тому, кому стоило бы.

На самом деле pr-месидж об "экономическом чуде, которое совершается просто у нас на глазах" мы чуть ли не каждый день слышали от премьера Юлии Тимошенко в 2005 году.

И именно тогда лидерство было не просто без результатов, а даже с отрицательными последствиями.

Именно тогда ожидания людей, основанные на предвыборных обещаниях и на вере в кардинальное изменение правящей элиты, претерпели свой самый большой, самый драматический крах.

Темпы экономического роста упали в 6 раз, рост промышленного производства даже демонстрировал отрицательное значение, а инфляция сжигала популистское повышение социальных выплат.

Уже в начале осени 2005 года для всех, даже для журналистов из искренних адептов "помаранчевой власти" общим местом стало то, что идеалы Майдана преданы, уникальный политический кредит растранжирен, менеджмент экономических процессов вне всякой критики.

Поэтому "экономическое чудо", созданное правительствами Ющенко (именно так, ведь президент и относительно правительства Тимошенко, и относительно правительства Еханурова заявлял: мое правительство) целиком объективно можно назвать лидерством по разваливанию национального экономического потенциала.

"Уникальная команда ребят и девчат" оказалась компанией обычных "кризисмейкеров", которые вскоре перегрызлись между собой, а со временем подтвердили именно эти свои свойства и во время предвыборной кампании 2006 года, и во время попыток лепки коалиции из политического материала помаранчевого цвета.

В августе 2006 года правительство Виктора Януковича, обнаружило, что предшественники не оставили денег на выплату зарплат работникам бюджетной сферы, на пенсии военным, на оплату энергоносителей бюджетными организациями и что самое аморальное – на выплаты помощи при рождении ребенка и семьям с детьми.

В государственном бюджете на 2007 год, который разрабатывали правительства Тимошенко и Еханурова, средства на это просто не были предусмотрены. Финансирование социальных программ закончилось в августе, а "бюджетная дырка" достигла свыше 2 миллиардов гривен.

Что же касается капитальных расходов, их вообще спланировали на конец года. В условиях принятого "помаранчевыми" коррупционного и забюрократизированного закона о государственных закупках, которые, в частности, мэры городов называют "бандитской схемой", осуществить тендеры и использовать указанные средства вообще было нереально.

Сегодня идеологи, менеджеры и экспертная прислуга того "экономического чуда" прибегают к нехитрому приему "замещения" известных всем провалов 2005-2006 лет мифотворностью относительно деятельности правительства Виктора Януковича.

Причем месиджи и аргументы экспертов оппозиции "странным образом" прямо корреспондируются с заявлениями и оценками чиновников канцелярии президента.

В очередной раз приходится констатировать некомпетентность сотрудников секретариата президента. Или это сознательное, намеренное перекручивание экономической политики правительства, или недостаток профессиональной подготовки, например, заместителей председателя секретариата президента господ Виктора Бондаря и Александра Шлапака – но факт, что они, вместе с оппозиционными "экспертами" дезинформируют людей относительно реального положения дел.

Не удивительно: ведь пиар-кампанию ведут авторы надуманного политического проекта "досрочные выборы", бывшие члены правительства и идеологи экономической политики, которую народ "забраковал" во время выборов 2006 года.

На самом деле экономическая ситуация в государстве и состояние выполнения бюджета выглядят совсем иначе, чем в статьях оппонентов действующего правительства.

На протяжении года Верховная Рада дважды одобряла инициированные правительством изменения в государственный бюджет-2007, направленные, прежде всего, на повышение уровня жизнь населения: увеличения размера минимальной заработной платы и соответственно заработных плат в реальном секторе экономики и бюджетной сфере, увеличения денежного обеспечения военнослужащих, увеличения размеров социальной помощи населению.

Кстати, оба раза изменения в закон о госбюджете-2007 подписывал сам президент, подтверждая реальность источников финансирования этих расходов.

Так, с 1 апреля в Украине повышена минимальная зарплата с 400 до 420 гривен, с 1 июня внедрен второй этап единой тарифной сетки, которая предусматривает увеличение оплаты работы высококвалифицированным работникам, с 1 июля минимальная зарплата составляет 440 гривен, а будет еще и третий этап: с 1 сентября минимальная заработная плата будет повышена до 460 гривен.

Непоследовательность и отсутствие даже формальной логики – это, к сожалению уже очевидный стиль оценок и обращений к правительству со стороны секретариата президента. Еще с начала года чиновники секретариата президента указывали правительству на срочную необходимость увеличить социальные выплаты из госбюджета.

Правительство отвечало: это же приоритет нашей политики, и мы повысим социальные стандарты, как только экономика создаст необходимый ресурс. А когда это произошло – секретариат резко изменил мнение, мол: "не станут ли "неистовые" выплаты именно в предвыборный период угрозой выплатам зарплат и пенсий в четвертом квартале".

Или такое. Аппарат президента готовит ему социальные инициативы: 500 гривен минимальной зарплаты в 2008 году. Наверное, "проспали" то, что бюджетные планы правительства на 2008 год предусматривают минимальную зарплату 560 гривен.

И после всего этого творцы прошлогоднего бюджетного кризиса поучают действующее правительство, как правильно распределять бюджетные ресурсы!

Надо успокоить граждан Украины: средства для обеспечения всех социальных выплат в госбюджете-2007 предусмотрены и есть в наличии. И это реальные ресурсы, которые создает экономика.

2,3 миллиарда направлены на повышение размеров минимальной заработной платы, 4,2 млрд грн. – на внедрение второго этапа единой тарифной сетки.

Все повышенные социальные выплаты финансируются своевременно, задолженности по выплате заработных плат работникам бюджетной сферы и других социальных выплат сегодня нет.

Государственная статистика свидетельствует, что за 4 месяца текущего года реальные доходы населения возросли на 10,5%. Среднемесячная заработная плата в этот период составляла 1176 грн.

За такой же период 2006 года среднемесячная зарплата украинца составляла 927 гривен То есть, фактически, за год средняя заработная плата выросшая в 1,3 разы.

Благодаря социально-эффективной политике правительства Виктора Януковича уже в марте 2007 года среднемесячная заработная плата в 2,9 раза превысила минимальную (для сравнения: в сентябре 2005 года – в 2,3 раза). А это означает, что возросла и покупательная способность населения.

При этом, ценовая ситуация на продовольственном и непродовольственном рынках в 2007 году намного лучше сравнительно с 2006 годом. В июне возросли цены на картофель, хлеб, сахар.

Но это относительно мая текущего года. А относительно 2005 и 2006 лет цены все равно ниже, при том, что в кошельках людей значительно больше денег.

Объективным индикатором улучшения благосостояния население является возрастание сбережений: в январе-мае 2007 года депозиты населения возросли сравнительно с январем-маем 2006 года в 1,5 раза. В среднем вдвое возросли продажи автомобилей, сложной бытовой техники и электроники.

В итоге, о положительных изменениях в экономике и социальной сфере страны свидетельствует показатель роста внутреннего валового продукта: почти на 8% с начала года, или вдвое больше, чем за аналогичный период 2006 года (4%).

Что же такое ВВП, и как рост производства соотносится с уровнем жизни граждан? То есть, как правдиво ответить на сакраментальный тезис оппозиции: "ВВП на хлеб не намажешь"?

В секретариате президента уверены: если увеличивается внутренний валовой продукт - то это растут прибыли только собственников предприятий, и отнюдь не доходы граждан. Такая некомпетентность удивляет: в структуре ВВП часть доходов предприятий составляет меньше 40%, в то время как оплата работы нанимаемых работников - около 50% (в 2006 году – 49,4%).

То есть, каждый процент экономического роста обеспечивает в первую очередь реальный прирост доходов населения.

Еще более абсурдными и на самом деле безграмотными выглядят обвинения в адрес правительства в том, что он не учитывает при определении роста ВВП повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, увеличения стоимости горючего.

Ведь валовой внутренний продукт рассчитывается как разница между выпуском продукции предприятиями в рыночных ценах и затратами на их производство. То есть, при определении реального ВВП, его объем уменьшается на величину роста цен на энергоносителей, коммунальные услуги и т.п..

Рост производства означает увеличение занятости населения, а увеличение спроса на рабочую силу приводит к увеличению оплаты работы.

Вместе с тем, это и увеличение отчислений в государственную казну, из которой выплачивается заработная плата работникам бюджетной сферы и социальные выплаты незащищенным слоям населения.

Именно так рост ВВП связаны с улучшением жизни украинцев.

Наконец можно уверить, что и капитальным расходам из государственного бюджета ничего не угрожает.

Это в прошлом году за 7 месяцев предыдущее правительство профинансировало капитальные расходы только на 29% от запланированного на год. В текущем же году за 5 месяцев государственные программы профинансированы стопроцентно, местным бюджетам перечислено в 4 раза больше субвенций капитального направления, чем за аналогичный период прошлого года.

Виталий Лукьяненко, журналист, для УП

powered by lun.ua
Главное на Украинской правде