Секреты избирательных технологий Партии регионов

260 просмотров
Анна Григораш, УП
Среда, 15 августа 2007, 19:04

После поражения на президентских выборах 2004 года команда Виктора Януковича любила обвинять "оранжевых" в масштабном использовании предвыборных технологий.

Однако уже через год Партия регионов пошла тем же путем, интенсивно наращивая "технологические" мышцы. Теперь регионалы баллотируются на досрочных выборах по всем правилам политического маркетинга.

В редакцию "Украинской правды" попал план Партии регионов – "Презентация стратегии парламентской избирательной кампании-2007". Документ напоминает стратегию вывода определенной продукции на новый рынок.

Это и не удивительно, ведь в целом политические технологии похожи на бизнес так же, как "рынок власти" – на рынок товаров и услуг. Специалисты по политтехнологиям даже шутят, что проект "Путин", который запускался в свое время в России – это то же, что и проект "Сникерс", который так же когда-то выходил на постсоветский рынок...

"Региональная" математика

Партия регионов планирует увеличить количество своих избирателей почти во всех регионах Украины.

Стратегия избирательной кампании содержит главную цель, которую стремятся достичь "регионалы" 30 сентября – набрать не менее 37% голосов избирателей.

Это почти на пять процентов больше, чем на предыдущих выборах полтора года назад.

Ссылаясь на социологические расчеты, технологи Партии регионов заявляют об улучшении своего рейтинга в 17 областях Украины в период с марта 2006 по июнь 2007 года.

В презентации стратегии приведена сравнительная таблица, где указаны результаты голосования на предыдущих парламентских выборах 2006 года и цифры, которые Партия регионов планирует завоевать на этих выборах.

Масштаб задуманных изменений поражает. Так, партия Януковича планирует улучшить свой результат в среднем почти на 2%, или на 315 тысяч голосов, в Юго-Восточном регионе, куда входит Крым, Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская, Николаевская, Одесская, Херсонская, Харьковская области и Севастополь.

Например, если на прошлых выборах на Днепропетровщине за Партию регионов проголосовало 44,98%, то на этих они планируют взять 50%.

В Луганске и области "регионалы" планируют привлечь в свою пользу дополнительно почти 4% граждан, прогнозируя результат на уровне 74% голосов. Кстати, именно эту цифру уже озвучил "регионал" Виктор Тихонов, и это свидетельствует о том, что партийцам розданы соответствующие технологические указания.

Но бросается в глаза и другое – Партия регионов поставила перед собой на этих выборах цель выбить почву из-под ног блока Тимошенко.

Команда Януковича включила 12 областей центральной Украины и город Киев в так называемую "зону расширения" своего влияния. Это значит, что именно в эти регионы будут спущены директивы об улучшении результатов выборов. Еще раньше в центральной Украине менилось руководство штабов Партии регионов.

Как известно, именно блок Тимошенко раньше пожинал электоральные плоды в центре государства и в его столице.

Специалисты Партии регионов подсчитали, что в Центральной Украине можно надеяться на увеличение количества голосов в среднем на 7,08%, или почти на 700 тысяч. При этом сделать это можно, переагитировав избирателей других партий – так как явка, по их мнению, уменьшится сравнительно с 2006 годом на 1,44%.

Так, в одной из самых больших цитаделей "оранжевых" – в Киеве – Партия регионов планирует улучшить свой результат на 3,23% - с 11,77% в 2006 году до 15% - в 2007-м.

На Винниччине "регионалы" хотят получить 20% (в 2006-му они здесь имели 8,15%),

на Житомирщине – 30% (17,98%),

на Закарпатье – 20% (18,65%),

в Киевской области – 20% (9,88%),

на Кировоградщине – 30% (20,10%),

на Полтавщине – 30% (20,39%),

на Ровненщине – 10% (7,25%),

на Сумщине – 20% (10,93%),

на Хмельнитчине – 15% (10%),

на Черкасщине – 15% (10,67%),

на Черниговщине – 25% (15,60%),

в Черновецкой области – 15% (12,73%).

Четыре региона – Волынь, Ивано-Франковщину, Львовщину и Тернопольщину – Партия регионов выделила в отдельную подгруппу, которую назвала "области присутствия". Здесь планируется увеличение рейтинга в среднем на 1,8%.

Так, в Волынской области "регионалы" хотят набрать 8% голосов (в 2006-му – 4,5%),

в Ивано-Франковской – 4% (1,94%),

в Львовской – 4% (3,02%),

в Тернопольской – 4% (2,02%).

При этом количество граждан, которые придут на выборы, по их данным, уменьшится на 7,62%.

На выборах обещайте все всем

Разочарования избирателей в оранжевых лидерах – главный конек, на который ставит Партия регионов на этих выборах. В стратегии избирательной кампании прописаны мессиджи, которые "регионалам" нужно будет донести к людям. Все они перечислены в разделе, который называется "Фундаментальные выводы, которые сделали избиратели".

Ими, по мнению технологов штаба Януковича, являются такие:

- Оранжевая революция провалилась;

- Оранжевая коалиция – не функциональна, а ее участники не могут работать вместе;

- Украина как государство не может позволить себе вернуться в прошлое;

- Эти выборы должны привести к власти компетентное правительство, способное достичь того, что необходимо для улучшения качества жизни.

С четкой регулярностью именно эти лозунги избиратель слышит на протяжении избирательной кампании из уст лидеров Партии регионов.

При этом особое внимание в штабе партии Януковича уделяется регионам, которые входят в "области расширения" их влияния. Здесь акцент делается на то, что избиратели "доверяют Януковичу так же, как и Тимошенко и Ющенко".

Главным врагом для Партии регионов в этих областях является Тимошенко. Поэтому избирателям будут пытаться доказать, что она – "не та сила, которая выступает за стабильность". Агитаторы Януковича будут убеждать, что Тимошенко "хочет создать хаос и дестабилизировать в своих интересах ситуацию в стране".

Что же касается проблематики кампании, то здесь Партия регионов избрала девять тем, которые волнуют избирателей – улучшение уровня жизнь, повышение зарплат, борьба с бедностью, стабильность цен.

В частности, в "зоне расширения" к улучшению своей жизни уже сегодня стремятся 52%. Эта тема – лидер среди проблем, которые волнуют избирателя в центральных областях Украины и в Киеве.

А вот, к примеру, поддержка связей с Россией волнует лишь 5% избирателей из зоны расширения.

Поэтому, очевидно, что лозунги анти-НАТО и второго государственного языка Партия регионов будет использовать только на Востоке и Юге Украины, а в центральных регионах сменит главные мессиджи.

Выборы также подтвердили проблему Партии регионов – это разное восприятие их лидера.
В базовых электоральных зонах, на Донбассе и в Крыму, Януковича считают "самым честным" и "самым надежным" 55% избирателей. А вот в зоне расширения так считают в три раза меньше людей, 19%.

На юге и востоке Украины "компетентным и ответственным" Януковича считают 64%, тогда как в зоне расширения – опять в три раза меньше людей, только 23%.

Среди своих избирателей Януковича считают "сильным лидером" 59%. А вот в "областях расширения" так думает лишь 31%. Здесь победила Тимошенко – ее сильным лидером назвали 37%.

Последний посыл, на который также будут ставить "регионалы" в своей кампании, будет тема объединения страны.

В разделе "Главные особенности кампании" пиарщики Партии регионов пересчитали, на чем будет делаться ударение в агитации:

"1. Избирателей на Юго-Востоке и в Центре волнуют одни и те же проблемы – прежде всего социально-экономического характера.

2. Темы кампании и основные мессиджи по целевым областям (Юго-Восток) и по областям расширения – схожи.

Главный упор в агитации должен делаться на таких аспектах:

а) Правительство Януковича обеспечивает самую высокую эффективность и результативность, самую лучшую динамику экономического роста;

б) Это дает возможным обеспечить рост благосостояния;

в) Партия регионов и ее лидер Виктор Янукович – гарантия стабильности и достойной жизни; оранжевые – хаос, непредсказуемость, спад;

г) Голосуя за Партию регионов, люди защищают свое надежное и стабильное будущее".

По всему видно, что на этих выборах "регионалы" почти не сменили свою риторику. В агитационных роликах снова будут звучать обещания об "улучшении жизни" и росте ВВП, а "оранжевым" будет отведена роль бунтовщиков, которые ничего не могут дать избирателям, кроме хаоса.

Получи письмо от Лидера

Еще перед стартом избирательной кампании основные политические лидеры будто прописались в телевизорах. Однако настоящее наступление на общественное сознание начнется в конце августа - в начале сентября. Тогда, если говорить словами технологов Партии регионов, "этап развертывания" агитации плавно перерастет в "этап закрепления" мессиджей в головах избирателей.

Если верить стратегии избирательной кампании Партии регионов, самую эффективную "промывку мозгов" накануне выборов обеспечивают телеканалы.
Так, 57,3% бюджета, предусмотренного на медиа-обеспечение кампании, Партия регионов планирует потратить на рекламу на телевидении.

На агитационные ролики на радио отведено 25,14% ресурсов, в прессе – 9,8%, на внешнюю рекламу – 6,19%. Значительно меньшие суммы предусмотрены для рекламу в интернете – 0,7% от медиа-бюджета.

0,58% своих медиа-средств, судя по всему, "регионалы" планируют отдать журналистам, которые будут писать PR-статьи. Этот пункт в медиа-плане избирательной кампании партии звучит как "информагентства, консалтинг, журналистские расследования". Еще 0,32% денег спонсоров Партии регионов будут отданы на "Видео-, аудио-, арт-дизайн".

Сам период агитации "регионалы" разбили на несколько этапов:

– подготовительный (июль),

– этап развертывания (август),

– этап закрепления (1-20 сентября),

– этап мобилизации (20-28 сентября).

Каждому из них отведены свои мероприятия, которые будут осуществляться в рамках кампании.

Так, на первом этапе, который начался еще в середине лета, была запланирована "вторая волна роликов на ТВ" и начало размещения информационных материалов в прессе, плюс прямая реклама в интернете. Несмотря на то, что по закону избирательная кампания началась в Украине в августе.

Основные мессиджи, которые должны быть озвучены журналистами, будут звучать так: "Успехи правительства Януковича. Критика оранжевого лагеря".

Кроме того, в июле Партия регионов начала изучать предложения операторов внешней рекламы, а также вывела на свет пособие для партийных активистов "Партия регионов в вопросах и ответах" и два партийных буклета. Арсенал полиграфической продукции также пополнился календариками с символикой Партии регионов.

С конца июля начался второй этап агитационной кампании.

Здесь "регионалы" снова рассчитывают на журналистов. Так, первым пунктом среди информповодов для прессы в этот период стал съезд Партии регионов. В стратегии кампании это называется "косвенная агитация через блоки новостей". Также в этот период было запланировано запустить "третью волну прямой рекламы".

"Основные темы: выборы – это выбор будущего, противопоставление результатов работы Кабмина Януковича и оранжевых", - именно на этом, как отмечено в стратегии, должен базироваться второй этап кампании.

В этот же период в Партии регионов запланировали активное размещение рекламы на бил-бордах и сити-лайтах, в чем уже сейчас могут убедиться избиратели.
С плакатов их призывают "защитить свое будущее", утверждают, что "Стабильность – это основа благополучия", а также агитируют слоганом "Лидерство – Компетентность - Результативность".

До конца августа "регионалы" также планируют выпустить несколько видов полиграфии: платформу партии, план развития Украины, брошюру по правовым аспектам кампании, брошюру по ключевым вопросам микроэкономики, брошюру и флаер "Сравните сами".

С первого сентября, когда начнется третий этап медиа-сопровождения, избирателю следует готовиться к продолжению наступления.

Так, уже 27 августа начнутся "ролики прямой агитации", а с 20 сентября "регионалы" обещают запустить тридцатиминутный фильм о партии на центральных телеканалах.

Кроме того, в программе отмечены "ток-шоу, спецпроекты на ТВ и FM-станциях".

"Основные темы: лидерство Партии регионов, социальная эффективность, местное самоуправление", - сказано в стратегии. При этом предполагается участие в ток-шоу депутатов от партии на всех уровнях.

В этот период также можно ожидать появление новых бил-бордов с надписью "Гарантируем стабильность!".

Кроме того, в сентябре Партия регионов планирует в буквальном смысле попасть в каждый украинский дом. Для этого на полиграфических фабриках уже, наверное, печатают приветственные открытки "от лидера Партии регионов" к дням освобождения областей от немецко-фашистских захватчиков.

В этом же месяце свою бурную деятельность должен начать и Союз молодежи регионов под руководством Виктора Януковича-младшего. Команда сына премьера должна забрасывать избирателей своими буклетами и "стикерами". Отдельный пункт полиграфической программы – "настольный календарь-домик с логотипом Партии регионов".

Последний, четвертый этап, называется "мобилизационным" и будет длиться он лишь неделю, с 20 по 28 сентября. В этот период на региональных телеканалах должен выйти в эфир тридцатиминутный фильм о партии и Януковиче. Кроме того, планируется организация митингов-телемостов. Что-то подобное регионалы уже пытались делать на голубом Майдане, когда подключали трансляцию то из Донецка, то из Луганска.

В этот период мессидж о стабильности должен смениться призывом к мобилизации: "Необходимость решительного выбора", "Твой голос решает!"

Бил-борды и сити-лайты в конце кампании будут светиться лозунгом "Приди и проголосуй", а плакаты и стикеры будут сообщать о номере Партии регионов в избирательном бюллетене.

Но самой креативной фишкой среди всех агитационных материалов, какими бело-голубые будут пытаться достучаться к избирателю, должна стать прямая рассылка "письма от Лидера". 500 тысяч таких "приветов" от Януковича планируют запустить "в областях расширения", то есть в регионах Центральной Украины.

Однако свою избирательную кампанию Партия регионов построила не только на масштабном присутствии в СМИ. Отдельный пункт стратегии – работа с избирателями "в полях".

Главный удар в этой работе возьмут на себя депутаты от Партии регионов в Верховной Раде и в местных советах.

Всего по подсчетам технологов партии, "регионалы" имеют в своем распоряжении 31 тысячу 384 "штыков", то есть депутатов разных уровней. Еще "в полях" будут работать мобильные группы, агитпикетчики, агитбригады и группы быстрого реагирования.

Кроме того, в стратегии партии предусмотрены выезды на места лидера и VIP-агитаторов.
Кстати, недавно третий номер списка Партии регионов Тарас Чорновил сознался, что проведет почти весь агитационный период на Тернопольщине, где "будет говорить людям правду о деятельности правительства Януковича". А в четверг депутатов Верховной Рады от Партии регионов собрали в "Зоряном" на технологический тренинг.

Вся работа по агитации будет вестись через региональные штабы партии, а руководство процессами будет осуществляться в Киеве. Судя по схеме, приведенной в стратегии кампании, два человека в партии имеют право непосредственно координировать свои действия с Лидером. Это руководитель центрального избирательного штаба и руководитель избирательной кампании.

Центральный штаб состоит из шести департаментов. Департамент креатива и исследований занимается производством агитпродукции, департамент по коммуникациям – ее размещением, департамент по организации политической работы – координацией и контролем за ведением кампании, юридический департамент – юридическим сопровождением, финансовый департамент – менеджментом. Существует в штабе "регионов" и департамент внутренней безопасности.

После выборов Янукович будет бить в "колокол"

30 сентября команда Януковича подготовила своим политическим оппонентам сразу несколько сюрпризов. Называется это "Проект "День голосования".

Судя по документу, после выборов своим главным оружием "регионалы" сделают заявления о фальсификациях.

Например, один из блоков проекта "День голосования" называется "Международные наблюдатели".

Наступать на врагов они будут сразу с нескольких флангов – через международных наблюдателей (очевидно, из СНГ) и "тотальную мобилизацию приверженцев", которые будут протестовать против фальсификации результатов выборов. Также в центральном штабе планируют пользоваться результатами экзит-полов.

Отдельным пунктом в проекте "День голосования" значится "разоблачение фальсификаций" на Западе Украины. В Центральных регионах, в так называемой "области расширения", Партия регионов планирует запустить в ход кампанию увеличения явки своих приверженцев, а также нейтрализации своих противников.
В ночь выборов в пресс-центре кинотеатра "Зоряный" Партия регионов традиционно будет проводить телемарафон. Он будет называться "Колокол" и будет включать в себя телемосты, выступления экспертов-политологов, социологов и VIP-персон.

Уже 1 октября, на следующий день после выборов, "Регионы" планируют запустить акцию "Защита результатов голосования", которая должна служить еще одним аргументом в пользу версии о том, что командой Януковича будет постоянно подниматься тема фальсификаций.

Для этого разработан четкий план: члены участковых избирательных комиссий от Партии регионов, наблюдатели и юристы присылают свои жалобы членам окружкомов, те – предоставляют их представителям партии в ЦИК. Далее, в соответствии с проектом, предполагается подача исков в суды с целью обжалования результатов выборов в отдельных округах.

Вся эта кампания должна сопровождаться сообщениями в прессе с оглашением рейтингов Партии регионов и данных экзит-полов. Отдельная роль в этом процессе отведена международным наблюдателям.

Конечно, приведенные выше примеры применения технологий – далеко не все, которые подготовила Партия регионов на выборы. Это – презентация избирательной кампании для внутреннего употребления. Главные находки держатся в секрете, в которые посвящена только ограниченная группа людей.

powered by lun.ua
#ПравительствоГройсмана: Кто и как руководит Кабинетом министров
Шанс на смену власти в Польше: почему результаты местных выборов оказались сенсационными
"За нее перестали расстреливать". Капелла из США привезла бандуру на Родину
Обратная сторона стейка: метан, углерод и нитраты
Все публикации