Что делать народу, когда политики решают вопросы власти?

Среда, 26 сентября 2007, 21:17

Почему нужна Конституционная Ассамблея?

После выборов - прозрение

В условиях, которые сложились, или, если хотите, в обстоятельствах, куда завели страну наши действующие политики, от результатов голосования 30 сентября почти ничего не будет зависеть.

Какая разница, какая политическая сила победит на выборах? Намного интереснее и важнее, что будет потом, после дня голосования.

Ведь кто бы не набрал наибольшее количество голосов, какой бы не была фракционно-коалиционная арифметика, все равно найдется какая-то "баба Яга", которая будет против... И ей (или ему) хватит голосов и вдохновения снова заблокировать процесс.

И не потому, что таковы политики, а потому, что действуют они в такой матрице. Если в парламент вместо социалистов удастся прорваться блоку Литвина, "бело-оранжевые" смогут сформировать с ним большинство ценой уступки кресла спикера в пользу Владимира Михайловича.

Причем, не факт, что они справятся с работой над ошибкой "Александр Мороз" и снова не напорются на очередной "бросок".

Партия регионов уже готовится к такому варианту – сцену на Майдане на всякий случай установили. Риторика бело-голубого Майдана будет антиоранжевой, но настоящим адресатом публичного давления будет собственник "золотой акции".

Противостояние затянется надолго – суды, обжалования, массовые акции. Порядка в стране не будет. И прогресса тоже...

Если коалицию сформируют Партия регионов с коммунистами, это будет конец оранжевой идеи и посторанжевых политических сил. Поэтому они будут бороться против этого не на жизнь, а на смерть.

Имея власть, президент сосредоточится на юридическо-процедурных аспектах. Порядка в стране не будет. И прогресса тоже...

В каком случае коалицию могут сформировать Партия регионов и президентский блок? Только под занавес спектакля, когда исчерпаются другие варианты.

Условием ПР будет премьерство "регионала", условием президента…нет,  не 50% правительственных должностей, как в соглашении с БЮТ, а усиление полномочий действующего президента!

Программа минимум для Ющенко в таком случае – отмена закона о Кабинете министров от 15 января 2007 года - результата общей игры Партии регионов с БЮТ.  Это поможет объяснить избирателям мотивы президента, принятие закона о местных госадминистрациях с сохранением исполнительной вертикали власти под контролем президента и его секретариата.

Программа максимум – согласие Партии регионов на конституционную реформу в редакции, которая усилит полномочия президента, что будет выглядеть как очередное поражение Януковича при выигранной кампании. Снова порядка в стране не будет. И прогресса тоже...

Вариант коалиции БЮТ с ПР практически невозможен: Юлия Владимировна советуется с народом, кем ей быть, президентом или премьером, но она точно знает, что не хочет быть в Януковича спикером. Здесь как раз полный порядок – эти стороны магнитов взаимно отталкиваются.

Инициаторы проведения досрочных выборов парламента говорили нам, что это необходимо для приведения парламентского представительства в соответствие  с результатами всенародного голосования, которые были обезображены подкупом и изменой.

Досрочные выборы, очевидно, были нужны и стране, и политикам, но и они не решат главного противоречия – конфликта между общественными интересами и интересами кланово-олигархических группировок, замаскированных под политические партии.

А надежда на выход из кризиса через обновление легитимности Верховной Рады путем нового голосования сегодня выглядит наивной и преувеличенной, поскольку политическая ситуация в государстве еще больше ухудшилась.

Итак, из всех возможных вариантов нет ни одного конструктивного. Ни в одной коалиции не будет идти речь о выполнении предвыборных программ, реализации стратегии национального развития, осознании гражданской нации, модернизации экономики и т.п.. Будут решаться исключительно вопросы власти.

К источникам - через учредительную власть

О том, что главной причиной конституционного кризиса является неучастие граждан в процессе обсуждения и принятия как Конституции Мороза-Кучмы 1996 года, так и Конституции Мороза-Медведчука 2004 года, приходилось писать и раньше.

Вспомните, уполномочивали ли вы кого-нибудь принимать Конституцию от вашего имени?

Основной закон дважды принимали парламентеры, которых избирали не для этого. В первый раз важнейшим для них было избежать собственного роспуска президентом Кучмой, а  во второй – акционировать власть, сделать невозможным просмотр результатов приватизации основных материальных ресурсов.

Закончилось тем, что политики собственной деятельностью дискредитировали оба эти тексты – фактически растоптали учредительный договор и хотят поделить Акционерное общество "Украинская держава" на два-три ООО.

Кто-то скажет, государство уже есть, и конституция уже есть, какое может быть учредительное собрание? В том то и дело, что внешне государство есть, а вот внутреннего суверенитета уже нет.

Все государственные институты и органы власти дискредитированы самими политиками в процессе борьбы за власть. Массовые акции после Майдана-2004 также осквернены своим откровенно заказным и проплаченным характером.

В стране  не действует ни прямая, ни представительная демократия, не справляются со своими функциями ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная ветви власти. Это не просто системный кризис – это логическое следствие сна ума через пренебрежение учредительной властью. Можно просыпаться – нас уже обворовали...

Следует ли в такой ситуации голосовать, ведь большинство из нас – не баллотируется, а наших интересов, кроме нас, не защитит никто?

Голосовать следует, но не за Верховную Раду и не за президента, а за учредительную власть – Конституционную ассамблею. Для чего? Чтобы иметь возможность держать политиков под контролем общественной мысли, а не разрешать им морочить нам головы, как сейчас.

Кроме того, государственность сама по себе не цель, а только инструмент для обеспечения интересов граждан. Интересы есть? Есть. Они обеспечены государством? Нет.

Если политикам не до этого, то для граждан необходимость исправления ошибок, сделанных в процессе конституционного становления украинского государства является необходимостью.

Общественный (учредительный) договор как комплекс принципов и правил сожительства в обществе – это дело самого гражданского общества, а власть – система обеспечения согласования, защиты и реализации интересов общества.

Конституцию может постановлять гражданское общество, чтобы потом на правах автора контролировать действия тех граждан, которые возьмут на себя выполнения политических функций в государстве.

Сама идея учредительного собрания не нова, но если вначале независимости ее разделяли и пропагандировали (по мере возможностей) только эксперты и правозащитники и практически полностью игнорировали политики, то сегодня идея может овладеть, по крайней мере, частью масс.

Как об обнадеживающей тенденции можно говорить об обращении Гражданской ассамблеи Украины к политикам с требованием принять новую Конституцию органом, специально созданным для этого.

После выборов настанет очередь и политиков, которые через осознание собственной беспомощности будут вынуждены отложить конфликт и искать внешнего арбитра. Хуже всего – когда они будут это делать за пределами государства…

Конституция – это слишком серьезно, чтобы доверять ее политикам

От начала предвыборной кампании разные политические силы предлагают разные варианты проведения конституционной реформы в Украине. Они включают в себя как разные соотношения прав и полномочий органов власти, так и разные способы внесения изменений в Основной Закон включительно с принятием совершенно нового документа.

Любые попытки навязать обществу искусственную партийно-коалиционную конституцию решением парламента, провести референдум со спорными вопросами, или вынести на всенародное голосование текст, разработанный исключительно юристами-конституциалистами – будут попытками манипулировать общественной мыслью и обречены на возмущение новых общественных конфликтов.

Это будет означать неэффективность Конституции через непризнание ее частью общества и ее временность, поскольку для движения страны вперед все равно придется возвращаться к отправной точке.

Преодолеть хронический кризис можно уже выйдя за границы партийно-парламентского формата – через эффективное соединение преимуществ прямого народовластия и представительной демократии. На это, по определению, способны только те квалифицированные граждане, которые фактически находятся вне парламента и вне партий.

С одной стороны, общенациональный, представительный коллегиальный орган государственной власти специальной компетенции для наделения его легитимными полномочиями может избираться всенародно.

О способах избрания Конституционной Ассамблеи можно дискутировать на круглых столах и конференциях, и, конечно, в парламентском зале. Но, учитывая учредительный характер, в нем должны быть, прежде всего, представлены не партии (с политическими интересами, которые их разъединяют), а территориальные общины (с объединяющими их общественными интересами).

С другой стороны, очевидна необходимость профессиональной подготовки текста Конституции, обеспечение его взвешенного характера. Конституционная ассамблея может состоять из уполномоченных (избранных специально для этого) народом делегатов, требования к которым, должны быть  более суровыми, чем к народным депутатам Украины.

Это - квалификационные требования, подобные тем, которые проходят судьи - соответствующее образование, специальность, вековая зрелость, владение государственным языком, отсутствие судимости и т.п..

Также необходимо запретить баллотироваться в Конституционную ассамблею действующим членам парламента, правительства, Конституционного Суда Украины, судов общей юрисдикции, а также (!) президенту Украины... Через конфликт интересов, потому что их власть – является установленной, вторичной, производной от учредительной.

Поэтому Конституционная ассамблея нужна здесь и сейчас. Чем быстрее настанет осознание этого – тем лучше для страны.

  Владимир Горбач, политический аналитик, для УП

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде