Бои с тенями

Понедельник, 15 октября 2007, 15:03

Как по улицам Киева-вия
Ищет мужа, не знаю чья, жинка,
И на щеки ее восковые
Ни одна не скатилась слезинка.
Мандельштам

Киев - очень странное явление природы. Это одновременно и весьма возвышенное, даже мистическое место, и областной центр, волею судеб нехотя превращающийся в мегаполис, безуспешно пытающийся выдавить из себя провинциальность.

Но происходит обратное - "понаехавшие", включая юго-восточных гастарбайтеров, придают этому городу свою конкурентную энергетику, формируют странные, но реально действующие горизонтальные социальные связи со своими законами.

А "понаоставашиеся" киевляне в четвертом поколении, с ужасом взирая на этот социально-политический "Привоз", что-то лепечут о разрушающемся облике, о ценности наследия...

С них впору писать трагические картины, хотя в духе времени лучше радио-сэмплы или рингтоны, к примеру : глас Максима Стрихи, вопиющего в "Глобусе". Кто читает УП, тот поймет:).

И ко всем этим системным бедам (включая инфраструктурную катастрофу, предсказываемую Сергеем Дацюком), добавляется тот печальный факт, что Киев - столица Украины.

Но здесь, как сказал поэт, "Печаль моя светла", ибо это аккумулирует в Киеве огромные денежные средства, и в основном - теневые. Значит, есть надежда на стихийное :) а значит - справедливое перераспределение этих средств среди народа. Хотя бы в период выборов.

Да, чуть не забыл!

В Киеве есть власть. Ее иногда выбирают. Она не то чтобы в Киеве, потому что Печерск с Липками еще менее понятные места, чем "Змиевы Валы". Там водятся люди, очень похожие на киевлян и обитающие рядом с ними.

Но на этом сходство заканчивается. Эти люди называются "властью", посему составляют гармоничное в финансовом и бытовом отношении племя или субэтнос, и периодически водят с киевлянами разные политические хороводы.

В очередной политический хоровод было по взаимному согласию втянуто все население Украины. И теперь почти все пучком, но остался ряд последних ритуальных "па". Кто не знает - хоровод - вообще действо чисто шаманское, сам факт топтания по кругу - не самоцель, важно натоптать главному шаману достаточно энергии, чтобы он мог умилостивить богов, которые следят за пищевыми запасами в его юрте.

В общем, главным шаманам и шаманихе мы в этот раз натоптали ништяк энергетики, но получается, что Киевом-то рулит шаман не из нашего стойбища. А пищевые запасы общие. И растительное масло некстати дорожает.

Так что вроде и не сезон новому хороводу, но придется.

Вернемся еще к социально-психологическому портрету киевлян. Говорят злые языки, что их, реально живущих тут и пашущих, на пару миллионов больше заявленной нормы. Эти люди не имеют прописки – регистрации - своей жилплощади, но исправно пашут на печерско-липскую "власть", отсылая часть заработанного в свои винницы и теребовли.

Точно как наши португальско-испанские сограждане, пополняющие отчислениями бюджеты домочадцев и страны в целом. Они не голосуют, потому что их нет в юридической природе, но они - основа городских нравов.

С большой степенью условности к среднему классу можно причислить сонм чиновников, поскольку Киев - не только базары по окраинам, но и гигантский офис посредине.

Киевляне - зачастую офисные работники, а это вырабатывает такие черты характера как чинопочитание вкупе с кухонным диссидентством, но в то же время - образованность плюс чувство коньюктуры.

Чиновники обычно голосуют за власть, а их родственники и домочадцы - за революции и люстрации. Родственников всегда много, потому что чиновник их кормит. Таким образом он вскармливает грядущую революцию – это Фрейд в чистом виде.

Ну и собственно "власть", борющаяся за киевскую власть, как в известном аттракционе "борьба нанайских мальчиков". В общем-то, это не исключает жесткости, и руки, исполняющего этот номер актера, могут надавать себе по ногам для потехи публики - но не до отрыва же?

Сейчас все начинает понемногу меняться. Но похоже на финальную сцену из "Вия", когда нечисть и в окна уже не в состоянии улететь, и в церкви ее еще до фига.

На действующего мера обратили свои убийственные взоры все политические наши "вии" "со товарищи", и уже всерьез прикидывают, кто из товарищей этих действующего мера слопает. Политически.

Не гадают цыганочки кралям,
Не играют в Купеческом скрипки,
На Крещатике лошади пали,
Пахнут смертью господские Липки.

Леонид Черновецкий совершил одну из непростительных ошибок конкурентной стратегии - перенес успешную модель бизнес-хозяйствования в политику. В политике есть человеческий фактор, и с ним приходится считаться, как бы это политикам не было в облом.

При всей странности натуры у него был один мощный козырь - Черновецкий приходил на мэрство со своей сработанной и успешной банковско-семейной командой. По умолчанию предполагалось, что они растрясут закостенелую систему городского управления и заставят ее работать на пополнение бюджета. В общем-то, так и случилось, бюджет несомненно возрос.

А вот как он перераспределяется - большой вопрос. Также неизвестна цена этого вопроса. Наивно думать, что люди, понимающие толк в зарабатывании денег и имеющие к ним доступ, когда-либо сами себе скажут: "ну все, достаточно!".

Потенциальные конкуренты Черновецкого, впрочем, стыдливо замалчивают тот факт, что он не один год занимался реальной благотворительностью, которая, как давно поняли на Западе, требует очень небольших затрат при колоссальной электоральной отдаче.

И, в общем-то, все по-честному. "Покупка голосов" все же лучше, чем "отдай на шару". А уж политических гопников-то у нас и так в избытке.

Таким образом, действующий мэр - представитель в основном малоимущих киевлян, с их образовательным цензом, представлениями о геополитике и обидами на всех, кто им должен.

Но дрогнуло и расслоилось некогда монолитное киевское чиновничество как электорат.

Во-первых, они понимают, что во время любой смуты можно заработать, а если правильно угадать победителя - заработать еще больше. Так и появляется в рыночно-базарных условиях гражданское общество.

Во-вторых, ПР, Юля и НУНСЫ личными примерами это подтверждают.

Во-третьих, эпоха Кучмы действительно уходит, и вертикально-интегрированный механизм управления при отсутствии горизонтальных связей сегодня вызывает, на примере Черновецкого больше вопросов, чем ответов.

Потому что специально обученные люди, призванные готовить такие ответы, заняты вместе с мэром решением актуальных городских вопросов. Землеотвода, к примеру.

Хаос в Киевраде, неудовлетворенные претензии бывших явных и тайных союзников, а главное - земельно-квартирные вопросы лишают Леонида Черновецкого шансов сделать свою будущую кампанию презентабельной.

Конечно, агитаторы в виде работников социальных служб - это еще тот админресурс, но Киев - слишком лакомый кусок для того, чтобы всеукраинская власть закрыла глаза на сантехнически-лифтовый потенциал будущих агитаторов нынешнего мэра.

Банковая сейчас весьма идеалистическое место - и в смысле критического отрыва от реальности, и в смысле благородности и чистоты помыслов.

Киев для Ющенко - его Полтавская битва. В противном случае столицу лучше перенести в Батурин - кстати, на заре независимости у моих коллег, работавших с Кравчуком и Кучмой, такие проекты были. До сих пор жалеют, что не получилось уговорить.

Стало быть, Ющенко по определению обеспечит в Киеве максимальный демократизм волеизъявления. И можно предположить, что под этими клейнодами на мэрский престол двинется Юрий Луценко.

Но так же, как литературоведы говорят, что "все мы выросли из гоголевской "Шинели", так и новейшие политики выросли - то ли из "шинели", то ли из "шанели" - Юлии Тимошенко.

Тимошенко невозможно "догнать и перегнать", но она создает конкурентное пространство, в котором все остальные пассионарии - лишь ее личный фон.

Сравнение фона с фигурой не будет выигрышным для Луценко. Одно дело - молотить по семь раз на дню в райцентрах шутку про смену "Капитала" Маркса на капитал Ахметова".

Другое - предложить механизм сокращения "пробок" без сокращения доходов киевлян. К тому же у Луценко никогда не будет поддержки всех партий блока НУ-НС на пост мэра, да и сам он решится на этот шаг тогда, когда окончательно разругается с бывшими союзниками - идеологические и личные противоречия-то никуда не ушли.

Но своих кадров у него и по стране не так много - это и было основной причиной отказа "Самообороны" от самостоятельной избирательной кампании - 2007 в Раду. А в Киеве могут успешно работать только команды "из местных".

Тем не менее, шансы у Луценко приличные, но крови он попьет своим соратникам и недругам немало и без особого разбору. Мэром будет таким же, как и министром. Без комментариев.

Уходили с последним трамваем
Прямо за город красноармейцы,
И шинель прокричала сырая:
"Мы вернемся еще, разумейте!"

Если же Юрий Витальевич все-таки заполучит желанное вице-премьерство и кураторство над силовым блоком, и этим удовлетворится, то есть в запасе старый добрый Сан Саныч Омельченко, который борозды не испортит. Но ничего особого и не вспашет, потому что особо нечем пахать.

У него есть два мощных преимущества.

Во-первых, те, кто в диком ужасе от "Лени-Космоса" и его речевого либерализма, могут броситься в другую крайность - захотеть на царство понятного, как пень, Омельченко. И проголосовать за возврат к старым добрым тротуарным плиткам.

Во-вторых, Омельченко хоть и подуставший, но хозяйственник. Он вряд ли способен к нанотехнологическим решениям, но где взять ветошь, паклю и пиарщиков - знает. Опыт общения со сто-олькими политиками, как талант - его не пропьешь.

Народ это понимает. То есть, чем больше будет чудить Черновецкий, тем легче будет выстроить ультраконсервативную кампанию для Александра Омельченко - на контрапункте.

В зависимости от этих раскладов будет формироваться и кандидатура от блока Тимошенко.

Аналог Луценко в БЮТе - это Томенко, который в силу внутренних распрей в блоке перестал быть единственным ярким глашатаем Юли. Но в киевской власти он немного работал, сам себе отличный пиарщик - но поддержит ли его команда БЮТ, и в состоянии ли вообще БЮТ создать команду на выборы мэра столицы?

О том, как они создавали свою фракцию в Киевраде, как она разваливалась и за что голосовала, лучше спросить у Бродского. История вопроса позволяет сильно усомниться.

В масштабе страны Тимошенко свою избирательную машину отладила. Но экскаватором огород не вскопаешь, и город, даже если столица - это не страна в миниатюре. Дело даже не в "проходном" Томенко или, например, Винском.

Разрешение баллотироваться дадут, и денег дадут, а главных ответов народу не дадут. Сначала за призов новобранцев придется ответить.

Кстати о Бродском. Михаил Юрьевич пойдет на мэрскую кампанию - факт. Колоритный киевский успешный еврей, любящий Украину, говорящий правду на грани фола - одного этого достаточно для стабильной узнаваемости и электоральных симпатий. Часть его "электоральной ниши", правда, уехала - но часть таки и вернулась уже, и с деньгами.

Но у Бродского тоже две проблемы.

Во-первых, его вечно заносит в речах, и даже Медведев, ушедший к Юле, не смог это исправить. Возможно, исправит Выдрин, ушедший от Юли.

Слушать это всегда крайне интересно, особенно в части разоблачений, и народу это нравится, но не менее интересное будут во время выборов рассказывать и о Михаиле Юрьевиче. Так что тут плюс на минус.

Вторая проблема - это партия Вольных Демократов.

На самом деле, это настоящие либералы, даже либертарианцы, пожалуй, единственные в Украине. А Киев - город с быстро стареющим консервативным населением. Студенты не в счет, они, как люди психически здоровые, обычно на выборы не ходят вообще.

Команда Бродского - это люди, выбравшие свободу вместо карьеры. А времена, когда свобода для граждан была приоритетной ценностью, давно прошли. Государственность и градостроительство предполагают, напротив, добровольное ограничение свобод, типа "держава над усе"- вот и придется все время объяснять, что ты не лузер, а казак беглый, и что с Подолу выдачи нет.

Прошлая избирательная кампания на киевского мера... хотел сказать - "явила миру Виталия Кличка", но мир его более чем знает. Я, путешествуя по Европе, как-то помогал на автозаправке в Германии объясниться шведу, который про Украину знал только три слова:" Чернобыль(пауза), Бубка, Кличко!". Знают ли его киевляне как будущего мера?

Кампания Виталия Кличко в киевские мэры могла бы закончиться более триумфально, если бы ее тогдашний руководитель не вел одновременно кампанию в ВР и Киевскую мэрию. Поставив "на две лошади" сразу, он сам уехал на одной из них в БЮТ, а Кличко остался "с бубновым интересом" в Киевраде - с реликтовым в политическом отношении блоком и ограниченной возможностью маневра.

Его безусловный плюс - напрашивающаяся, но тоже нераскрученная параллель с нынешним губернатором Калифорнии Арнольдом "Терминатором". У Кличко в Киевраде нет своей команды штатных "дерибанщиков", и это усложняет возможность подката к нему со стороны конкурентов и осуществления "договорных" схем, как в Киевраде, так и на грядущих выборах. Возможно потому, что он не командный игрок, а просто чемпион мира?

По харизматичности, не вполне раскрытой, он напоминает Тимошенко в юности, и это тоже угроза для конкурентов - при правильной постановке Кличку "политического удара", наличии какой-нибудь своей фирменной "косы" или характерного смешка с наклоном головы - узнаваемость и симпатия могут перейти в обожание, хотя это продукт скоропортящийся, и важно рассчитывать время его появления.

При его росте и весе он удивительно легко передвигается в физическом пространстве, чего не скажешь о пространстве политическом. Социальное ожидание таково, что от Кличка ждут "терминаторских" действий или хотя бы намерений, но на эту нишу шумно претендует Луценко (никого лично не обижая). А он, Кличко, как человек прямого действия, не вполне соотносит тот факт, что и Рейгана и Шварценегера американцы выбирали как актеров, сыгравших любимых героев.

Если бы Арнольд по жизни стрельнул в Калифорнии не то что из гранатомета, а хотя бы из рогатки в окно кому-нибудь - был бы ему штраф с кутузкой, а не губернаторство. Политика - это имитация возможностей, а госслужба - их изыскивание.

Кличко выпадает из схемы "борьба нанайских мальчиков", но стесняется подчеркивать свою "непечерскость". Хотя учитывая растущую нелюбовь к народным избранникам, очень кстати было бы отстроиться от такого слегка подвонявшего бренда по параметрам : всемирная узнаваемость + политическая непредвзятость = неуязвимость на выборах.

Скорее всего прошлый электорат Кличка за ним сохранился, но его еще нужно убедить уговорить других. Лучше всего это делать через освещение действий в Киевраде - но что там на самом деле происходит- тьма кромешная.

Поднимите мне веки, не вижу! И всем киевлянам заодно...

Автор - социальный психолог Олег Покальчук

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде