Об историческом значении Майдана

Среда, 14 ноября 2007, 14:50
Прошло три года от начала нашего Майдана. Пересматривая короткие записи, сделанные в перерывах тех бурных событий, ловлю себя на мысли, что "майданный романтизм" у меня, как и у многих его участников, был, очевидно, только в одном – в слишком высоких оценках руководителей коалиции "Сила народа".

Дальнейшие события показали, что главным для них было все же возвращение к властному корыту. А под общими оценками – про Майдан как Украинскую бархатную революцию, про ее международное значение я бы подписался и сегодня.

Именно поэтому предлагаю читателям два фрагмента из записей тех дней, не меняя в них ни единого слова.

Киев – Иерусалим новой веры

Киев – колыбель и древнейший форпост восточно-славянской государственности, православной веры и духовности нашего народа.

И теперь он не только согрел, накормил, одел, обул, предоставил свои главные площади и улицы, а также крышу и ночлег для восставших. Стольный снова стал центром продолжительной и упорной борьбы народа за справедливость и за сохранение единства украинских земель и целостности государства.

Во время испытаний, когда в Украине забушевала буря политического гнева, Киев поднял флаг новой, народной революции и творца высших форм демократии образца ХХІ столетия. Он впервые был поднят над широкими равнинами Восточной Европы и над другими восточными просторами Евразии.

Возможно, пройдут столетия, и даже тысячелетия и все грядущие поколения снова будут снимать шляпы перед Киевом как прародителем новой демократической и гуманистической государственности и даже новой восточно-славянской цивилизации. Подобно тому, как уже более тысячи лет много поколений восточных славян, в том числе украинского народа, поклоняются Златоверхому как праотцу нынешней государственности, православной веры, культуры, духовности.

Речь идет о том, что когда-то Киев сделал первый шаг от язычества к современной цивилизации на восточных просторах от центра Европы.

Сегодня он, несомненно, сделал первый шаг к новой "бархатной" цивилизации, при которой локомотивом истории уже не будут вооруженные восстания и революции, война и насилие в любых их формах, включая и такие, как национально-освободительные революции и войны, которые до сих пор, в нашей нынешней цивилизации, назывались справедливыми.

Победный ход бархатных народно-демократических революций в странах Восточной, Центральной и Южной Европы только подтверждает этот вывод, который проявляется как закономерность.

Но если там все же были незначительные элементы насилия против старых органов власти и отдельных их представителей, то Киев может стать бифуркационной точкой революционного и эволюционного развития без насилия (в общественно-цивилизационном смысле и масштабе).

Образно говоря, Киев может войти в историю как Иерусалим новой веры – цивилизационного ненасилия.

Цивилизационный выбор ХХІ столетия

Самое главное, почему мир так пристально присматривается к событиям в Украине, состоит в том, что все предыдущие бархатные революции, как известно, осуществлялись в территориально небольших странах и с незначительным количеством населения.

Драматический же поворот событий в одном из самых больших государств Европы мог иметь очень тяжелые, непредвиденные последствия не только для континента, но и для всего мира.

Поэтому вся мировая элита и международная общественность, затаив дыхание, то с тревогой, то с проблесками надежды следит за каждым поворотом событий на Майдане и по всей Украине.

И в этом плане все - лидеры государств и мировых организаций, включая ООН, Евросоюз, НАТО и т.д., авторитетные аналитики и журналисты - единогласно говорят о том, что результаты и последствия Украинской революции обязательно будут иметь большое историческое значение.

Это не только самый масштабный в мире опыт бархатной революции, но и доказательство реальности ненасильственных принципов общественного развития в ХХІ столетии.

Классические учения о социальных революциях как вооруженное восстание народных масс во главе с тем или другим "прогрессивным" авангардом и о национально-освободительных войнах как объективно-закономерных и справедливых новейший опыт может положить на архивную полку истории. Украина продемонстрировала всему миру, что государственную независимость, зрелую политическую нацию, реальную народную демократию и т.п. можно получить, точнее создать, в процессе мирной, народной, демократической, бархатной революции - без единых вооруженных или насильнических средств, без насилия вообще.

А такие масштабные, тектонического плана политические и социальные сдвиги обязательно влияют на развитие всех стран, а значит, и на новый цивилизационный выбор. Мир убедился, что на берегах Славутича осуществился не "югославский" и не "грузинский" сценарии, а создался новый – украинский. Причем такого масштаба, что его результат – победа украинской демократии - может стать источником цивилизационно-гуманистических поисков ХХІ столетия.

Николай Рубанец, кандидат философских наук, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде