Коалиция подвешенных на крючках

Пятница, 23 ноября 2007, 22:13

23 ноября Иван Плющ зашел в кулуары парламента, как в родной дом. У него горели щеки, а глаза хитро искрились. Прошло полтора года, с того времени как он перестал ходить на работу в это здание, но никакой ностальгии в голосе не ощущалось. Он радостно общался с журналистами, уклоняясь от прямых ответов:

– Ну откуда же я знаю, сколько проработает эта Рада? Ну хорошая же Рада, правда? Вам нравится? – переспрашивал он, проходя сквозь толпу корреспондентов.

При этом Плющ был чуть ли не единственным из всех оранжевых, кто одинаково радостно приветствовал как своих депутатов, так и Андрея Клюева и Бориса Колесникова.

Это начинал работу новый парламент, сформированный на тех самых досрочных выборах, в проведение которых не верили ни Клюев, ни Колесников, ни их соратники по борьбе.

– Ну, хотя бы сейчас вы признайтесь, что мечтали о спикерском кресле? – атаковала "Украинская правда" Плюща.

– Знаешь, что... Вот скажу тебе, смотря прямо в глаза, честно и откровенно...

Показалось, что произойдет что-то невероятное и Плющ действительно расскажет, как на протяжении четырех, а, может, и больше месяцев он вынашивал планы своего председательства в Верховной Раде. Но чудо не произошло.

– Я даже и думать не думал об этом! Вот веришь – даже не думал... Хотя кое-кто этого хотел, а кое-кто в этом отказал, – зевнул гладко выбритый Иван Степанович.

– А кто хотел?..

– Ну, кто-кто? Президент! Так он мне об этом говорил. А фракция отказала...

– Кириленко дорос до спикера, как вы считаете?

– Не забывай, что Кириленко начал политику студентом – он был лидером голодовки. И хотя Слава достаточно молодой, он на многое способен. Но! Мне кажется, что он не понимает – в спикерском кресле надо организовывать работу Верховной Рады, а не отстаивать линию своей коалиции...

В кулуарах рассказывали, что решение фракции НУНС не поддерживать Плюща на должности спикера выглядело довольно смешно. Виктор Ющенко просто не успел перед собранием в четверг пообщаться с теми депутатами, которые поддерживают позицию президента при любых обстоятельствах.

Их во фракции называют "командой Лилии Григорович" – именем самой ярой фанатки президента. "И вот поставили вопрос о кандидатуре Кириленко, а все эти григоровичи смотрят президенту в глаза и не понимают, что делать!!? А когда уже поднялось где-то тридцать-сорок рук, они, испугавшись, тоже подмахнули", – заметил собеседник "Украинской правды".

Но проваленный накануне Плющ выглядел почти счастливым человеком.

– А вот как вы будете работать во фракции, которая в вас не верит?

– А что здесь такого – у меня свои взгляды! Нормально я буду работать...

Тем не менее, уже в конце заседания Верховной Рады некоторые источники говорили о том, что Плющ откажется от своего мандата депутата.

***

Картина нынешних событий в парламенте была бы неполной без воспоминаний про 2006 год, когда открывали парламент пятого созыва. Виктор Янукович ходил тогда по коридорам парламента с одним охранником и охотно останавливался, чтобы поговорить с прессой.

Прошел год. Януковича в Верховной Раде сопровождало пятеро охранников, некоторые из них даже не снимали с себя верхнюю одежду. Отвлечь премьера от его замыслов можно было только перекричав гул в коридоре.

– Виктор Федорович, как вы считаете, сколько проработает эта Рада?

– Ну, я же не гадалка... Сколько надо, столько проработает, – Янукович так и не научился нормально отвечать на вопросы.

Но Янукович все-таки сумел взволновать журналистов. Тогда как оранжевые на каждом шагу кричали о том, что коалиция почти сформирована, лидер "регионалов" уже возле самого выхода из кулуаров бросил корреспондентам.

– Партия регионов непременно будет принимать участие в любой коалиции!!

– Господин премьер, может, вы знаете о том, что не знают все другие?! – удивились журналисты.

В ответ почувствовался сдержанный гомерический смешок. Янукович только помахал ладонью обычным брежневским жестом.

Юлия Тимошенко подписала присягу, Виктор Янукович сложил полномочия правительства перед новым парламентом. Фото АР и Reuters

Однако другой лидер Партии регионов был не такой оптимистичный.

– Теоретически, у БЮТ и "Нашей Украины" 228 голосов. Если они создадут коалицию, мы будем уважать их решение, и будем в оппозиции, – признался Ринат Ахметов.

Он пришел в парламент впервые за пятнадцать месяцев – в последний раз он здесь был 4 августа 2006, когда Януковича утвердили на пост премьера. Сейчас Ахметов пробыл в этих стенах около 20 минут – подписал присягу, получил удостоверение и уехал.

– Здесь такая приятная атмосфера, – сказал Ахметов на прощание.

Он пролил свет на одну историю, ясности в которой до сих пор не было – дал ли Ющенко согласие на широкую коалицию в новой Верховной Раде, прежде чем Партия регионов согласилась принимать участие в досрочных выборах.

– Президент никогда такого не обещал. Даже таких переговоров не было, – заявил Ахметов.

Депутаты тем временем столпились возле подписных столов, где скрепляли автографами текст присяги – именно с этого момента начинались их полномочия. Лидер коммунистов Петр Симоненко оказался в окружении депутатов от блока Тимошенко. Судя по его неудачным попыткам пошутить, чувствовал себя он очень некомфортно.

– Вот вы, бютовцы, просто некорректно нарядились, – обратился Симоненко к Евгению Суслову, одетому в белый свитер. – Вы зачем обижаете еврейский народ? Ведь белый цвет – это траур для евреев.

Неподалеку стоял другой интересный персонаж парламента нового созыва – Игорь Палица, топ-менеджер Игоря Коломойского из "Укрнафты". Шефство над молодым депутатом по понятным причинам взял Александр Третьяков.

Соратники лидера группы "Приват" в новом парламенте

Палица признался, что сам решал, баллотироваться ли в Верховную Раду или нет, при этом, не поставив в известность собственного работодателя.

– Вы знаете, у меня даже возник конфликт с Коломойским из-за этого, – поведал экс-руководитель "Укрнафты".

– Чем же вы тогда руководствовались, когда решили пойти в депутаты?

– Сейчас я затрудняюсь сказать, чем именно..., – искренне признался Палица и немного замялся.

– Игорь, что ты говоришь?! – взялся исправлять его Третьяков. – Скажи, что руководствовался интересами развития государства и работы на благо народа.

***

Атмосфера праздника расслабила всех присутствующих, в число которых попал другой очень нечастый гость Верховной Рады – Константин Жеваго. Владелец нескольких миллиардных активов оказался нарушителем фракционной дисциплины, так как отказался одеваться в парадный комплект блока Тимошенко: белый свитер и красный галстук.

На вопрос, верит ли он в коалицию "Нашей Украины" и БЮТ, Жеваго попробовал прибодриться:

– Надежда юношей питает...

В это время в кулуарах он столкнулся с другим депутатом от БЮТ Юрием Полунеевым – одним из соавторов "Украинского прорыва", для которого стало настоящим шоком обещание Тимошенко, данное перед выборами, на протяжении двух лет возвратить долги Сбербанку.

– Вы уже поняли, как это возможно сделать?

– Как-как?.. Вот Костик продаст все активы, – улыбаясь, Полунеев показал на Жеваго. – И так он войдет в историю как самый большой меценат Украины.

Владимир Литвин пришел в кулуары в сопровождении целой команды охранников.

– Мы таскать каштаны из огня ни для кого не будем, – ответил экс-спикер на вопрос, поддержат ли они кандидатуру Кириленко на спикера, чтобы подстраховать дефицит голосов, который возникает у БЮТ и НУНС.

– И что, даже ради страны на это не пойдете? – спросила его журналистка.

– Девушка, только не надо этих пафосных фраз! – взволновался Литвин. – Если у них нет 226 голосов, то не надо браться за гуж. Они нас зовут быть бедными родственниками при их коалиции. Но мы не будем для них играть роль костыля!

Тем временем в кулуары вошла Богатырева, которая председательствовала в первый день работы нового парламента.

– Раечка, ты выглядишь фантастически, просто супер! – принялся танцевать перед ней Святослав Пискун.

Богатырева сама не ведая, выдала план противодействия избранию Кириленко. По ее словам, выборы спикера должны проходить суперпублично.

– Я хочу, чтобы это происходило под контролем журналистов, с прямой трансляцией. И если при выборах спикера депутат берет бюллетень и отдает его руководителю фракции, то это – незаконно, – предупредила она.

Очевидно, что только в таких условиях – жесткого приказа депутатам от "Нашей Украины" сдать бюллетени – там могут соблюсти дисциплину при голосовании за Кириленко.

А поскольку регламент предусматривает личное голосование депутатов, регионалы будут бороться с попытками централизации бюллетеней.

Попытки создания демкоалиции. Фото УНИАН, АР, Reuters

Тем временем в подвале, в кинозале парламента продолжался спор – там происходило заседание фракции "Наша Украина – Народная самооборона". Сбор подписей под коалиционным соглашением перешел в ссору. Звонок, которым Кириленко старался успокоить присутствующих без остановки, раздражал всех своим резким звуком.

– Меня хотят сделать лохом и идиотом! – кричал Жвания на собрании. Он возмущался поведением тех членов фракции, которые отказывались ставить автографы под соглашением, аргументируя это своими замечаниями к тексту.

– Половина этих предостережений никого не будет интересовать через полгода. Нас будут интересовать совсем другие вещи! – старался убедить их Кириленко.

– Если у вас есть конкретные претензии – то подавайте их! А если есть желание потянуть время, то прошу этого не делать, так как мы снова будем копаться в грязи, – продолжил теперь уже Луценко.

Жвания не выдержал и вышел в коридор.

– Я прямо сказал: депутат Довгий не подписывает коалиционное соглашение потому, что его сын грабит город Киев.

Но разозлившийся Жвания направился не в сессионный зал, а завернул за угол. Он зашел в соседнюю с кинозалом комнату. Там в это время сидели... Юлия Тимошенко и Иосиф Винский.

Они ждали, пока Жвания придет и расскажет им последние новости о сборе нашеукраинских подписей, надеясь уже в пятницу объявить демократическую коалицию.

Однако все пошло вопреки ожиданиям. Если верить, что коалиционное соглашение подписали 156 бютовцев, и все, кроме семи, нашеукраинцев, то сейчас внизу документа стоит 221 автограф.

Причем не хватает там подписей самых упрямых людей.

Не скрепил этот документ отец секретаря Киевсовета Станислав Довгий и его товарищ Николай Онищук, который вдобавок был заместителем Балоги во главе штаба НУНС.

Нет автографов Юрия Еханурова и Ивана Плюща – наиболее радикальных оппонентов Тимошенко, которых сам Ющенко рекомендовал на должность спикера.

Отказались подписывать Игорь Криль и Василий Петьовка – ближайшие соратники Виктора Балоги. Седьмым в этом перечне стоит Виктор Тополов – киевский бизнесмен, который предоставил свой офис Балоге под штаб НУНС.

Победа, запланированная Тимошенко и даже анонсированная Кириленко ("в первый же день парламента мы объявим демократическую коалицию"), по меньшей мере, откладывается во времени.

Понимая, что каждый новый день задержки работает против них, БЮТ стал на дыбы после объявления Богатыревой при закрытии сессии, что следующее заседание состоится только в четверг. Она это сделала единоличным решением, хотя для такого нужно или голосование самих депутатов, или "добро" от согласительного совета.

В пятницу утром даже казалось, что все проблемные места заглажены.

Тимошенко пошла на беспрецедентный для себя шаг: она отказалась от собственных предвыборных обещаний и согласилась, чтобы к коалиционному соглашению внесли правку касательно призыва в армию. БЮТ свернул один из флагов, с которым они шли на выборы – и вообще убрал из текста временную привязку.

В окончательном варианте, который теперь скрепляют подписями, указано, что переход к формированию вооруженных сил Украины на контрактной основе будет происходить "по мере обеспечения для этого соответствующих организационно-финансовых условий".

Новая, отредактированная версия коалиционного соглашения между БЮТ и НУНС

Тогда как в версии документа, которая так раздражала Ющенко, было записано очень конкретное обещание, которое отвечало предвыборным заявлениям Тимошенко: "переход к формированию вооруженных сил Украины на контрактную основу с 1 января 2009 года и отказ от призыва на срочную службу с 1 января 2008".

Старая, аутентичная версия коалиционного соглашения между БЮТ и НУНС

После внесения этой поправки коалиционное соглашение подписал Анатолий Гриценко.

Но чем дальше, тем высшую цену надо будет платить за каждый новый автограф. Неподписанты, которые ощущают свою "золотую акцию", могут выдвигать новые и новые условия – даже, например, до отказа от проведения досрочных выборов в Киеве.

Такой, в реалиях украинской политики, является цена коалиции с преимуществом в два голоса.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде