Решающий 2008 год

Четверг, 29 ноября 2007, 09:41

Досрочные парламентские выборы дали старт новому витку политических переговоров. Их результативность полностью зависит от способности украинских политиков мыслить стратегически.

Основным предметом переговоров необходимо сделать реализацию системных и долгосрочных реформ, в которых остро нуждается украинское общество.

Снова "день невыученных уроков"

После завершения досрочных парламентских выборов Украина вошла в очередную полосу сложных и, как видно, длительных политических переговоров.

Мне эти события напоминают "день невыученных уроков". Почти два года страна находилась в состоянии выборов. В 2006 году, после длительных и сложных переговоров по созданию парламентской коалиции Верховной Раде V созыва удалось проработать только четыре (!) месяца.

Уже весной 2007 г. с целью очередного передела власти был затеян политический кризис, который забрал более полугода не только у президента или правительства, но у всей державы. Политики продолжают посвящать свое время закулисным и публичным перепалкам.

Сегодня Украина снова оказалась в "переходном" периоде. Ход стартовавших коалиционных переговоров программирует дальнейший сценарий политических событий.

Похоже, что нас снова ждет продолжительная "коалициада" (поскольку очерченный, наиболее вероятный сегодня формат коалиции, как по количественным, так и по качественным показателям, не выдерживает критики), интриги с формированием правительства, споры относительно роли оппозиции и даже возможная игра в новые досрочные парламентские выборы.

При этом мало кем учитывается тот факт, что уже через год-полтора мы планово входим в новый выборный цикл, связанный с президентскими выборами.

Сегодня стало очевидным, что политики-радикалы из когорты украинских популистов-реваншистов рассматривают даже следующий, 2008-й, год как очередной переходный период, который будет посвящен новому перетягиванию политических канатов.

В таких условиях шансы на решение долгосрочных задач, стоящих перед украинской экономикой, стремятся к нулю.

Действительно: о каких системных реформах может идти речь, когда во главу угла некоторых политических деятелей поставлен электоральных успех на чуть ли не ежегодных выборах и результат их конвертации в поствыборный период?

2008 год должен стать ключевым для реформ

По сути, Украина находится в состоянии хронической "незавершенности" реформ. И в этой трагедии украинским политикам некого винить, кроме самих себя.

Это неудивительно, поскольку игроки прилагают максимум усилий для собственной победы и поражения оппонентов, зачастую забывая о необходимости совместно реализовывать интересы избирателей.

Уверен, людям не нужна война политиков на самоуничтожение. Наоборот, общество ждет от них сотрудничества для решения наболевших социально-экономических проблем, глубина которых уже не позволяет откладывать их решение "на потом".

Переходные периоды должны наконец закончиться. Во главу угла должен быть поставлен не "политический цвет" и не кадровые решения.

Предметом политических переговоров должна стать реализация системных и долгосрочных реформ, в которых остро нуждается украинское общество.

Ключевым критерием политического альянса должны стать готовность и умение разрешить глубокие и системные социально-экономические проблемы, с которыми столкнулась Украина.

Важно осознавать, что ценой вопроса без преувеличения является спасение государства.

Не случайно правительство Виктора Януковича приложило значительные усилия именно к подготовке комплексной программы реформирования Украины с целью создания эффективного современного, по-настоящему европейского государства. Такая программа фактически подготовлена, но по понятным причинам не реализуется, а время не ждет.

И никакого резервного 2008 года у нас нет. Потратить его на военно-политические учения – это просто преступление перед народом.

Надо признать, что 2008 год - решающий. Это время, когда политики могут, наконец, пойти на решительные, хоть и непопулярные реформы, которые необходимы обществу.

Украина нуждается в проведении социальной, бюджетной реформы, реформы местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства, а также энергетического сектора.

Одного увеличения социальных выплат недостаточно для разрешения системных социальных проблем. Люди нуждаются в реализации целого пакета социальных реформ.

Завершения пенсионной реформы, реформы системы оплаты труда, реформы здравоохранения. В конце-концов, своего завершения требует и реформа Конституции.

Давно требует завершения реформа межбюджетных отношений, первоочередной задачей которой является расширение финансовой базы местных бюджетов. Такая финансовая база может быть обеспечена только путем перевода ряда общегосударственных налогов и сборов в разряд местных.

Необходимо разработать эффективные механизмы реализации государственной поддержки регионов. Речь идет об изменении порядка выделения средств из госбюджета на реализацию местных инвестиционных программ и проектов.

Государство должно играть роль установителя рамочных требований к инвестиционным проектам и контролера расходов средств. Инициатива и реализация проектов должна принадлежать органам местного самоуправления и согласовываться с планом экономического и социального развития региона.

Пора отказаться от практики декларативной поддержки развития местного самоуправления.

Для этого необходимо снять существующие законодательные и финансово-экономические барьеры, четко определить полномочия органов местного самоуправления.

Нельзя подменять реформу жилищно-коммунального хозяйства повышением тарифов. Энергозатратность украинской экономики бьет все европейские рекорды.

Тем не менее решение проблемы энергетического сектора оттягиваются каждый год. Такой подход – мина замедленного действия.

Пора осознавать, что все попытки снова отложить, перенести или вовсе отказаться от реформ могут стать для Украины роковыми.

Задачей реформ должно стать формирование эффективного, а значит - прибыльного национального хозяйства – развитой национальной экономики. Для хорошего экономического урожая нужно подготовить почву.

Необходимо прекратить практику "откладывая" системных преобразований и "залатывания" диспропорций, которые сложились в предыдущие периоды. Управленческая политика должна быть системной и продуманной.

Только достижение этой цели даст нам возможность сделать следующий шаг коррекции сложившейся экономической модели. О переходе от слабой, экспортно-ориентированной и зависимой от мировой конъюнктуры экономики к экономике инвестиционно привлекательной, основанной на достижениях новых технологий.

Реформы без шока

Уверен, что эпоха шоковых реформ, связанных с резким повышением цен и введением жестких правил рыночного выживания, в прошлом. В современной Украине возможны и, я полагаю, будут реализованы только реформы без шока.

Конечно, это не значит, что они будут безболезненными. Мы хорошо знаем, что любые реформы воспринимаются обществом болезненно, поскольку у них всегда есть цена. Но она должна быть объяснимой.

Именно поэтому необходимо соблюсти три базовых условия проведения реформ, без выполнения которых нельзя рассчитывать на успех.

Первым должна стать реабилитация идеи реформ. Многократное фиаско системных преобразований в Украине наложило ощутимый отпечаток на массовое сознание.

Общественное мнение с недоверием относится к любым инициативам, связанным с реформированием экономики. Потому надо быть крайне осторожными с социальным популизмом и изначально невыполнимыми обещаниями.

Ответственные политики должны совместно приложить максимум усилий для продвижения идеи реформ как необходимой и важной для общества. Нам необходимо сообща донести до людей то, что они проводятся в интересах каждого.

Иначе мы рискуем потерять обратную связь с обществом или, еще хуже, столкнуться с усиливающимся отторжением самой идеи реформ в Украине.

Вторым условием является политическая поддержка реформ. Реформы эффективны тогда, когда они легитимны и имеют мощную поддержку.

Осознавая исключительную важность их успешной реализации, политические игроки, даже из конкурирующих политических лагерей, просто обязаны сесть за стол переговоров.

В рамках подготовки и реализации реформ необходимы содержательные публичные дискуссии. Таким образом, реформы могут и должны объединить политиков – причем, как в парламенте, так и за его рамками.

Третьим принципиальным условием успешного проведения реформ должен стать новый диалог власти и бизнеса. В Украине уже сформировался мощный класс предпринимателей, состоящий из представителей крупного, среднего и малого бизнеса.

Понимание и участие интересов всех бизнес-групп может сделать реформы по-настоящему успешными. В противном случае парламент и правительство рискуют оказаться беспомощными перед стеной недоверия с их стороны.

Новый диалог власти и бизнеса нужен как в центре, так и на местах. К слову, только таким путем можно успешно развивать экономический потенциал территорий. Правительство Виктора Януковича делает соответствующие шаги в этом направлении.

Мы уверены, что именно качественно новый диалог власти и бизнеса является ключевым условием для успешного проведения реформ.

Конечно, решить все и сразу просто невозможно. На обсуждение и реализацию реформ потребуется время. Возможно, сейчас мы определим только направления, численные индикаторы преобразований.

Неоспоримо одно – правительство при поддержке парламента уже в ближайшее время должны начать системные социально-экономические реформы.

Сегодня же крайне важно сдвинуть ситуацию с места – сделать предметом нынешних политических переговоров реализацию системных и долгосрочных реформ.

Хочу еще раз подчеркнуть, у нас нет резервных лет. Мы должны признать, что каждый год – для нас важный и решающий.

Именно 2008 г. должен стать годом проведения системных реформ - социальной, бюджетной реформы, реформы местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства, а также энергетического сектора.

Их комплексная задача - формирование эффективного национального хозяйства – развитой национальной экономики. Именно этому должен быть посвящен 2008 год.

Сергей Левочкин, народный депутат Украины

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде