Стратегия для Тимошенко: беглые заметки на полях

Четверг, 20 декабря 2007, 15:00

Украинская политика – вещь очень странная. Здесь – в строгом соответствии с действующими законами и регламентом работы парламента – сперва формируется правительство, а потом уже оно представляет свою программу действий. Или вообще не представляет, как это сумел сделать Кабмин Виктора Януковича.

Другими словами, премьера властная коалиция может выдвинуть, ограничившись внутренним обсуждением "плана полетов" и не вынося на публику никакую информацию о планах правительства, таким образом, действуя вне предписаний публичной политики, с ее обязательной ответственностью перед избирателями за каждый шаг власти.

Проще говоря, на уровне законодательства и подзаконных актов Украина является совсем не демократическим, а авторитарным государством, и то, что избиратели каким-то образом узнают о правительственных планах и пытаются требовать их выполнения – это заслуга самих избирателей и тех политических сил, которые в этот момент состоят в оппозиции к власти.

А вдобавок привыкли за последние годы наши политики к определенным элементам публичности, любят либо с мудрым, либо грозным, либо отчаянным видом покрасоваться перед публикой...

Вот и получается: заставить отчитаться Виктора Януковича за почти полтора премьерские года даже теоретически было невозможно: а за что отчитываться?

Разве он кому-то что-то обещал, чтобы нести за сказанное ответственность?

Ну, а "улучшение вашей жизни уже сегодня" - это очень субъективная вещь, у одних жизнь за это время существенным образом улучшилась, у других – существенным образом ухудшилась, и разве лидер Партии регионов когда-нибудь обещал, что она улучшится у всех его избирателей?

Что же касается Юлии Тимошенко, то она пришла на премьерское место также без правительственной программы. Впрочем, можно представить, сколько еще времени пришлось бы ждать, пока эта программа не была написана и согласована всеми субъектами коалиции.

Ведь программа Кабмина – это вещь, непохожая на коалиционное соглашение, там должно быть описание деятельности именно исполнительной власти с методами, средствами, сроками и ожидаемыми результатами.

Возможно, это и есть один из главных симптомов отличия Европы от недоЕвропы – вот в Польше кризис в Сейме начался значительно позже, чем у нас в Раде, тем не менее, поляки в сжатые сроки провели внеочередные выборы в парламент, создали новую властную коалицию и утвердили новое правительство вместе с его программой.

У них формула "время – это деньги" связана с общенациональными интересами, поэтому политики не могут разбазаривать драгоценные дни, тем более, во время формирования нового бюджета.

У нас абсолютное большинство основных игроков на политической арене заботится только о времени, которое необходимо для увеличения своих собственных доходов, даже если это делается вопреки национальным интересам.

Так что в силу, прежде всего объективных причин Тимошенко стала очередным "беспрограммным" премьером, и может оставаться им неопределенный срок. Точнее, до тех пор, пока не будет соответствующим образом "подправлен" закон о Кабинете министров, чтобы сделать невозможной подобную практику. Или если этот закон будет изменен соответствующим образом...

А затем нам, избирателям, только и остается, что прислушаться к словам самой Юлии Владимировны, к ее обещаниям и инвективам, и своими силами сравнивать сказанное с вызовами грубой действительности, которые возникают перед новым правительством.

При этом следует учесть, что вызовы эти будут двух разновидностей: внешние и внутренние.

В свою очередь, внутренние вызовы охватывают большой диапазон феноменов – от имеющегося в правительстве сосуществования-в-трениях представителей разных политических стилей и партийных идеологий до особенностей характера самой Тимошенко (согласитесь, не последняя вещь в правительственном "хозяйстве", не так ли?).

Сферу же внешних вызовов также будут составлять разноплановые явления – от подсознательных установок гг. Буша, Путина, Саркози, Ющенко и иже с ними до опасной динамики политических процессов на Ближнем Востоке, где сосредоточены основные мировые запасы углеводородов.

Впрочем, похоже, пока что Тимошенко пытается отодвинуть на периферию своего сознания и правительственной деятельности вещи стратегические и вести речь о тактических задачах, решать которые она хорошо умеет.

Премьер уже заявила, что "самый важный и самый главный вопрос, решение которого затянулось из-за политического кризиса – это принятие бюджета", таким образом, правительство займется этим в полную силу, чтобы подать проект в парламент "в ближайшее время", или если конкретнее, "не позже, чем через неделю".

По словам Тимошенко, "новый проект бюджета сможет поставить на службу Украине все ресурсы и осветить приоритеты, на которых следует сконцентрировать все финансы Украины".

И вместе с тем подтвердилось намерение возвратить гражданам их "сгоревшие" в свое время в Сбербанке сбережения, объем которых соизмерим со всем объемом расходов бюджета, а также реализовать все предвыборные социальные обещания.

Честно говоря, как это соединить – реализацию стратегических интересов страны с выплатами чужих долгов – не понятно.

Так же, как не понятно, как превратить программу "Украинский прорыв" в полноценную правительственную программу действий, не разрушив при этом очень уж идеологически разношерстную коалицию.

И даже в случае, если, по словам Юлии Тимошенко, в разработке программы примут участие "все без исключения фракции Верховной Рады, как властные, так и оппозиционные", и если "мы (то есть Кабмин – С.Г.) направим проект программы каждому депутату и будем ожидать, что нам действительно предложат лучший вариант правительственной программы, чтобы выйти на ее утверждение после Нового года". То есть, привлечены таким образом будут дополнительные голоса из неправительственных фракций, все равно тяжело представить стратегию, которая бы объединила большинство Верховной Рады не на словах, а на деле, то есть в дружеской законодательной работе.

Во-первых, как уже было сказано, утверждение правительственной программы можно отложить на неопределенный срок, а это означает, что каждый депутат будет иметь право упрямиться из-за той или иной титлы или запятой в программе.

Во-вторых, сугубо психологически одно дело – проголосовать за правительство, и пусть оно себе что-то там делает, а другое – добровольно взять на себя совсем конкретные обязательства перед всеми избирателями за всю властную систему во всей Украине.

В-третьих, и, возможно, главное, а кто именно напишет такую стратегическую программу? Фамилии, пожалуйста...

И это не шутка – тот, кто создаст эффективную экономическую стратегию, или программу деятельности правительства в перспективе, которая будет базироваться на ней, смело сможет претендовать на соответствующую Нобелевскую премию.

Собственно, о чем идет речь? О том, что Украина – это государство, в котором есть целый клубок диких - объективных и субъективных - разногласий.

С одной стороны, это - одна из типичных стран третьего мира по целому ряду показателей - коррупция, рейтинг человеческого развития, доходы населения, размеры ВВП на душу, продолжительность жизни и т.п..

С другой стороны, это страна, у которой есть научный и частично технико-технологический потенциал, как мало у кого из европейцев.

Качество высококвалифицированной украинской рабочей силы не вызывает сомнений, но эта рабочая сила сейчас почти не воссоздается (от врачей до сантехников, от физиков до сварщиков), а публика среднего возраста уже почти вся на заработках за границей.

О том, что Украина потенциально способна прокормить не меньше ста миллионов людей и говорить не приходится. Такую оценку ее сельскохозяйственным возможностям дали эксперты ЕС, но вместе с тем за два последних года резко сократилось и производство зерна, и поголовье скота.

Ну, а с сакраментальной нефтегазовой зависимостью от России вообще полный атас, ведь по оценкам отечественных геологов, Украина – это второй Кувейт, собственно, несколько Кувейтов. По крайней мере, при соответствующих капиталовложениях перейти на самообеспечение газом можно за пять лет, утверждают эти эксперты.

Тем не менее, инициированное правительством Януковича повышение рентных платежей привело в этом году к сокращению добычи собственной нефти...

Список парадоксов можно продолжать, даже не касаясь факторов субъективного характера, связанных с ментальными и социокультурными установками граждан Украины.

И без этого, наверное, сказано достаточно, чтобы понять: классические схемы и идеологии национального развития у нас вряд ли сработают, надо сверхнапряжением лучших интеллектуальных сил страны создать программу деятельности правительства, адекватную сумасшедшей, но потенциально очень многообещающей, украинской ситуации.

Правительство Виктора Януковича могло отчитаться только в своем абсолютном несоответствии вызовам ситуации.

Правительство Тимошенко... Оно останется на том же уровне, если ограничится тем, как возвратить обесцененные сбережения и своевременно принять государственный бюджет.

Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Ассоциации украинских писателей

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде