Виктор Ющенко провел незабываемый день с правительством Юлии Тимошенко

Четверг, 27 декабря 2007, 00:41

Заседания правительства в присутствии прессы всегда проходят по одному сценарию. Это игра на расставленные по залу штативы с видеокамерами, в которой мудрый президент, справедливый премьер и честный спикер улучшают жизни соотечественников.

Понятно, что ни один серьезный разговор не будет происходить в таком помещении.

Более того, мало что изменилось бы, даже если бы журналисты ушли – ведь все равно останутся работники аппарата правительства и приглашенные губернаторы и депутаты. А действительно важные решения принимаются в разговоре желательно двух, а максимум трех лиц, причем за плотно закрытой дверью.

В прошлый раз, когда планировалось заседание Кабинета министров при участии Ющенко, оно не состоялось. Произошло это осенью прошлого года – президент развернул свой кортеж по пути к Кабмину, когда узнал, что ему отвели место не посредине президиума, а сбоку от Януковича.

Уже после досрочных выборов Ющенко наведывался на седьмой этаж гигантского здания на Грушевского – тогда Янукович проводил совещание и всячески пытался прогнуться перед президентом. Высмеивая, Тимошенко даже назвала этот стиль поведения своего визави "что подать и где почесать".

Теперь уже самой лидеру БЮТ пришлось принимать Ющенко у себя так, чтобы он не обиделся. Его посадили между Тимошенко и Яценюком, и позволили выступать сколько захочется. Позже об этом много кто из присутствующих жалел. Хотя, например, регламент премьеру ограничили 10 минутами, о чем ей Ющенко несколько раз напоминал.

Когда позапрошлой осенью Ющенко так и не дошел до Кабмина Януковича, на том заседании кипели страсти и происходил разговор на повышенных тонах. Тогдашний премьер пытался уволить нескольких губернаторов за спиной у президента.

Сейчас заседание отличалось кардинально – народ сходился на Кабмин в приподнятом настроении.

Депутат Ляшко, который уже несколько часов находился в новом статусе, говорил с министром труда Людмилой Денисовой как с подчиненной.

– Люда, я тебе все передал в приемную. Как посмотришь – набери, – распорядился Ляшко. – Я теперь заместитель в бюджетном комитете!

Губернатор Киевской области Вера Ульянченко собрала вокруг себя всех руководителей областных администраций и, подмигивая им, сообщила:

– Значит, слушайте сюда и перескажите всем, кого сейчас нет. Когда закончится Кабмин – все идем в секретариат президента. Будем с новым годом поздравлять Виктора Андреевича...

– А чем?

– Чем-чем... Новогодней икебаной! – ответила Вера Ивановна.

Свеженазначенный руководитель налоговой Сергей Буряк впервые принимал участие в заседании в таком высоком статусе чиновника, поэтому выглядел напряженно. Еще больше он напрягся, когда к нему подошел председатель Нацбанка Владимир Стельмах со счастливой улыбкой.

Стельмах протянул ему руку в приветствии и почти мгновенно вложил Буряку в ладонь оранжевую папку. Открыв ее, председатель налоговой увидел объективку и автобиографию какого-то человека – обычно такой пакет раздают перед назначением на руководящие должности.

Подмигнув, Стельмах отошел, а Буряк начал вчитываться в рекомендацию. В документах значилась фамилия "Анатолий Косолапов", бывший председатель налоговой Одесской области. Что значили все эти манипуляции, станет понятно в скором времени, когда начнутся кадровые перестановки на подведомственной Буряку территории.

О скором приходе Ющенко свидетельствовало появление в зале заседаний Виктора Балоги. Он зашел через заднюю дверь, которой пользуются первые лица государства. Балога, не останавливаясь, направился к Юрию Еханурову. К ним тут же подскочил Юрий Луценко. Перекинувшись парой фраз, они разошлись по местам. Но Ехануров встал и подошел к Раисе Богатыревой, которая незаметно заняла крайнее кресло.

– Позвольте представиться, министр обороны Ехануров! – заявил он, взяв руку Богатыревой в свою, и в поцелуе склонился к ладони секретаря СНБОУ.

Ехануров не скрывал увлечения Богатыревой. Фото пресс-службы президента

Честно, никто из присутствующих не смог вспомнить подобных проявлений Еханурова к Тимошенко или другим привластным женщинам.

Журналисты окружили Богатыреву с требованием объяснить, уходит ли она с должности секретаря СНБОУ, как того требует ее родная партия. Но Богатырева была непоколебима.

– Вы сейчас все узнаете! Безопасность и оборона страны не пострадают, если вы немножко подождете, – заявила Богатырева в новом образе.

Ющенко, Тимошенко и Яценюк, зайдя в зал, расселись по местам с разным выражением лица. Если президентское не передавало вообще никаких эмоций, то Тимошенко переводила взгляд с одного министра на другого и улыбкой с ними здоровалась.

О том, что на заседании Кабмина он ничего нового не услышит, знал Виктор Балога. Еще он знал: единственный способ провести эти несколько скучных часов с пользой для себя – это не концентрироваться на словах с трибуны, а развлекаться по мере возможностей.

Поэтому Балога достал карандаш с блокнотом, чтобы подготовить записку Арсению Яценюку. Журналист "Украинской правды", когда прочитал ее содержание, был удивлен циничной иронией председателя секретариата президента.

Итак, Балога, смотря на Ивана Васюныка, который стал гуманитарным вице-премьером и теперь старательно записывал выступление Ющенко, написал Яценюку такое сообщение (орфография сохранена):

"Вельмишановний Іван Васильович Васюник, думає, жалкує, жабо давить, чому він не йшов у депутати, може б також..."

"Жабо давить" в исполнении Виктора Балоги

К сожалению, на фотографии записка не дописана до конца, но можно быть уверенным – дальше Балога намекал, что в спикерском кресле вместо Яценюка мог оказаться именно Васюнык. Ведь когда-то и Яценюк, и Васюнык были в одинаковом статусе первого заместителя председателя секретариата президента.

Тем временем Ющенко, используя свой обычный тембр поучения и морализирования, заряжал атмосферу снотворной энергетикой.

– Я хотел бы обратиться к вновь назначенному правительству с поздравлением каждому министру, каждому чиновнику... У вас есть уникальная возможность, которая выпала на центральное правительство за последние 10-15 лет. В парламенте впервые есть демократическая коалиция... Я просил бы вас осмыслить миссию...

И так далее, и тому подобное. Президент был традиционным даже в том, что снова несколько раз употребил свое новое слово-паразит "акцепт".

В это время зал заседаний правительства жил своей жизнью. Записки передавались из ряда в ряд. Исполняющий обязанности главы СБУ Валентин Наливайченко тоже решил написать Яценюку. О чем там шла речь, автор этих строк повторить не осмелится, но скажет, что там фигурировало слово "собутыльник". И охранник, который забирал записки в президиум, после контрольного прочтения вообще решил не передавать адресату этот клочок бумаги.

А интрига с Богатыревой решилась очень просто. Последним предложением в своей вступительной речи Ющенко представил ее всем присутствующим как нового секретаря Совбеза и передал слово ее сопернице Юлии Тимошенко.

– Я счастлива, что сегодня, возможно, впервые... Я даже не вспомню, когда такое было, что Арсений Яценюк – председатель Верховной Рады – также присутствует на нашем заседании, – начала Тимошенко, изо всех сил демонстрируя счастье.

В следующем предложении она затронула идею Ющенко приходить на каждое заседание правительства, которую накануне анонсировал секретариат президента.

– Думаю, что начатая президентом практика является прекрасной! – Тимошенко выдавливала эти слова из себя, как мазохистка. – Мы будем надеяться, что это будет довольно часто использоваться в нашей общей деятельности!

Потом Тимошенко затронула бюджет–2008, где пообещала, что ею не будет остановлена ни одна льгота.

– Но мы вводим систему, когда льготы не будут получать богатые люди, – предупредила премьер, но не раскрыла тайну, как будут определять людей, достойных субсидий.

Тимошенко заявила, что бюджетом предусмотрены государственные гарантии на долги "Нефтегаза", ведь "с 1 января мог быть объявлен технический дефолт".

– В бюджете усилены все социальные программы. Мы сделали это, имея всего восемь дней, чтобы издать этот бюджет в усовершенствованном виде. С этой задачей правительство справилось. Я хочу поблагодарить Виктора Пинзеника и Министерство финансов, которое работало круглые сутки...

Тимошенко говорила и говорила.

– Виктор Андреевич, мне приятно сообщить, что ваша идея, начатая еще в 2004 году о выплатах при рождении, получает достойное продолжение: на первого ребенка в этом бюджете заложено 12 400 гривен, на второго – 25 000, на третьего и дальше – 50 000 гривен.

Особые споры должна была вызвать фраза, что по новому бюджету компенсируют сгоревшие взносы "Сбербанка" размером до тысячи гривен.

Регламентом Тимошенко было отведено 10 минут, и всегда пунктуальный Ющенко не отказал себе в удовольствии прервать ее выступление.

– Юлия Владимировна, вы использовали 9 минут 55 секунд.

– Буду сейчас сокращаться, Виктор Андреевич, – пообещала Тимошенко.

Всем своим видом она покорялась ему, но продолжала выступать в свое удовольствие.

– Заканчивайте, Юлия Владимировна! – скомандовал Ющенко так, будто в Украине и до сих пор действует распределение полномочий между президентом и премьером, как в старой редакции Конституции.

– Виктор Андреевич, у меня еще есть две минуты, чтобы закончить, – пообещала Тимошенко и успела прорекламировать несколько направлений бюджета своего Кабинета министров.

– Да этот бюджет никто из министров даже не видел! – тихо возмущался на месте Владимир Литвин, который присутствовал здесь как лидер фракции своего имени.

Дальше началось обсуждение бюджета министрами и губернаторами. Монотонные речи с трибуны окончательно переключили зал на свои проблемы.

Раиса Богатырева слушала выступления, переговариваясь с Виктором Балогой. Из выступлений всех ораторов она записала в блокнот только несколько слов – и только тех, которые сказал Ющенко.

Потом Богатыревой – очевидно, из штаба Партии регионов – прислали на телефон новость. Борис Колесников оценил ее поступок по переходу в Совбез в критических выражениях. Богатырева взяла лист из блокнота и переписала для Балоги слова Колесникова: "РБ была хорошим членом команды и имеет заслуги. Но будет конфликт интересов. Например, по НАТО..."

Горечь прослеживалась в том, как Богатырева, показывая это Балоге, подчеркнула слова "была членом команды…"

Богатырева пишет Балоге, что о ней сказал Колесников

...Завершить обсуждение на Кабмине должен был Арсений Яценюк, который отрапортовал Ющенко об успешно завершенной работе – формировании всех комитетов парламента:

– Господин президент, Верховная Рада готова к своей ключевой функции – законодательной деятельности!

Ющенко начал закрывать заседание. То, как это выглядело, сделало абсурдными все его замечания Тимошенко о лишнем использованном времени. По регламенту, Кабмин должен был закончиться в 14:00. Реально это произошло в половине четвертого.

Для начала президент "сжато подвел черту" минут на двадцать, снова вспомнив об "уникальном шансе", который возник в связи с формированием демократической коалиции.

Когда уже близилось полчаса его речи, коммунист Петр Симоненко не выдержал и повернулся к сборщику налогов Буряку.

– Сережа, с тебя не только бутылка, но и пончик! Ты обещал, что он вложится в пять минут при подведении итогов!

А Ющенко продолжал выступать, обращаясь к министрам, которых он уже знает лет по десять, на "ты".

– Даю тебе, Юрий Иванович, десять дней! – заявил Ющенко Еханурову требование, чтобы тот быстро предложил идеи улучшения финансирования армии.

Ющенко переходил с темы на тему – казалось, не существует вопрос, который он не затронет в своем заключительном слове. Президента снова возмутили медленные темпы подготовки к чемпионату Европы по футболу.

– Январь – это последний месяц планирования Евро–2012. Чтобы с февраля мы уже говорили – строительная площадка готова, и мы начинаем строить объекты, – заявил он, обращаясь к правительству вообще и никому из членов правительства в частности.

Президент также возмутился способами приватизации, как она происходила во времена предыдущего правительства.

– "Лугансктепловоз" продали просто без конкурса! Был один участник и две его дочерних структуры, а потом председатель Фонда государственного имущества обвиняет американцев. А конкурса не было, уважаемая! – апеллировал Ющенко к отсутствующей на заседании Валентине Семенюк.

В следующем предложении президент упомянул о схемах татар на Кременчугском НПЗ, но вообще обошел тему "Днепрэнерго".

– Юлия Владимировна, это не большая проблема – найти деньги на обеспечение детей, которые учатся в ПТУ. То же самое касается ребенка-сироты, – сообщил Ющенко свое социальное требование.

Бесспорно, здесь президент был прав.

Бюджет следующего года предусматривает, что на Государственное управление делами, по статье которого финансируется деятельность Ющенко и его секретариата вместе с многочисленными санаториями и незабываемым "Художественным арсеналом", выделен 1 миллиард (!) 236 миллионов 929 тысяч гривен.

Тогда как статья бюджета "подготовка кадров в профтехучилищах" по всей 46–миллионной Украине весит аж 2,8 миллиарда гривен.

Затем Ющенко неожиданно переключился на тему украинского государственного радиовещания, которое, по его данным, исчезло в Одессе и Крыму – что угрожает отставкой руководителю Национальной радиокомпании.

Однако Ющенко, неожиданно для многих, не переключился на что-то новое, а продолжил наступление на информационном фронте:

– У меня вопрос к Сергею Буряку, – обратился президент, высматривая нового руководителя ГНАУ.

Буряк, который сидел в задних рядах, в это время пытался с пользой проводить время на заседании Кабмина – он расписывал внутреннюю почту.

– У нас есть налоговая администрация в Украине? – повысив голос, спросил его Ющенко.

– Так точно! – выпалил Буряк.

– Благодарю, прошу садиться, – Ющенко немного смягчил интонации. – Как случилось, что в Украине на информационном рынке работают без лицензии?! Я прошу налоговую администрацию заняться этим вопросом с первого же дня!

Собственно, если кто-то не знал, что это за явление – "команды президента силовикам" – то теперь он мог в этом убедиться наглядно.

Ющенко заявил, что в январе хочет провести три совещания о телевидении и радио в Украине.

– Начиная с кабельного телевидения и заканчивая законом о языке. Почему с таким трудом идет украинская продукция на телевидении? – снова возмутился глава государства.

Ющенко имел в виду музыкальные каналы, так как это следовало из его следующей реплики.

– Разве это правда, что в стране, где национальная картотека составляет 300 тысяч единиц, могут возникать проблемы с заполнением пространства?

– Неправда! – неожиданно громко ответил Ющенко министр культуры Василий Вовкун. Несколько членов правительства, которые уже склонили головы на грудь, слушая монолог Ющенко, от неожиданности вздрогнули.

– Абсолютная неправда! – поддержал Вовкуна президент.

Виктор Андреевич тут же предложил рецепт, как сделать качественным музыкальное наполнение телевидения.

– Я вот думаю, как нам восстановить во дворце "Украина" ежегодный фестиваль народного творчества? Чтобы туда приезжали, начиная с района... Для многих исполнителей была бы большая честь стоять на этом подиуме...

Ющенко поделился своими свежими впечатлениями с притихшим залом.

– Я вот смотрел концерт "Мелодия двух сердец", который делают Виталий и Светлана Билоножко... Так там выходят на сцену две бабушки. Ну, их соответственно, шутя, представляют как "секс-бомбы"... Вы знаете, удивительная радость! У нас огромный потенциал!

Ющенко не останавливался. Казалось, он поставил цель затронуть все темы, где в Украине, на президентский взгляд, непорядок.

Виктор Балога, чтобы как-то потратить это время, принялся зарисовывать карандашом логотип газеты "Факты", которая лежала у него на столе.

Даже ближайший соратник президента не выдерживал устроенной экзекуции словом

Но, поскольку приближалась девяностая минута спича, кое-кто не выдерживал.

– Странно, что он спрашивает, все "почему" да "почему"? – обратился Симоненко к своему соседу по креслу Николаю Азарову, когда Ющенко в очередной раз предъявил претензии. – Эти все вопросы к нему! В таком случае можно и его спросить, почему он сидит в этом кресле и получает зарплату?

Азаров только зевнул. Возможно, он подумал: если бы год назад на заседании правительства они посадили президента в центре, Ющенко бы не обиделся, все бы сложилось иначе, и премьером до сих пор работал бы Виктор Янукович.....

Однако додумать до конца он не успел – Ющенко выступление все-таки закончил.

Тогда министры пошли на закрытую часть заседания Кабмина, члены теневого правительства отправились в "Звездный", а губернаторы веселой кампанией, отшучиваясь и подталкивая друг друга, как маленькие дети, отправились на Банковую – поздравлять президента с новым годом...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде