Эрзац-реформы: как это делается

Четверг, 17 января 2008, 11:07

Во время двух мировых войн куцее словечко "эрзац" пользовалось в Европе исключительной популярностью. Рядовой гражданин сталкивался с неполноценными заменителями ежедневно.

Дефицит военного времени порождал самые необычные суррогаты: от крапивных тканей и гороховых колбас до рисовых окороков с деревяшкой вместо кости. Заботливые правительства обеспечивали население эрзац-шоколадом, эрзац-мылом, эрзац-сигаретами и массой других сомнительных заменителей...

В ХХI веке украинская политическая элита пошла еще дальше, взяв на вооружение универсальный суррогат – эрзац-реформы.

Именно так можно назвать мероприятия, создающие у населения видимость позитивных сдвигов и глубинных преобразований, в то время как фактически страна топчется на месте.

Эти заменители предлагаются обществу вместо полноценных системных реформ – налоговой, судебной, пенсионной, административно-территориальной и прочих.

Порождает суррогатные реформы все тот же дефицит. Острый дефицит стратегического мышления, компетентных кадров, времени, политической ответственности, готовности умерить свои амбиции ради страны и пожертвовать собственным рейтингом, решившись на непопулярные меры.

К сожалению, новое украинское правительство также пошло проторенной дорогой.

Все больше фактов говорит о том, что Юлия Владимировна и Ко намерены сосредоточиться на фабрикации суррогатов в красивых обертках. Впрочем, это и неудивительно: не за горами президентские выборы, а эрзац-реформы в предвыборный период столь же незаменимы, как сахарин во время мировой войны.

Чем же потчуют нас предприимчивые лидеры из различных политических лагерей? Приведем рецептуру наиболее популярных суррогатов:

"Социальный". Экономически необоснованные социальные выплаты – излюбленный заменитель реформ.

Внешне он выглядит привлекательно: страна движется вперед, жить становится все лучше и веселее! В действительности бюджет трещит от непосильных нагрузок, растет инфляция, обществом овладевают иждивенческие настроения.

В начале 2005-го "социальный" эрзац неприятно разочаровал многих искренних сторонников оранжевой революции.

От новой власти ждали стратегических реформ, пусть болезненных, но необходимых стране – благо всеобщий энтузиазм позволял Ющенко и Тимошенко идти на непопулярные меры. Вместо этого президент и премьер запустили "аттракцион невиданной щедрости". Постфактум могло показаться, что на Майдане украинцы стояли за пенсионными надбавками и единовременными пособиями по рождению ребенка.

Социально-популистская эпопея получила продолжение в новом 2008 году. Пост-постфактум выяснилось, что на Майдане украинские граждане занимали очередь за вкладами покойного Сбербанка СССР...

"Репрессивный". Широко разрекламированные "наезды" на олигархов, присвоивших народное добро; злостных уклонистов от уплаты налогов и т .д.

На первых порах такая методика действительно позволяет увеличить поступления в госбюджет, но вскоре она начинает пробуксовывать. Кавалерийские рейды не могут заменить системных реформ.

Для стабильного наполнения казны мало ужесточить налоговый прессинг – необходимо реформировать абсурдную налоговую систему, заставляющую отечественный бизнес массово уходить в тень. А пресловутая реприватизации приносит стране гораздо больше косвенных убытков, чем непосредственных прибылей.

Тем не менее, многие граждане склонны воспринимать хаотичную репрессивную деятельность как структурные, коренные преобразования. Сильная рука, карающая врагов трудового народа, всегда выглядит привлекательно – пусть в результате сам народ и не получает обещанных золотых гор.

"Инвестиционный". Популярнейший суррогат эпохи развитого кучмизма и засилия "донецких" в исполнительной власти.

В этом случае за стратегические преобразования пытаются выдать лоббистскую деятельность и отмывание денег. Идеальная площадка для таких занятий – свободные экономические зоны и технопарки.

Кроме того, из бюджета щедро спонсируются так называемые "инновационно-инвестиционные проекты". Контроль над СМИ позволяет облагородить эти небескорыстные подарки дружественному бизнесу. Они становятся кардинальными сдвигами в развитии страны и главной надеждой на светлое будущее.

Подобная практика процветала во время первого премьерства господина Януковича. В конце 2006-го Виктор Федорович и компания попытались было взяться за старое. Однако на сей раз инновационно-инвестиционный спектакль долго не продлился.

"Конституционный". Издевательства над многострадальным Основным законом, выдаваемые за нечто эпохальное, способны вывести страну на новые рубежи развития.

Разумеется, за благими намерениями "упорядочить", "оптимизировать" и "разграничить функции" скрываются попытки конкретных политиков монополизировать власть. Маскировка банальной драки за полномочия под стратегическую реформу выглядит весьма жалко.

Как правило, суррогат состряпан настолько неумело, что воспринимать его всерьез отказываются даже самые наивные граждане. И как ни воспевал историческую роль политреформы Сан Саныч Мороз, на выборах-2007 это ему не помогло.

Тем не менее, мы не застрахованы от новых попыток перекроить Конституцию под видом судьбоносного для Украины решения.

"Программный". Рецептура этого эрзаца очень проста. Обществу с большой помпой преподносят план действий, буквально переполненный амбициозными задачами.

У людей создается впечатление, будто страна стоит на пороге великих свершений, и вожди точно знают, что делать. Обеспечив должный пиар-эффект, программа благополучно остается на бумаге.

Думаю, мало кто помнит некогда нашумевший план реформ "Украина-2010". Из более свежего – президентская программа "10 шагов..." и премьерская "Навстречу людям" без избытка цифр, но с разделами "Вера", "Жизнь", "Гармония" и т.д.

Увы, в прошлом году нам так и не успели презентовать план реформ от заокеанской консалтинговой компании "Мак-Кинси", невыполнением которого должен был заняться Кабмин Януковича. Зато теперь есть новый хит сезона – программа "Украинский прорыв". Что ж, на бумаге она смотрится очень даже неплохо!

"Руководящий". Создание специальных комиссий, национальных агентств, комитетов или министерств, призванных курировать то или иное стратегическое направление.

Как правило, при этом дублируются функции уже существующих структур. Зато у граждан формируется иллюзия: коль скоро приоритетную отрасль окружили особой заботой, она непременно расцветет!

Ярким примером может служить должность вице-премьера по европейской интеграции. Олег Рыбачук, занимавший этот пост в 2005-м, претендовал на отдельное министерство, но Украину к ЕС так и не приблизил. Ныне вице-премьерская должность, оказавшаяся ненужной три года назад, успешно возрождена.

Пока не ясно, каковы будут полномочия Григория Немыри, и как он собирается координировать свою деятельность с ведомством Огрызко. Но, видимо, нас ожидает евроинтеграционный прорыв – ведь этим делом вновь заведует специальный человек!

"Национально-исторический". Еще один популярный заменитель системных реформ. Нежелание и неспособность их проводить компенсируется за счет обращения к благодатным темам истории, языка etc.

Для этого не требуется ни стратегического мышления, ни управленческих талантов, ни квалифицированных кадров, ни кропотливой работы – вполне достаточно одного росчерка пера.

Относясь к разряду т. н. "медиавирусов", подобные акции моментально овладевают общественным вниманием и способны создать у многих граждан иллюзию судьбоносных преобразований, отодвинув на задний план обширный массив нерешенных проблем.

Какая налоговая реформа, какие независимые суды, какие энергосберегающие технологии?! Роману Шухевичу присвоено знание Героя Украины – вот это действительно эпохальное событие...

Как видим, ассортимент эрзацев, предлагаемых населению Украины вместо реальных реформ, достаточно широк. Однако легче от этого не становится.

При желании темную бурду можно приготовить из чего угодно – из желудей, цикория, каштанов, ячменя и т. д. – но полученный продукт все равно будет далек от натурального кофе.

Насколько эффективны эрзац-реформы? С точки зрения государственных интересов об эффективности говорить не приходится. Как и любой суррогатный продукт, в малых дозах они не приносят ни пользы, ни вреда.

Если же ими злоупотреблять, могут спровоцировать резкий экономический спад, гиперинфляцию, правовой хаос, раскол в обществе и прочие малоприятные вещи.

Итак, стране эрзац-реформы не сулят ничего хорошего. А как насчет правящих кругов? Увы, зачастую подобная тактика оказывается эффективной и приносит политическим лидерам желаемые бонусы.

Успех суррогатных реформ как пиар-инструмента побуждает отечественную элиту продолжать в том же духе.

Засилье эрзацев – в какой-то мере наша вина, вина украинских граждан. Это мы готовы с жадностью ухватится за иллюзию перемен, это нам очень хочется верить симпатичному политику или просто верить в лучшее.

Пока красиво оформленные суррогаты будут находить спрос у населения, подлинных реформ украинцам не предложат.

Все зависит от нас самих – от того, будет ли украинское общество и дальше подыгрывать политикуму, или же превратится в самостоятельного игрока.

Вспоминается старый анекдот о сошедшем с рельсов поезде и советских вождях. Леонид Ильич Брежнев предлагал следующее решение проблемы: делать вид, будто поезд движется. Задернуть шторы, дружно раскачивать вагон и периодически объявлять остановки...

Современные украинские лидеры тоже не прочь сымитировать интенсивное движение вперед. Но стоит ли нам раскачивать вагон вместе с ними?

Михаил Дубинянский

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде