Можно ли реализовать план переформатирования коалиции и отставки Тимошенко?

Пятница, 15 февраля 2008, 14:31

Коалиция будет переформатирована. Правительство отправят в отставку. Янукович будет спикером, а Балога, Богатирева или Яценюк станет премьером. В последнее время такие разговоры среди политиков и политологов стали особенно актуальными.

Но увлекшись этими дискуссиями, в основном развивающимся вокруг проблем возможности и желания политических сил в парламенте создать коалицию в новом формате, дискуссанты мало внимания обращают на процедурные "крючки".

Не хотелось бы сейчас касаться именно политико-временных перспектив дальнейшей деятельности нынешнего большинства. Об этом уже сказано и написано достаточно много.

Но необходимо расставить юридические точки над "і", и детальнее остановиться на некоторых регламентных и правовых нормах, которые определяют процедуру переформатирования большинства и отставки действующего правительства.

МАГИЧЕСКОЕ ЧИСЛО ТРИДЦАТЬ СЕМЬ

Вопрос прекращения деятельности коалиции регулируется Конституцией и регламентом Верховной Рады, который был принят еще в 2006 году. Согласно статье 66 этого регламента определяются следующие основания прекращения ее деятельности:

1) прекращение полномочий Верховной Рады соответствующего созыва;

2)уменьшение численного состава депутатов в коалиции до количества народных депутатов меньшего, чем определено в Конституции, то есть меньше чем большинство от конституционного состава парламента;

3) принятие коалицией решения о прекращении своей деятельности.

С точки зрения последних событий и заявлений, для нас самыми интересными являются два последние основания.

Сначала проанализируем ситуацию с уменьшением численности депутатов-коалициантов до количества, меньше 226. Это может состояться или вследствие индивидуального выхода, или выхода из коалиции одной из ее фракций.

Индивидуальный выход из коалиции. Учитывая наше конституционное право, такой выход выглядит довольно сомнительным. Вспомните, что год назад индивидуальный переход отдельных народных депутатов из состава оппозиции в тогдашнюю коалицию завершился роспуском парламента.

Лучшие юристы БЮТ, "Нашей Украины" и секретариата президента доказывали, что в коалиции не может быть индивидуального членства, поскольку она создается не отдельными депутатами, а парламентскими фракциями.

Изменять эту правовую позицию через год будет крайне непоследовательно. Смешно будут выглядеть должностные лица и депутаты, которые год назад доказывали одно, а сейчас упорно будут доказывать совсем противоположное. А какое пространство для информационных атак оппонентов!

К сожалению, нормы права у нас живут отдельно, а логика политической целесообразности – отдельно. Поэтому не исключено, что может найтись всего лишь два народных депутата, которые заявят о своем выходе из состава коалиции - напомним, что Иван Плющ так и не подписал коалиционное соглашение между БЮТ и НУНС. В сухом итоге останется 225 депутатов-коалициантов.

Представляю, какая юридическая буря развернется вокруг вопроса: так жив ли пациент, или мертв, существует ли коалиция, или почила в мире?

Но чем бы не закончилась такая дискуссия, индивидуальный выход будет означать де-факто коллапс коалиции, поскольку у нее не будет достаточного количества голосов для поддержки собственных законопроектов.

Отсутствие закона об императивном мандате для народных депутатов сделает невозможным влияние на "выходцев-индивидуалов".

Относительно выхода из состава большинства одной из фракций. Для принятия такого решения необходимо результативное голосование внутри одной из фракций коалиции. Например, в "Нашей Украине" для этого нужны голоса 37 народных депутатов (большинство от ее состава – 72 депутата).

В нынешних условиях такое количество набрать крайне сложно, с большей долей вероятности можно спрогнозировать раскол фракции.

И наконец, относительно прекращения деятельности коалиции, так сказать, по собственному желанию. Для принятия решения о прекращении большинством своей деятельности, необходимо провести общее собрание коалиции. Их решения считаются принятыми, если за них проголосовало больше половины от общего количества народных депутатов каждой из фракций большинства (согласно Коалиционному соглашению между НУНС и БЮТ).

Таким образом, провести безупречную с правовой точки зрения операцию по переформатированию коалиции очень сложно. Если же кто-то возьмется за это, то вероятнее, он изберет путь индивидуального выхода из коалиции, что приведет, по крайней мере, к блокированию ее деятельности.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТПРАВЛЕНО В ОТСТАВКУ! ПУСТЬ ЖИВЕТ СТАРОЕ НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО!

Главными документами, регулирующими порядок отставки правительства, являются Конституция, закон "О Кабинете Министров Украины" и регламент Верховной Рады.

Досрочно полномочия Кабинета министров могут прекращаться в случае:

1) принятия Верховной Радой резолюции о недоверии Кабинету Министров;

2) отставки премьер-министра за предоставленным им заявлением;

3) прекращения полномочий премьер-министра в связи с невозможностью выполнения им полномочий по состоянию здоровья или в связи с его смертью.

Желаем долгих лет и здоровья нынешнему премьеру, потому пункт о смерти и неизлечимых болезнях рассматривать не будем. Из области ненаучной фантастики сейчас выглядит и собственное заявление главы правительства о своей отставке.

Интереснее для анализа отставка Кабинета министров в связи с принятием резолюции недоверия правительству, которое может вноситься на рассмотрение парламента третью депутатов от конституционного состава Верховной Рады или президентом Украины. Для ее принятия необходимо 226 голосов.

К безусловным оппонентам нынешнего правительства принадлежат Партия регионов и КПУ. В случае привлечения к этой процедуре Блока Литвина, совокупно у них будет 222 голоса. Для полной победы необходимо привлечь всего лишь голоса четырех депутатов, что вполне вероятно в сегодняшних условиях.

И фракционная дисциплина здесь абсолютно не к чему. Вряд ли она сдержит тех, кто не любит Тимошенко всем сердцем.

Без Блока Литвина задачи оппозиции усложняются, поскольку тогда у противников правительства будет всего 202 голоса. Но тот, кто будет начинать такую операцию, должен сознавать, что она по определению должна быть результативной. Иначе политическая смерть правительственных оппонентов будет неминуемой и быстрой.

Согласно закону о Кабмине, в случае принятия резолюции правительство будет отправлено в отставку.

Но...И сейчас этих "но" будет очень много.

Отправленное в отставку правительство будет исполнять свои обязанности до формирования нового правительства. Для того, чтобы сформировать новое правительство необходимо создать новую коалицию.

А для этого необходимо голосование большинством от состава фракции. То есть, проблема 37 голосов "нашеукраинцев" возникает с новой силой.

И еще одно "но". Ведь новое коалиционное соглашение должен подписать каждый народный депутат. А если часть из них откажется это делать? И голосов снова не хватит. Как говорится, пример Ивана Плюща вдохновляет на новые свершения.

Индивидуальное же вхождение депутатов в новую коалицию будет означать возвращение к прошлогодней ситуации и хождение по "заколдованному" кругу украинского парламентаризма и политической ответственности перед избирателями. И здесь неважно сколько голосов депутатов будет не хватать – четыре или двадцать четыре.

Поэтому, в случае реализации сценария "переформатирования и отставки" не исключена ситуация, что Кабинет министров и Верховная Рада будут работать в "подвешенном" состоянии. А новая коалиция и новое правительство так и не будут сформированы, что будет давать основания президенту для роспуска парламента.

С другой стороны, мы все помним, что на протяжении одного года нельзя досрочно прекращать полномочия парламента, избранного на внеочередных выборах.

Игорь Жданов, политолог



powered by lun.ua
Главное на Украинской правде