Юлия Тимошенко: между Газпромом и Аллой Пугачевой

Пятница, 22 февраля 2008, 12:10

Теоретически визит Юлии Тимошенко в Москву можно было бы назвать успешным. Несмотря на все преграды с Банковой, ей удалось встретиться со всеми первыми лицами страны. Ее признали, как партнера по переговорам.

Тем не менее, на практике ей не удалось изменить ни одного пункта договоренностей, которых до нее достиг в Москве Виктор Ющенко. Хотя в последние часы пребывания в столице Российской Федерации казалось, что еще немножко и она упрямством и терпением возьмет главную высоту и привезет хотя бы протокол о намерениях по газовым отношениям с Россией.

Второй день пребывания Юлии Тимошенко в Москве прошел под знаком Газпрома.

Встреча Юлии Тимошенко с председателем правления российского газового монополиста была овеяна многими тайнами.

Во-первых, она до последнего оставалась не подтвержденной. Работники протокола не могли назвать время встречи даже накануне ночью.

Последним аргументом для Алексея Миллера принять Юлию Тимошенко стала ее встреча с Владимиром Путиным. По некоторой информации во время более чем трехчасовой беседы господин Путин даже сам звонил по этому поводу главе правления Газпрома.

Окончательно встреча была подтверждена только утром в последний день визита. Перед тем как поехать в Газпром Юлия Тимошенко провела неформальную встречу с руководителями российских СМИ.

Организатором мероприятия выступал Интерфакс, а модератором – руководитель украинского Интерфакса Николай Мартиненко. Тем не менее, еще, за день до визита Юлии Тимошенко в Москву, в Кабмине ходили слухи, что российскому Интерфаксу было категорически запрещено принимать украинского премьера на своей территории.

Потом якобы этот вопрос урегулировали, но встреча с руководителями СМИ все равно проходила не в Интерфаксе, а в конференц-зале Президент-отеля, где остановилась премьер. По некоторой информации такое решение было принято в связи с тем, что зал Интерфакса не мог разместить больше двадцати лиц, собравшихся к Юлии Тимошенко.

О чем именно говорили руководители российских СМИ с Юлией Тимошенко так и осталось неизвестным – по договоренности по результатам встречи не должно быть ни публикаций, ни упоминания в прессе.

К впечатляющему по размерам стеклянному зданию Газпрома кортеж премьер-министра подъехал около часа дня. Юлия Тимошенко в длинном  черном пальто поднялась на шестой этаж дома, где расположена приемная Алексея Миллера, на президентском лифте.

Протокольная съемка с господином Миллером продлилась меньше пяти минут.

- Я очень рада нашей встрече, - кокетливо протянула руку Юлия Тимошенко.

- Нам есть о чем поговорить, - подтвердил Алексей Миллер.

- Да. Нам надо решить все наши проблемные моменты, а потом уже праздновать и пить шампанское, - с надеждой произнесла премьер. 

В ответ Миллер как и все, кто встречался с Юлией Тимошенко в последние дни, намекнул на соблюдение договоренностей, которые были достигнуты между президентами.

И хотя на премьере было уже не то праздничное белое платье, в котором она накануне ходила к Владимиру Путину – в Газпром Тимошенко прибыла в значительно более сдержанной черной юбке и такой же сдержанной белой блузе – ее настроение выдавало надежду на успешные переговоры.

Но уже с первых минут встречи работники Газпрома дали понять, что никакого общего распития шампанского не будет. Планировалось, что после переговоров Юлия Тимошенко и Алексей Миллер выйдут к прессе вместе. Но оказалось, что так планировала украинская делегация. Алексей Миллер категорически отказался выходить к журналистам.

У него были планы намного важнее чем беседы со СМИ. Или даже встреча с украинским премьером.

В этот день в "Газпроме" был не праздник Украины, и даже не праздник Юлии Тимошенко.

В этот день российский концерн готовился к одному из значительных событий в истории российской газодобычи.

В кабинете Алексея Миллера есть много входов и выходов. И в то время как в одной приемной он встречался с Юлией Тимошенко, за дверью двух других помещений сидели руководители французского Total и норвежского StatoilHydro.

В четверг должно было состояться подписание договора о создании компании, которая будет разрабатывать одно из мощнейших в стране Штокманское газоконденсатное месторождение - Shtokman Development AG. Это первый случай, когда Россия в таких объемах предоставит доступ к своим месторождениям иностранным компаниям.

По иронии судьбы Штокманское месторождение планируется сделать ресурсной базой для экспорта газа в Европу в обход Украины – через "Северный поток".

В Газпроме говорят, что Алексей Миллер даже не готовился к встрече с Юлией Тимошенко и то, что ее приняли было только жестом вежливости.

По информации "Украинской правды", господин Миллер провел с Юлией Тимошенко не больше часа. После этого к премьеру присоединилась часть украинской делегации в лице Виталия Гайдука, Игоря Диденко и Олега Дубины, а с российской стороны встречу продолжил заместитель главы правления Газпрома Валерий Голубев.

Именно господин Голубев еще две недели назад отправил Юлии Тимошенко письмо, в котором категорически отказал в изменении контрактных отношений по поставке природного газа в Украину, фактически исключив возможность подписания прямых контрактов с Россией.

При этом Валерий Голубев защищал посредников, подчеркивая, что "Газпрому" принадлежит важная доля участия RosUkrEnergo и УкрГаз-Энерго.

Фактически в тот момент, когда вошел Голубев и вышел Миллер, Юлия Тимошенко должна была бы покинуть Газпром. Но надежда все еще была, Алексей Миллер иногда заглядывал в кабинет.

Тем не менее, сюрпризы были впереди. Оказалось, что в отличие от Алексея Миллера, ко встрече очень тщательно готовился довольно неожиданный состав переговорщиков... с украинской стороны.

В какой-то момент Валерий Голубев открыл одну из дверей комнаты переговоров и пригласил мощную делегацию из пяти лиц, которая представляла УкрГаз-Энерго. Возглавлял группу переговорщиков сам глава правления компании Игорь Воронин. Сразу за ними вошли исполнительные директора RosUkrEnergo Константин Чуйченко и Дмитрий Глебко.

"Юлия Тимошенко изменилась в лице, казалось, она не верит своим глазам", - рассказал один из участников переговоров.

Потом украинскую делегацию "обрабатывали" в две руки.

Представители российского монополиста делали вид, что их меньше всего беспокоит долг перед "УкрГаз-Энерго" и они бы хотели поговорить о долгах за начало 2008 года. Намекали даже на то, что если украинская сторона сознательно отбирала газ из газохранилищ, то, с их точки зрения, это - контрабанда.

В то же время представители "УкрГаз-Энерго" долго рассказывали о том что было в прошлом  году, требуя по возможности скорее погасить задолженность за потребленный газ.

Кто-кто из участников переговоров говорит, что уже под конец переговоров Юлия Тимошенко сама подошла к Игорю Воронину и пообещала лично разобраться в Киеве.

Пока отношения между государством и компанией "УкрГаз-Энерго" выглядят как в фильме "Двенадцать стульев" между пьяным работником театра и Остапом Бендером.

Правительство предлагает сначала подписать акты на поставку газа, а уже потом рассчитаться, а представители "УкрГаз-Энерго" говорят: сначала деньги, потом акты.

Правительство боится, что в случае перечисления денег "УкрГаз-Энерго" предоставит акты на поставку газа по цене 185 долларов, а не 130. А в "УкрГаз-Энерго" беспокоятся, что после подписания актов Кабинет министров запишет их в свои должники и учитывая то, что распоряжение о ликвидации "УкрГаз-Энерго" уже подписано, деньги так и останутся невыплаченными.

Тем не менее, в четверг Юлия Тимошенко рассказала "Украинской правде" как правительство собирается выходить из этого тупика:

- Там ситуацию по контрактам урегулировать невозможно, потому, что "УкрГаз-Энерго" как всегда мошенническим путем хочет взять все просто шантажом. Мы нашли другой вариант. Мы выпустим постановление правительства и вменим в обязанность НАК "Нефтегаз Украины" рассчитаться за потребленный объем.

Дискуссия по поводу этого в четверг продлилась больше 5 часов. По словам некоторых участников переговоров, Юлия Тимошенко большую часть встречи просидела в черном пальто – ее морозило и она все время пользовалась носовым платком.

Время от времени в коридоре мимо журналистов проходил Алексей Миллер под ручку с очередным иностранцем в сопровождении охраны. На вопрос журналистов "как там переговоры с Украиной" господин Миллер только улыбался. А потом исчез и Миллер – к нему в одну из дверей вошла делегация во главе с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым.

О том, что визит украинской делегации точно останется нерезультативным стало понятно, когда служба протокола Юлии Тимошенко попросила журналистов оставить помещение "Газпрома" и ехать в аэропорт.

Почему премьер не захотела дать брифинг прямо в помещении "Газпрома" неизвестно. Либо она не захотела признавать поражение на глазах у рядовых работников "Газпрома", либо опасалась вмешательства со стороны делегации RosUkrEnergo и "УкрГаз-Энерго".

Присутствие представителей этих компаний на переговорах стало настолько раздражающим, что на брифинге в аэропорту "Борисполь" Юлия Тимошенко почти семь раз повторила, что этих посредников на рынке Украины не будет.

По ее словам такие договоренности есть даже с Владимиром Путиным.

- Мы же урегулируем на ближайшей неделе все соглашения  и уберем УкрГаз-Энерго. Эту компанию уберут и мы сделаем так, что НАК "Нефтегаз Украины" будет сам работать и реализовывать газ на внутренний рынок.

По информации "Украинской правды", НАК "Нефтегаз Украины" начал работу по уничтожению "УкрГаз-Энерго" по всем фронтам. Сначала Олег Дубина пролоббировал распоряжение Правительства о ликвидации устава компании. А теперь появилась информация о том, что заместитель главы НАКа Игорь Диденко работает в этом направлении с известным адвокатом Сергеем Власенко.

Источник "Украинской правды" утверждает, что в ближайшее время будет попытка признать правление "УкрГаз-Энерго" нелегитимным, опираясь на решение суда, принятое без приглашения представителей компании.

Кстати, журналисты "Украинской правды" видели господина Власенко в приемной Диденко в тот же день, когда "Газпром" в последний раз пригрозил остановить поставки газа в Украину.

Впрочем, сам господин Власенко в комментарии "Украинской правде" не захотел ни подтвердить эту информацию, ни опровергнуть ее.

Брифинг Юлии Тимошенко в Киеве дал понять одно: главным результатом ее визита в Москву стало то, что премьер узнала о новом неизвестном долге Украины.

- Проблемы, которые были созданы "RosUkrEnergo" и "УкрГаз-Энерго" значительно глубже, чем мы представляли. Сегодня наши долги измеряются не только долларами, а еще и определенными объемами газа, которые за предыдущие периоды были потреблены УГЭ и РУЭ и выведены из баланса Украины.

По ее словам, задолженность составляет почти 4 млрд кубометров среднеазиатского газа, которые неизвестно "кому принадлежали, кто и куда его продавал".

Еще одним важным утверждения со стороны Юлии Тимошенко стало то, что она категорически исключила возможность существования любых российско-украинских общих предприятий, которые бы имели доступ на внутренний газовый рынок Украины.

"НАК "Нефтегаз Украины" – достаточно сильная компания, чтобы самой справляться с этой работой", - утверждает она.

Но, несмотря на болезнь и все неприятности, которые ожидали премьер-министра в Москве, одно светлое воспоминание у нее все-таки осталось.

По информации "Украинской правды", в первый день визита, сразу после встречи с президентом РФ Юлия Тимошенко в сопровождении очень узкого круга приближенных лиц направилась на встречу с человеком, который занимает второе место по популярности в России после Владимира Путина.

В одном из ресторанов в центре Москвы Юлия Тимошенко встретилась с Аллой Пугачевой. Кроме нее на встрече был Михаил Левинский, импрессарио артистки и еще несколько лиц.

- Ой... Та-а-а-а-к, было! Просто мы встретились, познакомились, ходили вместе кофе пить, - призналась уже после окончания брифинга в Борисполе Юлия Тимошенко.

И это была чуть ли не единственная ее искренняя улыбка за весь визит в Москву.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде