Для чего Украине White Stream?

Среда, 27 февраля 2008, 11:54

Украина является важным энергетическим транспортным коридором для Европейского Союза. Основные объемы российского и центральноазиатского газа транспортируются по украинской газотранспортной системе.

Энерготранспортные возможности Украины - составная часть системы обеспечения стран ЕС энергоносителями. На сегодняшний день Евросоюз пытается объединить усилия стран-членов и сформировать Европейскую внешнюю энергетическую политику для противодействия энергетическим вызовам будущего и во избежание зависимости от одного поставщика.

С этой целью 31 января – 1 февраля 2008 года в Брюсселе была проведена ежегодная международная энергетическая конференция Французского института международных отношений (IFRI).

Подводные камни Европейской энергетической политики

У Европейской энергетической политики есть две составляющие: внутренняя и внешняя. Она осуществляется в соответствии с планом действий Совета Европы на 2007-2009 года "Энергетическая политика для Европы", утвержденным на мартовском заседании Совета Европы 2007 года.

В этом базовом документе уделено внимание созданию внутреннего рынка электроэнергии и газа, энергетической эффективности и возобновительной энергетике, энергетическим технологиям, безопасности поставок и внешней энергетической политике.

И если во внутреннем энергетическом направлении ЕС достиг определенных успехов, то внешняя составляющая остается камнем преткновения для европейских стран. Заявления о единых принципах и подходах стран-членов ЕС на внешнем энергетическом рынке на практике остаются преимущественно декларациями.

Именно этим проблемам и была посвящена конференция IFRI, в которой среди многих европейских экспертов приняли участие Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и европейский комиссар по энергетике Андрис Пиебаргс.

Препятствиями на пути к созданию внешней энергетической политики ЕС, по оценке директора бельгийского аналитического центра Bruegel Жана Пизани-Ферри, являются отличия в объемах потребления разных видов энергоносителей, в части возобновительной энергетики, в структуре и открытости энергетических рынков, в зависимости от импорта энергоносителей в странах-членах ЕС.

К этим препятствиям следует также добавить разную географическую приближенность стран к источникам энергоресурсов, исторические энергетические связи, коммерческие интересы отдельных европейских стран и их энергетические отношения с Россией.

Последнее касается тесного сотрудничества немецких компаний EON и ВASF и итальянской Eni с "Газпромом". Не отстают от своих коллег и другие, в частности, французская компания "Gaz de France", датская "DONG Energy" и болгарская "Bulgargaz". Они преимущественно связаны с двумя, обходными для Украины, проектами газопроводов South Stream и Nord Stream.

Для создания общей внешней энергетической политики ЕС, по мнению участников конференции IFRI, страны-члены должны устранить расхождения, высказывать единые взгляды, обеспечить равный доступ к контрактам, создать европейские энергосистемы и стратегические запасы энергоносителей, установить обязательную взаимную энергетическую поддержку и начать единое европейское планирование в энергетике.

Европейско-российская взаимозависимость

Энергетические отношения с Россией являются, как отмечалось выше, одним из препятствий европейской энергетической политики. Исторически зависимые от российских энергоносителей страны Восточной Европы болезненно реагируют на новые проекты транспортировки нефти и газа в Европу.

Так, страны Балтии и Польша активно выступают против газопровода Nord Stream и предлагают проложить его по суше, а не по дну Балтийского моря. В то же время, главный партнер России в этом проекте Германия заявляет, что он является не немецким а общеевропейским.

Заместитель федерального министра иностранных дел Германии Гернот Эрлер на энергетической конференции IFRI отметил: "Это европейский, а не немецкий проект, поскольку много стран-членов ЕС получат от него выгоду; уже сегодня французская, голландская, британская, датская и немецкая компании заказали большие объемы газа, который будет поставляться через газопровод Nord Stream".

И здесь же Гернот Эрлер добавил: "Мы бы хотели гарантировать, что будущие, например российско-белорусские или российско-украинские, диспуты не имели бы никаких отрицательных последствий для потребителей в Европе. Ведь газопровод Nord Stream является очень важным вкладом в энергетическую безопасность Европы".

Можно сделать два вывода: первый - проект Nord Stream коммерчески выгоден для ФРГ; второй - России удалось убедить европейских партнеров в "ненадежности транспортировки энергоносителей по украинской территории" и, как следствие, в необходимости разработки альтернативных путей.

По мнению европейских экспертов, в отношениях между ЕС и Россией в сфере энергетики есть две концепции.

Первая концепция базируется на исключительно экономических соображениях и состоит в равномерной энергетической взаимозависимости двух сторон. То есть, ЕС зависит от импорта энергоносителей из России так же, как и Россия зависит от их экспорта в Европу. Вдобавок, Россия требует европейские инвестиции и энергетические технологии, чтобы добывать газ в северных регионах и на большой глубине.

Вторая концепция базируется на геополитических основаниях: Россия намеревается максимально использовать свои резервы нефти и газа для получения значительных политических дивидендов. То есть она использует "энергетическое оружие" для достижения геостратегических целей.

Специальный представитель ЕС по Центральной Азии Пьер Морель в докладе на конференции IFRI отметил, что для России выгодными перспективами в европейском контексте являются отсутствие согласованности, раскол, конкуренция, конфликт рынков и стратегических подходов стран-членов ЕС.

Россия также стремится вынудить транзитные страны передать ей контроль над транспортными сетями и использует тактику наказания уменьшением поставок энергоресурсов "за плохое поведение", что реализуется относительно Беларуси, Украины и Грузии.

Доминирующая для ЕС - первая концепция, для развития которой необходимо нейтрализовать второй концептуальный подход. С этой целью европейские эксперты предлагают привлечь Россию к международному диалогу по энергетической безопасности и по контролю над изменением климата, продолжать европейские усилия по диверсификации импорта энергоносителей, побудить Россию полностью присоединиться к Энергетической Хартии и пересмотреть энергетические соглашения с ней на принципе взаимозависимости.

ЕС высказывает готовность обсуждать с Россией новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве, значительной частью которого должен стать энергетический сектор с определением четких правил энергетических отношений и реализацией положений Энергетической Хартии. Последнее для Украины благоприятно, поскольку предусматривает прозрачную схему поставок энергоносителей, в том числе из Центральной Азии.

Взгляды ЕС на Центральную Азию и Каспий

На сегодняшний день главные каналы транспортировки энергоносителей из Центральной Азии и Восточного Каспия в Европу проходят через Россию и Украину. Россия, используя благоприятные исторические условия, фактически установила монополию на реэкспорт центральноазиатских энергоресурсов.

Европейский Союз, в противовес России, предлагает центральноазиатским странам развивать другие пути. Он стремится заключить проекты Транс-Каспийский, Баку-Тбилиси-Эрзурум и Набукко в единый коридор поставки газа с этого региона в Транс-Европейскую энергетическую сеть.

Высший представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана 1 февраля сообщил: "ЕС должен быть более серьезным в стратегии диверсификации. Это касается трубопровода Nabucco, развития энергетического партнерства с Турцией, Кавказом и Центральной Азией, включая возможность строительства Транс-Каспийского трубопровода".

Однако, газопроводы Транс-Каспийский и Набукко все еще остаются проектами, а российские трубопроводы являются реалиями настоящего, которые позволяют центральноазиатским производителям уже сейчас зарабатывать на своих энергоресурсах.

Европейский Союз считает, что Турция может стать новым посредником в транзите центральноазиатских энергоносителей, и рассматривает этот путь как дополнительный к российскому транзиту, учитывая большие разведанные запасы туркменского газа. Разведанные запасы газа в Туркменистане оцениваются в 2,9 трлн. куб. г, а потенциальные в 21-23 трлн. куб. г.

Гернот Эрлер высказал неординарную идею, что турецкий путь поставки энергоносителей из Центральной Азии и Каспийского региона выгоден для России, поскольку вынудит ее больше инвестировать в добычу энергоносителей и в развитие собственной инфраструктуры.

В этой ситуации реализация транспортного коридора через Турцию - обходной путь для Украины и вредит нашим интересам. Но на сотрудничество с Россией рассчитывать нельзя, поскольку она для транспортировки газа из Центральной Азии разрабатывает проект South Stream.

Выводы для Украины

Европейский Союз на сегодняшний день рассматривает Украину как важного транспортера российских и центральноазиатских энергоносителей в Европу. Поэтому ЕС постоянно акцентирует на стабильном выполнении Украиной своих обязательств как транзитной страны и на обеспечении безопасности газотранспортной системы.

ЕС не дает Украине сигналы об общих проектах диверсификации путей поставки энергоносителей. Единственным слабым намеком стала озвученная в течение конференции IFRI фраза специального представителя ЕС в Центральной Азии Пьера Мореля о том, что следует развивать южный коридор через Черное море. Но непонятно, какой именно проект имелся в виду.

Вместе с тем, правительство Юлии Тимошенко предлагает поставлять центральноазиатский газ в Европу через Каспийское море, Южный Кавказ, Черное море и Украину. Этот проект под названием White Stream премьер-министр Юлия Тимошенко представила перед руководителями ЕС в Брюсселе в январе этого года.

Реакция со стороны ЕС была сдержанной, несмотря на всю его экономическую привлекательность.

Во-первых, проект White Stream в ЕС может рассматриваться как альтернатива европейскому проекту Nabucco.

Во-вторых, существует проект South Stream также по дну Черного моря, к которому кроме России уже привлечены Италия, Греция и Болгария.

В-третьих, использование транспортных возможностей Турции разрешает комплексно поставлять газ не только с Каспийского и Центральноазиатского регионов, но и со всего Ближнего Востока.

Это не значит, что Украина должна отказаться от этого проекта. Наоборот, следует найти все препятствия в его реализации и, постепенно устраняя их, диверсифицировать пути поставки газа в Украину и развивать ее транзитные возможности.

Таким образом, в свете создания внешней энергетической политики ЕС Украине следует обеспечить надежную и бесперебойную транспортировку российских и центральноазиатских энергоносителей в Европу, провести меры по модернизации и повышению надежности украинской газотранспортной системы и своевременно урегулировать спорные энергетические вопросы с Россией для обеспечения стабильности транзита.

Это позволит укрепить имидж Украины как надежного энергетического партнера ЕС и развивать в будущем общие европейско-украинские проекты, включая и газопровод White Stream.

Задача Украины - убедить европейских партнеров в целесообразности и эффективности реализации проекта White Stream, который короче, проще и надежнее.

Виталий Мартынюк, аналитик УНЦПИ, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде