Гонка рейтингов: новые тенденции

Вторник, 11 марта 2008, 13:47

Социологические опросы, прошедшие в конце января – начале февраля 2008 года (см. табл.1), зафиксировали целый ряд примечательных, почти сенсационных тенденций, заслуживающих специального анализа.

Тенденция первая – рейтинговый прорыв Юлии Тимошенко. Главная сенсация состоит в том, что сама Юлия Тимошенко впервые вышла на первое место в гонке президентских рейтингов, а ее блок впервые стал первым в рейтинге политических сил.

По данным социологической службы "Фонд "Общественное мнение" - Украина" (ФОМ-Украина) рейтинг БЮТ с конца ноября 2007 года по конец января 2008 года вырос на 7% (с 22 до 29%), а президентский рейтинг Юлии Владимировны только за месяц (с середины декабря 2007 года до конца января 2008 года) увеличился на 5%.

Ранее подобные темпы роста электоральных рейтингов Тимошенко и БЮТ демонстрировали только во время избирательных кампаний. За полгода (с конца июля 2007 года по конец января 2008 года) президентский рейтинг Тимошенко увеличился на 14% (см. табл.2).

Интересная особенность рейтинговой ситуации Тимошенко заключается в том, что ее президентский рейтинг несколько меньше рейтинга БЮТ (см. табл.1). И дело не в том, что саму Юлию Владимировну поддерживают меньше, нежели ее политическую силу. Данный парадокс скорее объясняется тем, что часть избирателей (главным образом жители западных и центральных регионов Украины) склонны поддерживать дуэт – Ющенко в качестве президента, а лидера БЮТ в качестве Премьера и лидера ведущей парламентской силы.

Рейтинги Тимошенко и БЮТ выросли во всех регионах, но особенно заметно в западных и центральных областях (в них масштабы рейтингового прироста выше среднеукраинских). Есть основания полагать, что среди новых сторонников лидера БЮТ можно найти бывших приверженцев и Ющенко и Януковича, но более всего тех, кто не имеет устойчивых политических симпатий.

Главная причина рейтингового прорыва Тимошенко, казалось бы, очевидна – это выплата 1000 грн. из вкладов в Сбербанк СССР.

Отчасти это действительно так. Но есть и другая причина. Два самых больших скачка рейтинга БЮТ (по 4%) произошли с сентября по октябрь и с ноября по декабрь 2007 года. За январь 2008 года рейтинг БЮТ вырос только на 3%. По данным опросов Центра им. Разумкова уровень полной поддержки деятельности Тимошенко вырос с 21,8% в сентябре 2007 года до 32,6% в декабре 2007 года.

А вот с декабря 2007 года по январь 2008 года этот показатель не только не увеличился, а даже несколько снизился (с 32,6% до 30,9%). Правда, параллельно заметно выросло число людей, поддерживающих отдельные действия Тимошенко.

Похоже, что для многих украинских избирателей важен статус победителя. Некоторые наши сограждане склонны менять свои симпатии в пользу сильного, того, кто побеждает. На выборах в парламент и в премьериаде победила Тимошенко, и это сразу же дало ей существенную прибавку в рейтингах.

Тенденция вторая – падение рейтинга регионалов. Рейтинг Партии регионов (ПР) снизился с 32% в первой половине сентября 2007 года до 21% в конце января 2008 года (по данным ФОМ-Украина). Упал и рейтинг Януковича – с 30% в конце июня 2007 года до 20% в конце января 2008 года (см. табл.2).

По данным опросов Центра Разумкова с сентября 2006 года по февраль 2008 года резко увеличилась доля тех, кто не поддерживает деятельность Януковича (с 37,5% до 49,7%), а вот доля тех, кто полностью поддерживает деятельность лидера Партии регионов, с июля 2006 года по февраль 2008 года уменьшилась почти вдвое (с 31,4% до 17,6%).

Эту тенденцию также объясняет вышеназванная гипотеза (о реакции части украинских граждан на фактор победителей и проигравших). Вот только если на БЮТ сработал статус победителя, то регионалы стали жертвой "синдрома проигравшего". Самые резкие падения рейтинга ПР (по 4%) произошли с сентября по октябрь 2007 года и с декабря 2007 года по конец января 2008 года.

Рейтинги политических сил

Сказались и относительное поражение на выборах, и проигрыш в коалиционном процессе. "Разброд и шатания" в ПР стали заметными в том числе и для их сторонников.

Вторая важная причина падения рейтинга Партии регионов связана с событиями в Верховной Раде. Регионалы сами себя загнали в тактическую ловушку. Возможно, расчет делался на то, что блокирование работы парламента в знак протеста против "письма трех" реанимирует антинатовский образ ПР и вернет утраченное доверие части избирателей.

Эффект, однако, оказался противоположным. По данным последнего опроса ФОМ-Украина (25.01 – 02.02 2008 года) блокирование работы Верховной Рады одобряли только 19% опрошенных, 66% - не одобряли. Показательно, что негативное отношение к блокированию работы парламента проявили 54% опрошенных жителей южных регионов страны и 47% респондентов из восточных областей.

В этой связи не удивительно, что падение рейтинга Партии регионов проявилось (по данным ФОМ-Украина), прежде всего, в восточных областях страны (с 55% в ноябре 2007 года до 36% в конце января 2008 года).

При этом рейтинг БЮТ в этих областях за данный период вырос всего на 4%. Не изменились существенно (более пределов статистической погрешности) и рейтинги других политических сил. Следовательно, большинство разочаровавшихся в Партии регионов пока ушли "в отказ" (в число неопределившихся, не желающих участвовать в выборах и тех, кто намерен голосовать против всех).

По данным февральского (2008 г.) опроса Центра им. Разумкова уровень полной поддержки деятельности Януковича (17,6%) меньше, чем его президентский рейтинг (22,8%).

А это значит, что около 5% избирателей готовы голосовать за лидера Партии регионов по принципу "меньшего зла", просто потому что они не видят приемлемой альтернативы. Это тревожный сигнал для Януковича, говорящий о том, что падение президентского рейтинга лидера ПР может продолжиться.

Тенденция третья – относительная стабилизация рейтинговых показателей Ющенко. По данным опросов ФОМ-Украина президентский рейтинг Ющенко с декабря 2007 года по конец января 2008 года практически не изменился и стабилизировался на уровне 13%.

При этом надо учитывать резкие перепады президентского рейтинга Ющенко в прошлом году (см. табл.2). После роспуска Верховной Рады президентский рейтинг Ющенко вырос на 6%. До 20% этот рейтинг вырос в октябре 2007 года (видимо на волне ожиданий, связанных с формированием коалиции БЮТ и НУНС).

А вот проблемы, связанные с созданием этой коалиции, и колебания Ющенко в коалиционном вопросе привели к падению его президентского рейтинга с октября по декабрь 2007 года на 7%. Похоже, что стабилизация рейтинга президента была связана с тем, что коалиция БЮТ и НУНС все-таки была создана, а ее представители стали премьер-министром и спикером Верховной Рады.

Вывод об относительной стабилизации рейтинговых показателей Ющенко подтверждается и данными опросов Центра Разумкова. В декабре 2007 года полностью поддерживали деятельность Ющенко 19% опрошенных, в феврале 2008 года – 17,6%. При этом несколько увеличилась доля тех респондентов, кто поддерживает отдельные действия президента Ющенко (с 31,6% в декабре 2007 года до 36,6% в феврале 2008 года).

Дальнейшее развитие рейтинговой ситуации Ющенко в значительной мере будет зависеть от его отношений с Тимошенко.

Рейтинги этих двух политиков остаются взаимосвязанными. Особенно это заметно в западноукраинских областях. С октября по декабрь 2007 года в этом регионе президентский рейтинг Ющенко упал с 46% до 24%.

Правда затем часть западноукраинских избирателей вернулась в лагерь президента, и его рейтинг к концу февраля вырос до 33%. Но вернулись не все, часть бывших сторонников Ющенко переориентировалась на Тимошенко.

Судя по динамике рейтингов, сторонники Ющенко, уходящие от президента, приходят к Тимошенко, но не все и не сразу. Возможный распад парламентской коалиции БЮТ и НУНС, очередной "развод" Ющенко и Тимошенко может ударить по рейтингам обоих этих политиков, как это случилось в 2005 году.

Президентские рейтинги
Президентские рейтинги

Возможно ли расширение электорального поля Ющенко за счет избирателей восточных и южных регионов? Вопрос этот сейчас активно обсуждается и в СМИ, и в политических кулуарах.

Известный политолог, а ныне народный депутат Олесь Доний убеждает, что в борьбе за второй президентский срок Ющенко будет опираться на поддержку жителей восточных и южных регионов. По слухам, на это рассчитан и новый политический проект, создаваемый под патронатом Балоги.

Для сравнения стоит напомнить ситуацию перед президентскими выборами 1999 года. За год до выборов (в октябре 1998 г.) Кучма имел примерно равный рейтинг со своими основными оппонентами.

По данным Киевского международного института социологии (КМИС) за Кучму тогда предполагали голосовать 11,3% опрошенных, за Мороза – 9,6%, за Витренко - 8,9%, за Симоненко – 6,7%. По данным Украинского института социальных исследований и Центра "Социальный мониторинг" за Кучму тогда предполагали голосовать 6% опрошенных, за Мороза – 8%, за Витренко - 7%, за Симоненко – 8%. То есть, у Кучмы не было сколь либо серьезного, тем более катастрофического отставания от его конкурентов.

Уже к февралю 1999 года Кучма увеличил свой президентский рейтинг до 22%. К июлю 1999 года (к началу избирательной кампании) рейтинг Кучмы составлял по данным разных социологических служб 18-19% и он опережал своих основных конкурентов (рейтинг Витренко составлял 12-15%, Симоненко – около 12%, Мороза – около 7%).

По данным Украинского института социальных исследований и Центра "Социальный мониторинг" уже в июле 1999 года за Кучму готовы были проголосовать не только 28% жителей западных областей Украины, но и 25% жителей Крыма. В восточных и южных областях страны действующий президент имел примерно равные показатели со своими основными оппонентами.

В пользу Кучмы тогда сработал не только мощный административный ресурс (чего нет сейчас), но и консолидация вокруг президента почти всего бизнеса и всей бюрократии, а также тот факт, что у западноукраинских избирателей не было особого выбора (Черновола уже не было в живых, а Удовенко и Костенко не выглядели конкурентоспособными кандидатами).

Сейчас политическая и электоральная ситуация в Украине кардинально отличается от положения дел в 1999 году.

Пока перспективы переориентации Ющенко на восточноукраинских избирателей выглядят сомнительно. В 1999 году Кучма смог заручиться поддержкой западноукраинских избирателей во втором туре президентских выборов за счет угрозы коммунистического реванша.

Какой угрозой нужно напугать избирателей из восточных и южных регионов Украины, чтобы проголосовать за политика, которого с 2004 года им преподносили в качестве главного врага, за политика, который ассоциируется с чуждыми для "схидняков" ценностями и символами?

Ограничимся общей констатацией: на сегодня электоральная ситуация в восточных и южных регионах страны для Ющенко выглядит не очень благоприятно.

Впрочем, не стоит вычеркивать Виктора Ющенко из числа фаворитов будущей президентской гонки. Как показала ситуация прошлогоднего политического кризиса, рейтинг Президента может меняться и в положительную сторону.

Именно Ющенко задает сценарий нынешней политической игре (и в конституционном процессе, и в отношениях между высшими институтами государственной власти). Наконец, кто знает, может ведь поменяться и конфигурация будущей президентской кампании.

Не стоит пока ставить крест и на "Нашей Украине". Рейтинг блока НУНС действительно упал с 15% во второй половине июля 2007 года до 8% в октябре 2007 года (по данным опросов ФОМ-Украина). Это было связано и с неудачной стратегией избирательной кампании, и с поражением на выборах, и с противоречиями внутри блока во время "коалициады". Однако стоит напомнить, что в феврале 2007 года рейтинг блока "Наша Украина" составлял те же 8,8%, что и сейчас. Уже давно наблюдается прямая корреляция рейтингов Ющенко и "Нашей Украины". Поднимается рейтинг Ющенко, поднимается и рейтинг "Нашей Украины", и наоборот. Рейтинг "Нашей Украины" - несколько ослабленное отражение рейтинга президента.

Пока Ющенко остается влиятельным политическим игроком, а "Наша Украина" воспринимается как главная президентская сила, у нее сохраняется определенная перспектива.

Еще одна примечательная тенденция, пока не очень явная и достаточно аморфная, – проявление запроса на новых лидеров.

Нагляднее всего эта тенденция заявила о себе на примере Яценюка. Как только он стал председателем Верховной Рады, его рейтинговые показатели резко пошли вверх. По данным опросов Центра им. Разумкова еще в сентябре 2007 года Яценюка не знали 30% опрошенных, в декабре 2007 года – только 6,5%.

Уровень полной поддержки деятельности Яценюка за этот период вырос с 8% до 22%, а доля тех, кто не поддерживает его деятельность снизилась с 32.7% до 25,4%. По данным декабрьского (2007 г.) опроса ФОМ-Украина президентский рейтинг Яценюка подскочил до 3% (с 1% в октябре 2007 г.).

Справедливости ради надо отметить, что неуверенные и неэффективные действия нового главы Верховной Рады во время блокирования парламента привели к некоторому ухудшению его рейтинговых показателей. Президентский рейтинг по данным ФОМ-Украина к февралю 2008 года снизился до 1%.

По данным опросов Центра им. Разумкова доля респондентов, полностью поддерживающих деятельность Яценюка, с декабря 2007 года по февраль 2008 года снизилась почти на 3% (с 22% до 19,2%), существенно возросла и доля тех, кто не поддерживает его деятельность (с 25,4% до 31,5% за тот же период). В последнем случае наверняка сказалось подписание главой парламента так называемого "письма трех" с обращением о присоединении Украины к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ).

По данным февральского (2008 г.) опроса центра "София" по рейтингу полного доверия (12,5%) Яценюк уступал только Тимошенко (23,6%) и Януковичу (14,5%), а по суммарному показателю доверия (доля респондентов, доверяющих полностью и в основном) вышел на третье место (38,6%), уступив Тимошенко (48,1%) и Ющенко (38,7%).

В 2005 году еще во время первого "оранжевого правительства" подобный рывок в высший эшелон украинской политики совершил Луценко. После запуска "Народной самообороны" Юрия Луценко даже стали рассматривать в качестве потенциального кандидата на пост главы государства.

В прошлом году по данным различных социологических центров президентский рейтинг Луценко достигал 3-4%. К концу 2007 года он снизился до 1%. Видимо сказались и снижение информационной активности лидера "Народной самообороны", и его внешний отказ от самостоятельной политической роли.

Что касается драки Луценко с Черновецким, то она принесла относительно незначительное ухудшение рейтинговых показателей министра внутренних дел. По данным опросов Центра Разумкова рейтинг полной поддержки деятельности Луценко снизился с 17,8% в декабре 2007 года до 15,1% в феврале 2008 года, а доля тех, кто не поддерживает его деятельность выросла за этот период с 46,4% до 51,4%.

По данным опросов социологической службы Research and Branding Group (R&B) доля респондентов, в целом положительно оценивающих деятельность Луценко, снизилась с 27% в декабре 2007 года до 25% в феврале 2008 года, доля тех, кто в целом отрицательно оценивает его деятельность возросла за этот период с 45% до 50%. Юрий Луценко остается одним из наиболее рейтинговых политиков страны, хотя отношение к нему является полярным (он является одним из лидеров и по негативным рейтингам).

По данным последнего опроса ФОМ-Украина в десятку политиков с наиболее высоким рейтингом доверия кроме пятерки лидеров (см. табл.4) входят также Николай Катеринчук (ему доверяют 8% опрошенных), Вячеслав Кириленко (7%), Раиса Богатырева (6%), Нестор Шуфрич и Тарас Черновол (по 5%).

У остальных украинских политиков этот рейтинг не превышает 3%. Не исключено, что этот рейтинг может обновиться. Резко усилил свою информационную активность Анатолий Гриценко. При этом он демонстрирует самостоятельность своей политической позиции. Социологам стоит обратить внимание на отношение украинских граждан к экс-министру обороны.

Еще одна политическая фигура, заслуживающая внимания социологов – Александр Ефремов, заместитель Виктора Януковича по парламентской фракции Партии регионов.

Он все чаще выступает в роли публичного представителя регионалов. На роль "нового Кушнарева" Ефремов пока не тянет (не хватает драйва), но у регионалов в публичной сфере сейчас проявляется откровенное "безрыбье", поэтому маятник симпатий сторонников ПР может качнуться и в сторону этого политика.

Переход Раисы Богатыревой в президентскую команду не сказался сколь либо заметно на ее рейтинговых показателях. Скорее всего, это связано с тем, что она не только не вышла из Партии регионов, но и не позволяет себе критических оценок в адрес регионалов. Да и сами регионалы обошлись без официального осуждения Раисы Васильевны.

Однако в случае возникновения конфликтной ситуации в отношениях между Ющенко и Партией регионов могут пострадать и статус, и рейтинг Богатыревой. Впрочем, главные и наиболее интригующие политические сюжеты весны 2008 года будут связаны не с ней.

В ближайшие дни появятся данные очередных социологических опросов. И мы узнаем, кто из политических сил выиграл в результате затяжной "странной войны" в парламенте, как реагируют украинские граждане на очередной проблемный период в отношениях между Ющенко и Тимошенко, на критику секретариата президента в адрес премьер-министра. Гонка рейтингов вновь набирает обороты.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде