Зачем нужно ограничить доступ к игровым автоматам?

Четверг, 20 марта 2008, 11:32
На днях мне пришлось ознакомиться с интересными цифрами от Института социологии НАН Украины. Согласно данным этого уважаемого научного учреждения, каждый третий украинец играет в азартные игры не реже одного раза в месяц, а завзятыми игроманами себя считают 3% наших соотечественников.

Вообще игроманами, впрочем, как и алкоголиками и наркоманами, люди начинают признавать себя, когда уже дошли до крайней точки. А это значит, что для этих несчастных трех процентов украинских граждан азартные игры стали осознанной ими болезнью, болезнью психической зависимости.

Но сколько украинцев крепко подсели на "иглу" игорных автоматов, точно сказать никто не может. Некоторые эксперты уверяют, что эта цифра может достигать 5-7%. Не знаю, для меня и эти три процента - огромная цифра.

Тем более уверен, что в Киеве, где сосредоточено наибольшее количество "одноруких бандитов", количество людей с игровой зависимостью превышает общеукраинский показатель в два-три раза. Иначе бы не пестрели столичные улицы заманчивыми вывесками игорных заведений. Ведь бизнес, а особенно игорный, проявляет интерес только к тем местам, где гарантированна прибыль.

"Ну и что? Что плохого в том, что в Киеве цивилизованно, с соблюдением законов открываются игровые точки, исправно наполняющие городской бюджет? Это не проблемы общества, а проблемы лохов, которые проигрывают свои деньги. Ведь их же силой не заставляют играть", - скажет обыватель, прочитав эти строчки.

Категорически не согласен с подобной позицией.

Проблема игровой зависимости сравнима по своему разрушающему воздействию с такими заболеваниями, как алкоголизм и наркомания. Она также тяжело поддается лечению, а все социальные и личностные проявления такие же, как и у алкоголиков и наркоманов.

Такие же расстройства привычек и влечений, такая же утрата привычных социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, которые ведут к одному - деградации личности.

А сколько судеб наших современников было поломано пристрастием к игре, сколько семей стало несчастными из-за того, что отец, мать, сын или дочь "завязли" в игорных заведениях?

А сколько родителей с опаской смотрят на легкодоступные для их детей игровые автоматы?

А разве не установленный факт, что игроман очень легко пойдет на преступление, чтобы раздобыть деньги на очередной сеанс игры?

Разве всего этого недостаточно чтобы ограничить доступ к игровым автоматам?

По-моему аргументов хватает. Не хватает только одного. Понимания некоторыми депутатами, чиновниками и бизнесменами, что лудомания (именно так во всем мире называют игровую зависимость) - болезнь социальная. Она может быть только в обществе, она носит характер эпидемии, она разрушает общество и эту заразу нельзя победить только медикаментозным или психоневрологическим лечением.

Больно слышать или читать, когда люди облеченные законодательной или исполнительной властью ретиво лоббируют принятие асоциальных решений. Не случайно на страницах ведущих украинских газет и Интернет-изданий наблюдается информационный всплеск о "полезности" игорного бизнеса для украинского общества.

Чего стоят только опубликованные в газете "Факты" рассуждения замминистра финансов Украины Фудашкина, выступившего против принятия законопроекта об ограничении деятельности игорного бизнеса.

Цитирую его по оригиналу: "Убрать незаконно установленные автоматы? Ограничить доступ молодежи в залы с игровыми автоматами? Но все эти законопроекты не решают таких проблем. Ведь и сейчас запрещено работать без патента, но ведь работают же! Вынесение легальных казино за пределы города ни в коем случае не решит проблемы работающих без лицензии заведений! Ведь по сути все обсуждаемые законопроекты не расширяют полномочий правоохранительных органов или органов, осуществляющих лицензирование."

Суть высказывания проста и цинична до абсурда. Оказывается борьба, должна вестись не с антиобщественным явлением – игроманией, а только с нелегальными ее проявлениями.

Следуя "понятной" логике этого госчиновника, нам нужно в кратчайшие сроки легализовать торговлю наркотиками, проституцию, работорговлю. Ведь законодательное запрещение этих высокодоходных видов деятельности не останавливают же сутенеров, нарко- и работорговцев.

Пора бы знать чиновнику такого ранга, каждое цивилизованное общество должно бороться с человеческими пороками, какими бы они высокодоходными не были. Нельзя поддерживать бизнес, который построен на людских слезах.

Безнравственно писать, что сохранение игорного бизнеса в таких городах как Киев может принести до $1 млрд. поступлений в государственный бюджет. Ведь это деньги забраны психически зависимыми, больными людьми из бюджетов миллионов украинских семей. Это деньги, которые предназначались на питание, одежду и образование детей, лекарство старикам.

Что, господин Фудашкин этого не понимает или не хочет понимать? А может он специально этим занимается? А может быть именно для этого он находится в команде министра Пинзеныка?

Утверждать не будем, но заметим, большие уши лоббистов игрового бизнеса проглядываются уж очень откровенно. Как и проглядывается схема, по которой будут отстаивать интересы крупных операторов игорного бизнеса, особенно в области игровых автоматов.

Первый и очень важный шаг в такой схеме – это торпедирование опасных законопроектов. Второй шаг - это подготовка якобы на базе предложенных проектов одного законопроекта, но который отвечает интересам крупных игорных компаний.

Тем более, что в приложении к проекту постановления профильного комитета Верховной Рады черным по белому написано, что для разработки проекта нужно привлечь специалистов в сфере игорного бизнеса. Понятно, что найти специалистов такого типа можно лишь в компаниях, занимающихся соответствующей деятельностью.

Какие после этого будут законодательные правила, регулирующие рынок азартных игр, представить не трудно. Об этом прямо и откровенно говорится все в той же статье, опубликованной в газете "Факты": "По мнению экспертов, с которыми после заседания комитета удалось пообщаться "Фактам", логика нового законопроекта, который бы отвечал одновременно государственному и бюджетоориентированному подходу, должна быть такова: прежде всего необходимо увеличить стоимость лицензии вплоть до миллиона евро (почти 7,5 миллиона гривен) для залов игровых автоматов и казино и до 200 тысяч евро (около 1,5 миллиона гривен) для тотализатора и букмекерских контор. Причем внести доплату придется и тем, кто уже приобрел лицензию сроком на пять лет. Высокие требования должны предъявляться к минимальной площади, которую занимает казино или зал игровых автоматов, а также к минимальному количеству автоматов, которых нужно установить не менее тысячи. Одновременно будет ужесточена и ответственность за нарушения, увеличены штрафы, за отдельные нарушения введена уголовная ответственность."

А теперь немного об интересном или о том, откуда слышен голос, заказывающий лоббисткий вальс.

Факт из истории парламентской жизни Российской Федерации. В 2005 году в Государственную думу депутаты Драганов, Лазарев, Медведев и Мединский представили законопроект "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари".

Этот документ предусматривал введение требований к наличию банковской гарантии у игорной компании (не менее 300 млн. рублей) и собственного капитала (в размере не менее 150 млн. рублей); устанавливается минимальная площадь игрового зала казино — 800 кв. м, а зала игровых автоматов — 80 кв. м.

При этом в одном казино должно быть установлено как минимум 10 игровых столов, а в зале автоматов — не менее 20. Но главное, у организатора игорного заведения с использованием игровых автоматов должно быть не менее 25 залов и не менее 1000 игровых автоматов в собственности.

По мнению российских экспертов, данный законопроект в наибольшей степени отвечал интересам лишь самых крупных операторов — Ritzio Entertainment Group, МИС "Джекпот", холдинга Storm International и др. По сути, речь шла об укрупнении игорного бизнеса.

Но в феврале 2006 года в Государственную думу поступило письмо от государственно-правового управления администрации президента РФ с жесткой критикой этого законопроекта. Депутатам рекомендовали отложить рассмотрение документа, так как, по мнению специалистов ГПУ, он ориентирован исключительно на интересы крупного бизнеса.

Дебаты длились до октября 2006-го, когда президент Путин внес новый законопроект, согласно которому весь игорный бизнес переводится с 2009 года в специальные зоны. В результате именно он и был принят.

В 2009 году в Российской Федерации законодательно весь игорный бизнес будет сосредоточен в четырех специальных зонах.

Конечно, всех действующих российских операторов игорного бизнеса эти "резервации азарта" не уместят. Это значит, что уже сейчас тысячи российских игорных компаний ориентированы на страны ближнего зарубежья.

И поверьте, Украина, а тем более Киев, у них стоят на первом месте.

Другими словами, если в ближайшее время мы не примем меры по жесткому регулированию игорного бизнеса и ограничению доступа к "одноруким бандитам", которые не на словах, а на деле защитят простых киевлян, карманы наших сограждан значительно опустеют.

А десятки тысяч киевских семей ощутят на себе материально и психически эту страшную зависимость – лудоманию.

Народный депутат Украины Василий Горбаль

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде