"Минное поле" украинской правовой системы

Четверг, 27 марта 2008, 15:42

Чем больше резвится украинский политический бомонд, демонстрируя свои сверхвыдающиеся способности управлять, тем меньше шансов у демократической системы в Украине.

Мы еще до конца не осознали, что в правовом и прецедентном смысле для страны будет означать роспуск ВР путем сложения полномочий 150 парламентариями, как появилась новая, еще более весомая причина для тревоги. Речь о постановлении парламента о проведении досрочных муниципальных выборов в Киеве.

Автор не является апологетом команды Леонида Черновецкого и стиля его руководства, а также не считает сегодняшний Киев образцом муниципального развития и порядка. Собственно Черновецкий, его команда к данному материалу вообще никакого отношения не имеют.

Речь о другом. Парламентское постановление о внеочередных выборах в Киеве, которое, кстати, сплотило в своеобразную коалицию БЮТ, часть НУНС и КПУ (голоса литвиновцев "погоды не делали") – вот уж неожиданная конфигурация!

Фактически заложена мина под всю систему местного самоуправления в Украине. Создан прецедент, когда центральный орган государственной власти незаконно вмешивался в систему местного самоуправления.

Последняя, кстати говоря, худо-бедно развивается благодаря вполне удачному закону о местном самоуправлении и вопреки действиям, в основном, исполнительной власти.

Итак, на тропу войны с территориальными общинами вышел парламент. Впрочем, ни для кого не секрет, что Верховная Рада сработала как "приводной ремень" правящей коалиции. Вообще в последние годы ВР все меньше напоминает самостоятельный орган и все больше играет роль инструмента в чьих-то руках.

Вот и сейчас был использован принцип "все средства хороши", и принято незаконное и антиконституционное постановление, после которого ВР, коалиционное большинство или партийные офисы правящих партий и блоков могут начать "селекцию" мэров и городских советов по всей стране.

Это, несомненно, приведет к дестабилизации управляемости страны, несопоставимой с той, которая наблюдалась в конце 2004 года.

Парламент допустил серьезнейшую ошибку, назначив выборы без наличия законных оснований – без вступившего в силу решения суда, без выводов назначенных комиссий, без детального рассмотрения вопроса.

Возникает резонный вопрос: почему все молчат? Почему молчали те, кто внес немалый вклад в становление местного самоуправления? Почему молчали правоведы из демократической (!) коалиции, понимающие, что означает такое пренебрежение к закону для системы муниципалитетов?

Автор данных строк восемь лет исполнял обязанности депутата Одесского городского совета, год – заместителя городского головы Одессы, посему не понаслышке знает, как функционирует местное самоуправление, как важно не разрушить, а укрепить его независимость, развить правовую базу.

Но вместо этих благих начинаний, вместо того, чтобы расширять правовую базу самоуправления, укреплять финансовую самостоятельность территориальных громад, продолжить обещанную децентрализацию, ведущие политические силы решили нанести удар по системе местного самоуправления.

Мотивация части политических лидеров, которые не верят в европейские ценности, но много об этом говорят, в принципе, объяснима. Апологеты "ручного" управления вообще обошлись бы без избираемых мэров и советов.

Но задумывались ли авторы подобного способа устранения неугодного мэра о том, что ни один европейский парламент не позволил бы себе достижения такой политической цели ценой незаконного решения. Может кто-то из наших "евроинтеграторов" слышал об отставке бургомистра силами немецкого бундестага?

Хотя идеологи анализируемого постановления ВР не пионеры и не первооткрыватели. В 1998 году президент Леонид Кучма также стремился устранить своего политического оппонента – мэра Одессы.

Кучма издал указ "о наведении конституционного порядка" в Одессе, назначив Николая Белоблоцкого своим наместником. Одесса проявила нелояльность к навязанной ей власти. Тем не менее, антиконституционный и противоправный указ никто не осудил.

Не получив надлежащего отпора, бывший президент продолжил наступление на демократию и самоуправление. Потом было Мукачево…

Казалось бы, все позади – Ющенко отменил в прошлом году злополучный кучмовский указ по Одессе. Но вот получаем новый подарок – на этот раз из рук правительства и парламента.

И кучмовский указ, и постановление, инициированное Тимошенко, – документы-близнецы, как по своей природе, так и по разрушительным для местного самоуправления и демократии последствиям.

Ибо для общества все равно кто разрушает основы демократии – парламент или президент, откровенный диктатор или популист.

Общество должно уметь защищаться.

Вот почему так важно не играть в игры навязанные правительством и парламентом. Равно как и самим Черновецким, который не желает в судебном порядке оспаривать упомянутое противоправное решение. Наверняка для удержания власти в Киеве Черновецкому даже полезны еще одни выборы, чтобы подтвердить и усилить свой мэрский мандат…

Для общества, для демократической традиции, перевыборы в Киеве на основе постановления ВР, принятого из соображений политической целесообразности, крайне вредны. Вот почему очень важно обжаловать данное постановление в судебном порядке и отменить как незаконное.

Если Черновецкий действительно является нарушителем законов и подозревается в совершении преступлений, Верховная Рада – это последняя инстанция, куда следует обращаться.

В Украине функционируют МВД, СБУ, КРУ, ГНАУ и, наконец, суды, включая Верховный суд. Это огромная и затратная система правоохранительных и судебных органов. Они и должны заниматься черновецкими и иже с ними.

Владимир Куренной, глава правления Фонда свободы и демократии (Одесса), народный депутат Украины 5 созыва, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде