Мифы внешней независимой оценки и коррупционная ловушка для власти

Пятница, 7 марта 2008, 10:41

Особенности образованности граждан являются одной из основных квалификационных черт нации. Каждая нация формирует свои ожидания относительно уровня образования. Эти ожидания составляют сущность общественного интереса и являются определяющим фактором политики государства в сфере образования.

В Украине общественный интерес, в частности, направлен на то, чтобы высшее образование, составляющее для современного общества обще-социальную ценность, развивалось согласно с принципом равного доступа.

Этот принцип закреплен в нормах законодательства, прежде всего в статье 53 Конституции: для всех граждан независимо от национальности, пола, социального происхождения и имущественного положения, вероисповедания, местожительства и состояния здоровья декларируется равный доступ к качественному образованию.

Тем не менее, необходимым конституционным условием для получения высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях является конкурс. Именно конкурс, а для "советского" человека это равнозначно "дефициту", являтся фактором корыстного интереса, порождающего коррупцию и взяточничество.

Борьба с коррупцией, как последствием, может выглядеть очень эффектно, но не может быть эффективной. Это аксиома.

Вместе с тем общество, кроме зрелищ, требует еще хлеба, поэтому и ожидает (не обязательно осознанно) от власти стратегических и обоснованных решений, которые могут устранить условия коррупции. В том числе, относительно доступа к высшему образованию.

Именно такой панацеей, которая обеспечит всем равный доступ к высшему образованию и устранит коррупцию в этой сфере, и должно было стать "внешнее независимое оценивание учебных достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования, изъявивших желание вступить в высшие учебные заведения".

Во всяком случае, к такому мнению подталкивает чтение указов президента, постановлений Кабмина и распоряжений Минобразования, а также слушанье выступлений соответствующих руководителей.

Однако, боюсь, момент торжества справедливости надо отложить. Анализ конкретных "Условий приема в высшие учебные заведения Украины" (приказ Минобразования от 25 декабря 2007 года, № 1172(далее Условий) переводит мысль о панацее в разряд мифов.

Итак, Миф первый – что только лишь результаты внешнего независимого оценивания(далее ВНО) являются вступительными экзаменами в высшие учебные заведения).

По утверждению Минобразования все высшие учебные заведения Украины вступительных экзаменов не проводят: эта норма определена Условиями приема. Тем не менее, это может быть только игрой слов.

Действительно вступительные экзамены могут и не проводить, но: "В правилах приема в высшее учебное заведение независимо от конкурса при вступлении на определенное направление подготовки могут устанавливаться особые условия участия в конкурсе и формы проведения вступительных экзаменов - собеседование, предыдущее тестирование, творческие конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, аттестационные испытания, и т.п.".

Итак, результаты ВНО только могут быть единственными вступительными экзаменами в ВУЗ. А могут и не быть.

Второй миф – что результаты ВНО являются обязательным условием вступления в ВУЗ.

Действующее законодательство, в частности Условия приема, определяет ряд категорий лиц (медалисты, призеры олимпиад, "чернобыльцы", дети сироты, "целевые", и т.п.), которые зачисляются на обучение в ВУЗ по специальным процедурам.

Например: вне конкурса; без сдачи вступительных экзаменов; по результатам собеседования; по отдельному конкурсу на целевые места; по отдельному конкурсу по результатам вступительных экзаменов, определенным самим учреждением для лиц которые достигли высоких успехов в профессиональном обучении и т.п..

Относительно отдельных из этих категорий, принцип равных возможностей требует определенных преференций. Но если количество преферентных достигает почти ста процентов говорить о принципе равных возможностей для других не приходится.

Это теоретические размышления. Но вот коррупциогенная практика: к этому числу преферентных отнесли и выпускников системы довузовской подготовки ВНЗ, а также выпускников учебных заведений, которые входят в учебные комплексы на базе этих ВНЗ или у которых есть с ними соответствующие соглашения.

Итак, законодательство выделяет, а ВУЗ может очертить "особую" категорию лиц для которой выделяются специальные места и устанавливаются отдельные условия участия в конкурсе. ВНО здесь если и нужно, то только формально.

Миф третий – что с введением ВНО устранены условия коррупции и взяточничества, связанные со вступительной кампанией в ВУЗ.

Правдой взамен является то, что формы коррупции будут изменяться. Пока острие борьбы будет направлено на устранение человеческого фактора из процесса тестирования, шифрования и кодирования, акцент будет перенесен на "особые условия" и "специфические формы" вступительных экзаменов.

Акцентированные подготовительные курсы или колледжи при высших учебных заведениях, техникумы, школы, гимназии и лицеи станут особо ценными. Вырастут в цене также и фальсифицированные или фальшивые документы о льготном статусе на "специальные" места. Ведь известны случаи когда при живых родителях в ВУЗ подавались документы о сиротстве!

Как раз пора напомнить части первую и вторую статьи 24 Конституции: "граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам".

Эти признаки являются объективными, поэтому установление преференций или ограничений в правах и обязанностях по названным или другим признакам называется дискриминацией.

А это также значит, что установление льготных или специальных мест и условий приема на обучение в ВУЗе может и должно трактоваться как нарушение конституционных прав граждан в равном доступе к высшему образованию.

Итак, не только и не все по результатам внешнего независимого оценивания учебных достижений будут зачислены на обучение в высшие учебные заведения – вопреки тому, что соответствующие акты президента и правительства не предусматривают никаких исключений, тем более исключений, которые на свое усмотрение, то есть субъективно, могут устанавливать эти учебные заведения.

Итак, действующее законодательство, в частности Условия приема не устраняют, а создают условия для корыстных злоупотреблений в организации и проведении приема в высшие учебные заведения Украины.

В аспекте конституционного принципа доступности высшего образования и учитывая концепцию разных статусов, следует этот принцип реализовать способом одинаковой конкурсной ситуации для разных категорий граждан.

А для этого надо существенно поменять цель и сущность ВНО, трактуя его прежде всего как способ оценки уровня образованности нации.

С этой же целью реализации принципов справедливости и равного доступа к высшему образованию следует также ввести целевой образовательный сертификат, который, на определенных условиях, в частности кредитования, может получить и реализовать в любом ВУЗе каждый гражданин Украины.

Но это уже тема другой публикации.

Александр Сушинский, доктор наук по государственному управлению, профессор, "Западная аналитическая группа", для УП

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде