Мифы внешней независимой оценки и коррупционная ловушка для власти

Пятница, 7 марта 2008, 11:41

Особенности образованности граждан являются одной из основных квалификационных черт нации. Каждая нация формирует свои ожидания относительно уровня образования. Эти ожидания составляют сущность общественного интереса и являются определяющим фактором политики государства в сфере образования.

В Украине общественный интерес, в частности, направлен на то, чтобы высшее образование, составляющее для современного общества обще-социальную ценность, развивалось согласно с принципом равного доступа.

Этот принцип закреплен в нормах законодательства, прежде всего в статье 53 Конституции: для всех граждан независимо от национальности, пола, социального происхождения и имущественного положения, вероисповедания, местожительства и состояния здоровья декларируется равный доступ к качественному образованию.

Тем не менее, необходимым конституционным условием для получения высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях является конкурс. Именно конкурс, а для "советского" человека это равнозначно "дефициту", являтся фактором корыстного интереса, порождающего коррупцию и взяточничество.

Борьба с коррупцией, как последствием, может выглядеть очень эффектно, но не может быть эффективной. Это аксиома.

Вместе с тем общество, кроме зрелищ, требует еще хлеба, поэтому и ожидает (не обязательно осознанно) от власти стратегических и обоснованных решений, которые могут устранить условия коррупции. В том числе, относительно доступа к высшему образованию.

Именно такой панацеей, которая обеспечит всем равный доступ к высшему образованию и устранит коррупцию в этой сфере, и должно было стать "внешнее независимое оценивание учебных достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования, изъявивших желание вступить в высшие учебные заведения".

Во всяком случае, к такому мнению подталкивает чтение указов президента, постановлений Кабмина и распоряжений Минобразования, а также слушанье выступлений соответствующих руководителей.

Однако, боюсь, момент торжества справедливости надо отложить. Анализ конкретных "Условий приема в высшие учебные заведения Украины" (приказ Минобразования от 25 декабря 2007 года, № 1172(далее Условий) переводит мысль о панацее в разряд мифов.

Итак, Миф первый – что только лишь результаты внешнего независимого оценивания(далее ВНО) являются вступительными экзаменами в высшие учебные заведения).

По утверждению Минобразования все высшие учебные заведения Украины вступительных экзаменов не проводят: эта норма определена Условиями приема. Тем не менее, это может быть только игрой слов.

Действительно вступительные экзамены могут и не проводить, но: "В правилах приема в высшее учебное заведение независимо от конкурса при вступлении на определенное направление подготовки могут устанавливаться особые условия участия в конкурсе и формы проведения вступительных экзаменов - собеседование, предыдущее тестирование, творческие конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, аттестационные испытания, и т.п.".

Итак, результаты ВНО только могут быть единственными вступительными экзаменами в ВУЗ. А могут и не быть.

Второй миф – что результаты ВНО являются обязательным условием вступления в ВУЗ.

Действующее законодательство, в частности Условия приема, определяет ряд категорий лиц (медалисты, призеры олимпиад, "чернобыльцы", дети сироты, "целевые", и т.п.), которые зачисляются на обучение в ВУЗ по специальным процедурам.

Например: вне конкурса; без сдачи вступительных экзаменов; по результатам собеседования; по отдельному конкурсу на целевые места; по отдельному конкурсу по результатам вступительных экзаменов, определенным самим учреждением для лиц которые достигли высоких успехов в профессиональном обучении и т.п..

Относительно отдельных из этих категорий, принцип равных возможностей требует определенных преференций. Но если количество преферентных достигает почти ста процентов говорить о принципе равных возможностей для других не приходится.

Это теоретические размышления. Но вот коррупциогенная практика: к этому числу преферентных отнесли и выпускников системы довузовской подготовки ВНЗ, а также выпускников учебных заведений, которые входят в учебные комплексы на базе этих ВНЗ или у которых есть с ними соответствующие соглашения.

Итак, законодательство выделяет, а ВУЗ может очертить "особую" категорию лиц для которой выделяются специальные места и устанавливаются отдельные условия участия в конкурсе. ВНО здесь если и нужно, то только формально.

Миф третий – что с введением ВНО устранены условия коррупции и взяточничества, связанные со вступительной кампанией в ВУЗ.

Правдой взамен является то, что формы коррупции будут изменяться. Пока острие борьбы будет направлено на устранение человеческого фактора из процесса тестирования, шифрования и кодирования, акцент будет перенесен на "особые условия" и "специфические формы" вступительных экзаменов.

Акцентированные подготовительные курсы или колледжи при высших учебных заведениях, техникумы, школы, гимназии и лицеи станут особо ценными. Вырастут в цене также и фальсифицированные или фальшивые документы о льготном статусе на "специальные" места. Ведь известны случаи когда при живых родителях в ВУЗ подавались документы о сиротстве!

Как раз пора напомнить части первую и вторую статьи 24 Конституции: "граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам".

Эти признаки являются объективными, поэтому установление преференций или ограничений в правах и обязанностях по названным или другим признакам называется дискриминацией.

А это также значит, что установление льготных или специальных мест и условий приема на обучение в ВУЗе может и должно трактоваться как нарушение конституционных прав граждан в равном доступе к высшему образованию.

Итак, не только и не все по результатам внешнего независимого оценивания учебных достижений будут зачислены на обучение в высшие учебные заведения – вопреки тому, что соответствующие акты президента и правительства не предусматривают никаких исключений, тем более исключений, которые на свое усмотрение, то есть субъективно, могут устанавливать эти учебные заведения.

Итак, действующее законодательство, в частности Условия приема не устраняют, а создают условия для корыстных злоупотреблений в организации и проведении приема в высшие учебные заведения Украины.

В аспекте конституционного принципа доступности высшего образования и учитывая концепцию разных статусов, следует этот принцип реализовать способом одинаковой конкурсной ситуации для разных категорий граждан.

А для этого надо существенно поменять цель и сущность ВНО, трактуя его прежде всего как способ оценки уровня образованности нации.

С этой же целью реализации принципов справедливости и равного доступа к высшему образованию следует также ввести целевой образовательный сертификат, который, на определенных условиях, в частности кредитования, может получить и реализовать в любом ВУЗе каждый гражданин Украины.

Но это уже тема другой публикации.

Александр Сушинский, доктор наук по государственному управлению, профессор, "Западная аналитическая группа", для УП

 

powered by lun.ua
Главное на Украинской правде