Пятая колонна: руководство по выращиванию

Пятница, 18 апреля 2008, 14:00
Прославленный оратор Виктор Черномырдин решил поставить точку в скандальной истории с бухарестскими заявлениями президента Путина. Назвав информацию об антиукраинских выпадах ВВП "бредом", господин посол вряд ли сумел кого-то переубедить.

Тем более что стенограмма путинской речи на Совете Россия-НАТО, появившаяся в одном отечественном издании, свидетельствует: президент РФ действительно высказался об украинской государственности не слишком корректно и предрек нам возможные проблемы с территориальной целостностью.

Очевидно, Москва, обеспокоенная евроатлантической активностью Киева, не прочь разыграть старую сепаратистскую карту. Едва ли кто-то в Кремле всерьез помышляет об отторжении украинских территорий: рискованная игра не стоит свеч.

Другое дело – дискредитировать Украину в глазах Европы, представив нашу страну очагом нестабильности и рассадником сепаратизма, буквально рассыпающимся на куски. Для этого достаточно дестабилизировать ситуацию в юго-восточных регионах, устроить красочное действо, что-то вроде гипертрофированной Феодосии-2006.

Задача Москвы – втянуть в свои политические игры как можно больше украинских граждан. Задача Киева – этому помешать. Как же нейтрализовать внутреннюю пятую колонну?

Похоже, патриотичными умами прочно овладел нехитрый рецепт: надо, чтобы все граждане Украины смотрели фильмы и телепередачи исключительно на украинском языке, считали Степана Бандеру героем, были лишены доступа к российским СМИ – и мы получим единую, сильную и неуязвимую страну!

На первый взгляд идея кажется стройной и логичной. Но к чему на самом деле приводит внедрение единых ценностей с помощью всевозможных предписаний и запретов, спускаемых сверху?

Действительно ли такая политика способствует консолидации общества? Или же наоборот – подрывает государство изнутри?

Один знакомый автора, инженер, недавно вернувшийся из Ирана, был поражен настроениями местного населения.

В частных беседах очень многие образованные иранцы признаются: они бы желали военного удара США по своей стране, массированных вражеских бомбардировок.

Напоминания о неизбежной гибели мирных жителей никого не смущают: "А разве это жизнь? Почему нельзя слушать иностранную музыку, пользоваться Интернетом без ограничений, употреблять спиртное, носить галстуки, составлять завещание так, как хочешь ты, а не предписывают нормы Шариата? Мы готовы принять любой удар извне, лишь бы пал этот маразматический режим!"

При этом все они считают себя иранскими патриотами, хотя объективно это самая настоящая пятая колонна.

Конечно, идейные воины исламской революции стремились к иному результату. Тегеранский функционер может без труда объяснить логику закручивания гаек.

Ислам – исторический оплот иранской духовности. Алкоголь не только запрещен Кораном, но и подрывает здоровье нации. Блокирование доступа к сайтам антиисламского и антииранского содержания – это борьба за информационную безопасность страны. А запрет фаст-фудов и западной музыки защищает Иран от культурной экспансии враждебных государств, вероятных военных противников.

Но вместо сплочения нации президент Ахмадинеджад и Ко получили сограждан, которые поносят правительство за рюмкой контрабандного виски, тайком слушают Стинга и Питера Гэбриэла и с энтузиазмом ждут ракетно-бомбовых ударов по собственной стране...

Нельзя консолидировать общество на основе ценностей, насаждаемых силой.

К сожалению, многие наши политики и чиновники находятся в плену этой пагубной иллюзии. Без сомнения, Иван Вакарчук и Виталий Шевченко легко обоснуют необходимость 100-процентной украинизации телевизионного прайм-тайма и крымских университетов. Но результаты их революционной деятельности могут быть весьма далеки от ожидаемых.

Запретите демонстрировать русскоязычные "Подробности" – и средний крымчанин окончательно переключится на рупоры кремлевской пропаганды.

Задавите кабельное телевидение драконовскими ограничениями – житель Донецка купит спутниковую тарелку или уйдет в Интернет. И будет жадно ловить московские мессиджи – ведь это сладкий запретный плод, бесценная информация, которой его пытаются лишить!

Отнимите у преподавателей и студентов из Крыма и Донбасса право читать и слушать лекции на родном языке – спровоцируете неизбежный отток научных кадров, которые могли бы работать на Украину, но будут повышать конкурентоспособность соседнего государства.

Но главное – ретивые столичные чиновники de facto удобряют почву для сепаратистских провокаций Кремля. Притом именно сейчас, когда их риск особенно велик, когда Москве важно продемонстрировать всему миру, что Украина – нестабильное государственное образование, готовое в любой момент развалиться на куски.

В этих условиях необходима взвешенная, хорошо продуманная политика в отношении проблемных юго-восточных регионов.

В то время, как надо избегать любых неосторожных шагов, способных сыграть на руку Кремлю, великие патриоты-украинизаторы предпочитают рубить с плеча.

Своими радикальными инициативами они искусственно обостряют ситуацию на Юго-востоке, стимулируя антигосударственные настроения и превращая миллионы сограждан в легкую добычу московских провокаторов.

Зачем добровольно укреплять пятую колонну, зачем лить тонны воды на мельницу Путина и Медведева?

Современная Украина не является мононациональным и монокультурным государством. Хорошо это или плохо, но это факт.

Упирать на исторические корни этого явления, апеллируя к Валуевскому циркуляру и Эмскому указу, – бесперспективный и даже опасный путь, ибо в таком случае у наших недругов будет большой соблазн вспомнить, как появился в составе Украины тот же Крым.

Надо быть прагматиками, смотреть в будущее и отталкиваться от сложившегося status quo. Взаимная толерантность, поиск разумных компромиссов, идейный плюрализм – вот что поможет обеспечить гармоничный симбиоз Востока и Запада, объединить наших граждан вокруг стратегических интересов государства Украина, сведя до минимума влияние пятой колонны Кремля.

А попытки консолидировать страну, ломая миллионы граждан через колено, могут только навредить и усугубить положение.

В Речи Посполитой в 1920-х-1930-х годах курс на тотальную полонизацию тоже казался верным и логичным. Превратить все население многонациональной страны в поляков – вот как обеспечить единство, столь необходимое молодой республике!

Но ожидаемых результатов полонизация почему-то не принесла. Ее горькие плоды – банкротство умеренных украинских политиков из УНДО, терроризм ОУН и сентябрь 1939-го, когда толпы польских граждан встречали вражескую армию цветами.

Способны ли украинцы учиться на чужих ошибках? Или нам необходимо изготовить свои собственные грабли "Made in Ukraine" и аккуратно на них наступить?

Поиск компромиссов – дело нелегкое, но в наших условиях это единственный способ преодолеть раскол Украины. Вполне возможно, что решить болезненную языковую проблему помог бы своеобразный мораторий: Восток раз и навсегда забывает о статусе регионального или второго государственного для "великого и могучего", а Запад отказывается от попыток продвигать украинскую речь с помощью грубого административного давления на рынок культурной продукции.

При этом язык Шевченко и Стуса мог бы постепенно завоевывать все новые позиции в обществе за счет качественного, конкурентоспособного продукта – украиноязычной книги, фильма, песни.

И главными популяризаторами украинского языка были бы талантливые писатели, певцы, телережиссеры. Ведь раньше эта позитивная тенденция определенно наблюдалась!

А сейчас эту функцию выполняют творцы бездарных директив и запретов – чиновники из Минкульта, Минобразования и пресловутого Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания.

Главным оплотом чудесного языка стала тупая бюрократическая машина, не способная вызвать у нормального человека ничего, кроме неприязни и насмешек! Думаете, с таким замечательным "промоутером" популярность украинского слова в юго-восточных регионах страны возрастет? Блажен, кто верует...

Позиции русских шовинистов на Юго-востоке сильны как никогда. Неприязнь к языку и культуре, которые пытаются насаждать силой, предсказуемо растет. Бойкот украинскому объявляют многие из тех, кто ранее относился к нему вполне лояльно.

"Я часто смотрел фильмы на украинском, а теперь не буду из принципа, раз меня лишают права выбора!" - подобные заявления, увы, не редкость.

А в какое положение поставлены здравомыслящие сторонники украинского единства на Юго-востоке страны?

В течение многих лет они уверяли окружающих, что радикалы-бандеровцы и принудительная украинизация – это всего лишь миф, страшная сказка для наивных донетчан и крымчан.

В 2004-м юго-восточные демократы вели неравный бой с черным пиаром от Глеба Павловского (вспомним знаменитую карту с делением украинских граждан на три сорта) и без устали цитировали кандидата в президенты Виктора Ющенко.

Не имеет значения, на каком языке мы говорим, в какую церковь ходим: главное, что все мы – граждане Украины, и мы будем вместе строить свободное демократическое государство! Украинский язык будет развиваться параллельно с русским, но не за счет него.

Не верьте вздорным россказням, будто "оранжевые" начнут изгонять русское слово из школ, вузов и телеэфира!

А что теперь скажет своим соседям и знакомым патриотичный житель Севастополя или Северодонецка? Почему надо дружить с галичанами? Почему ни в коем случае нельзя поддаваться на сепаратистские провокации, инспирированные Кремлем? Почему следует игнорировать сладкоречивых затулиных и леонтьевых?

У трезвомыслящего патриота из Крыма или Донбасса больше нет убедительных аргументов в пользу украинского единства. Его разоружили киевские "большевики", пытающиеся втиснуть объективную действительность в узкие рамки идеологии и зачастую совершенно незнакомые с реальным положением дел на Юго-востоке.

Когда граждане начинают ненавидеть собственное государство, автоматически вливаясь в ряды пятой колонны, это прежде всего вина самого государства, неспособного проводить грамотную, взвешенную политику. А в зарубежных столицах всегда найдутся желающие воспользоваться этими ошибками.

Михаил Дубинянский

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде