Юго-восточное направление поставок газа в ЕС: украинские перспективы

Четверг, 24 апреля 2008, 14:20

Европейский Союз активно ищет новые пути поставок природного газа. Одним из приоритетных направлений для развития новых газотранспортных сетей является юго-восточное направление, устремленное на поставку энергоносителей из Центральной Азии, Каспийского региона и Ближнего Востока, которые обладают 40% разведанных в мире запасов газа.

На сегодня практически все объемы центральноазиатского газа в ЕС транспортируются при посредничестве российского "Газпрома" и преимущественно через территорию Украины. Это предоставляет Украине роль ведущего транспортера газа в ЕС на юго-восточном направлении.

Одновременно, разрабатывается ряд новых проектов, большинство из которых должны пройти не через украинскую территорию. Стоит вопрос, будет ли оставаться Украина важным транспортером газа?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим два фактора: рост европейской зависимости от импортного газа и развитие новых транспортных путей в обход территории Украины на юго-восточном направлении.

Рост европейской зависимости от импортного газа

ЕС на 56,2% зависит от импортных энергоносителей. Более того, в Европейском Союзе прогнозируют рост зависимости от импорта энергоносителей, в частности от природного газа.

По оценкам экспертов, в следующие 25 лет потребности Европы в природном газе вырастут с нынешних 500 миллиардов м3 в год до 800 миллиардов. Вместе с тем объемы собственной добычи сократятся.

Потребности ЕС в импорте природного газа, по предыдущим оценкам, вырастут с 300 миллиардов м3 в год до 715 в 2030 году. То есть, в следующие 22 года ЕС должен обеспечить вдвое больше газа чем сегодня.

Импорт природного газа в Евросоюз обеспечивается двумя способами: в сжиженном виде и по газопроводам. Можно ожидать, что импорт сжиженного газа в 2010 году достигнет 100 миллиардов кубов, а в 2015 году – 160 с перспективой удвоения до 2030 года.

Основные потребности в импортном газе в будущем должны обеспечиваться за счет поставки через трубопроводы, приблизительно 500 миллиардов кубов, из которых больше 300 миллиардов будут нуждаться в дополнительных источниках и путях.

Россия поставляет в страны ЕС, по разным оценкам, 150-160 миллиардов м3 газа каждый год. По мнению западных экспертов, российские возможности расширения экспорта газа ограничены.

Прогнозируется, что в 2030 году Россия будет удовлетворять 29% газовых потребностей ЕС, что будет составлять 207 миллиардов кубов газа в год. К этому объему также будет включаться и центральноазиатский газ.

У России есть подписанное соглашение с Туркменистаном на ежегодную поставку 60 миллиардов м3 газа, часть которого будет поставляться через Прикаспийский газопровод (планируется к введению в действие в 2012 году с мощностью 20 миллиардов м3).

По тем же прогнозам на прямые поставки центральноазиатского газа в 2030 году приходится только 2% общего импорта в ЕС, или 13 миллиардов кубов.

Первый шаг для достижения прямых поставок газа из Центральной Азии к ЕС был сделан в ноябре 2007 года. Тогда Туркменистан посетила мощная делегация представителей энергетического сектора ЕС во главе с Европейским комиссаром по энергетике Андрисом Пибалгсом.

Следующий, более конкретный шаг удалось сделать 8-9 апреля 2008 года во время заседания "Тройки ЕС – Центральная Азия". 13 апреля Европейский комиссар по внешним отношений Бенита Ферреро-Вальднер сообщила, что во время визита в Центральную Азию делегация ЕС получила от Туркменистана гарантии на ежегодную поставку 10 миллиардов кубов газа.

Поставки договорных объемов газа планируется осуществлять через Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и дальше по газопроводу "Набукко". Но существует и другой проектный газопровод "Южный поток", предназначенный для поставок центральноазиатского газа. Действительно ли оба проекта являются конкурентными?

Диверсификация газотранспортных путей ЕС на юго-восточном направлении

Газопровод "Набукко" рассматривается как проект ЕС, предназначенный для транспортировки центральноазиатского и ближневосточного природного газа. Его первая очередь, которая должна с 2013 года транспортировать центральноазиатский и каспийский газ объемом до 13 миллиардов кубов ежегодно, соединит Турцию с Австрией через Болгарию, Румынию и Венгрию.

Вторая очередь газопровода должна вступить в эксплуатацию до 2018 года и увеличить объемы поставок до 31 миллиарда ежегодно. Она направлена на ближневосточный газ.

На прошлой неделе президент Европейской Комиссии Жозе Мануэль-Баррозу заявил, что в ближайшее время будет подписано соглашение с Ираком о его участии в наполнении топливом газопровода "Набукко". В целом, по прогнозам IFRI из Ирака в 2030 году ожидается поставка 20 миллиардов кубов ежегодно.

Впрочем, мощности "Набукко" будет недостаточно, поскольку ЕС также планирует получать в перспективе газ и из других ближневосточных стран, в том числе из Ирана (до 35 миллиардов кубов ежегодно), стран Аравийского полуострова (до 88 миллиардов), а также из Египта (до 28 миллиардов).

Ключевыми странами ЕС в проекте "Набукко" являются Румыния (Трансгаз), Венгрия (компания МОL), Австрия (компания ОМV), Болгария (Болгаргаз), а также Турция (Бортас). Однако, эти страны одна за другой начинают присоединяться к проекту "Южный поток".

В феврале этого года России удалось достичь соглашения с Венгрией о ее участии в газопроводе "Южный поток" с долей 15%. Раньше согласилась на участие в проекте Болгария.

18 февраля этого года французская компания "Газ де Франс", согласно с заявлением французского государственного секретаря по внешней торговле Эрве Новелли, провозгласила о своем отказе от участия в проекте "Набукко". "Газ де Франс" также начал рассматривать возможность участия в проекте "Южный поток".

"Южный поток" был инициирован 23 июня 2007 года в Риме подписанием меморандума между российским "Газпромом" и итальянской компанией EniPaolo Scaroni. Газопровод пройдет от российского черноморского побережья до болгарской Варны, а потом через Грецию и Адриатическое море до Италии.

Запланированная мощность "Южного потока" 30 миллиардов кубов в год. Назначение "Южного потока" – транспортировка центральноазиатского газа из России в ЕС.

Почему же европейские страны-участницы проекта "Набукко" соглашаются принимать участие в другом, альтернативном проекте – "Южный поток"? Ответ очевиден – эти два газопровода не являются альтернативными. Они дополняют друг друга в обеспечении возрастающих газовых потребностей Европейского Союза.

Во-первых, развитие двух параллельных проектов представляет для ЕС дальнейшую диверсификацию путей поставки природного газа.

Во-вторых, два газопровода являются только частью решения проблемы роста газовых потребностей ЕС. Суммарная максимальная мощность "Набукко" и "Южного потока" составляет 61 миллиард кубов газа ежегодно, то есть не больше 20% от необходимых дополнительных объемов газовых потребностей ЕС в 2030 году.

В-третьих, проект "Набукко" может быть в перспективе полностью переключен на поставки газа из Ближнего Востока, общие объемы которых в 2030 году ожидаются в размере 143 миллиарда м3 газа ежегодно.

В-четвертых, существование двух проектов является для ЕС увеличением стабильности поставок центральноазиатского газа. Если один из ключевых партнеров, Россия или Турция, окажется ненадежным, то ЕС может компенсировать потери за счет другого направления.

Это может произойти в свете периодических обострений отношений между ЕС и Россией (задержки с началом переговоров по новому стратегическому соглашению), напряженной ситуацией между ЕС и Турцией относительно ее вступления в ЕС и возможной дестабилизацией ситуации в районе компактного проживания турецких курдов, близ прохождения газовых путей по территории Турции.

В-пятых, два новых проекта являются возможностью для ЕС влиять на поставщиков и транзитеров: Россию, Турцию, Азербайджан, страны Центральной Азии, а также Украину.

Итак, Европейский Союз, в свете возрастающих газовых потребностей в перспективе 2030 года, заинтересован в существовании двух параллельных проектов поставок газа: "Набукко" и "Южный поток".

Украинские перспективы в спектре газоснабжений в ЕС

Может ли уменьшиться потребность в украинских газотранспортных возможностях с учетом возрастающего импорта природного газа в ЕС и развития новых неукраинских газопроводов?

Украина и в дальнейшем, по крайней мере, в перспективе до 2030 года, будет оставаться важной страной для транзита газа с Востока в ЕС, хотя его объемы и будут уменьшаться.

Аргументы?

Первый: предполагается, что Россия в 2030 году будет экспортировать в ЕС 207 миллиардов м3 газа в год. Максимальная мощность неукраинских путей снабжения газа из России может составлять около 131 миллиарда. То есть на украинскую ГТС будет приходиться около 76 миллиардов кубов ежегодно.

Вдобавок, России будет недостаточно мощностей "Южного потока" и "Голубого потока" (около 46 миллиардов кубов) для транспортировки возрастающих объемов газа из Центральной Азии. А направлять этот объем на северные пути экономически невыгодно.

Второй: украинский путь уже существует, а остальные - только проекты. Введению "Набукко", первая фаза которого направлена на туркменский газ, должно предшествовать строительство Транс-Каспийского газопровода.

Проект "Южный поток" еще находится на стадии подготовки и должен быть согласован с другими черноморскими странами, в частности с его потенциальными противниками Украиной и Румынией.

Третий: Украина является более стабильным и надежным поставщиком газа в ЕС, поскольку газ через украинскую ГТС проходит исключительно по суше.

Наземный газопровод более защищен, чем газопроводы, которые содержат морские подводные участки. У "Южного потока" – это 900-километровый черноморский участок, а для "Набукко" – это транспортировка через Каспийское море.

При таких условиях, Украине следует не только усовершенствовать собственную ГТС, но и налаживать диалог с ЕС для ее участия в других возможных направлениях диверсификации поставок природного газа.

У Украины есть перспективы развивать проект газопровода "Белый поток", который мог бы дать ЕС возможность увеличить стабильность и надежность поставок газа из Центральной Азии, учитывая возможность уменьшения энергозависимости ЕС от России, взрывоопасность курдского региона и нестабильные отношения ЕС-Турция в свете преград для вступления последней в ЕС.

Украина может также быть привлеченной к добыче и транспортировке африканского газа в ЕС (монтаж и обслуживание газодобывающего оборудования; снабжение труб, предоставление транспортных средств/геликоптеров).

Работа в этом направлении уже началась во время визита Виктора Ющенко в страны Северной Африки 7-10 апреля 2008 года. Но не следует забывать и о возможности разработки своих месторождений газа, по крайней мере, для обеспечения внутренних потребностей.

Виталий Мартынюк, аналитик УНЦПИ, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде